kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Народная тряпичная кукла"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»»

Тема: «Народная тряпичная кукла»

Цель урока

Формировать знания о народных традициях и промыслах, о духовных ценностях русского народа на примере тряпичной куклы .

Задачи урока

1.Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся при изготовлении куклы – закрутки..

2.Обучающая -. Формировать и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью с учетом свойств ткани.

3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.


Оборудование: презентация, 4 лоскута ткани разного размера, нитки, ножницы, вата.



Ожидаемые результаты:

  • Знать традици русского народа, связанные с тряпичной куклой;

  • Понимать различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

  • Изготовить тряпичную куклу из лоскутов ткани.

Ход урока


1.Изучение нового материала:

Каждый год мы с вами знакомимся с разными видами ДПИ

Сегодня мы познакомимся еще с одним видом народного творчества – тряпичной куклой закруткой. Но сначала вспомним:

1.Вопрос – Какие виды ДПИ вы уже знаете?

С раннего детства все дети играют в куклы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

2.Вопрос: Как вы думаете, когда появились куклы?

( учащиеся рассуждают)

Слайд 2

Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней.

3.Вопрос: Из каких материалов изготавливались куклы?

Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их большое разнообразие.

4.Вопрос – Скажите, вы играете в куклы?

В старину в народе говорили:
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»       /поговорка/

Вопрос – почему появилась такая поговорка ?

( учащиеся рассуждают)

( слайд 3 )( учитель рассказывает)

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Если ребенок не играл в куклы или мало играет, то это считалось плохим знаком.

Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

( слайд 4)

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Слайд 5

Слайд 6

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

2.Обзор кукол

Слайд 7

Виды кукол

Слайд 8 – 22

3.Практическая работа

  1. Инструктаж по правилам безопасного труда.

2.Изготовить куклу закрутку из предложенного материала в технологической последовательности. (Слайд 24- 37)

4. Рефлексия

  • Как называется кукла, которую мы сегодня изготовили?

  • Для чего она служила, какое было её назначение?

  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились?

  • Демонстрация, изготовленных кукол.



4.Вывод:

Тряпичная кукла в старину играла большую роль: - она была участницей многих праздников и обрядов;- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;- была оберегом;- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии



Список литературы

1. Долгова, В. Славянские куклы-обереги своими руками / В. Долгова,

Е. Силенко// Феникс.-2016.-96 с.

2. Лыкова, И.А. Бабушкины куколки /И.А. Лыкова, Л.В. Грушина.-

М.:ИД Цветной мир, 2014.-18с.

3. Тарасова, О. Куклы-обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки:/О.

4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,

технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

5. http://stranamasterov.ru/node/319471

6. http://www.rukukla.ru/article/trya/calendar.htm

7.http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/o_kuklah.htm

8. http://nagadali.ru/obereg/tryapichnye-kukly-oberegi.html

9.http://infoprivorot.ru/ob-oberegax/tryapichnye-kukly-

oberegi.html#znachenie





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по теме: «Народная тряпичная кукла»

Автор: Якуба Наталия Григорьевна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: Кукла-оберег "День и Ночь""
    ["seo_title"] => string(46) "konspekt_uroka_na_temu_kukla_obereg_den_i_noch"
    ["file_id"] => string(6) "552393"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591152654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Занятие внеурочной деятельности  "Кукла - оберег "Колокольчик"""
    ["seo_title"] => string(67) "zaniatiie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kukla-obieriegh-kolokol-chik"
    ["file_id"] => string(6) "256104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448043419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1620 руб.
2320 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1790 руб.
2550 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства