Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
В образовательную область «Технология» включён метод творческих проектов - ведущий в технологической подготовке. Он предполагает в проектную деятельность школьников, в процессе которой они активно усваивают знания, умение, навыки, обретают опыт творческой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках технологии»
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №3 с дошкольным мини-центром»
« Проектная деятельность учащихся на уроках технологии»
(педагогическая лаборатория)
учитель технологии
Жанбырбаев С.К.
г.Текели
2016
Проектная деятельность учащихся.
В образовательную область «Технология» включён метод творческих проектов - ведущий в технологической подготовке. Он предполагает в проектную деятельность школьников, в процессе которой они активно усваивают знания, умение, навыки, обретают опыт творческой работы.
Обучение проектной деятельности – это процесс целенаправленного взаимодействия между учителем и учеником, стимулирование и организации активной познавательной деятельности ребёнка. Совместная деятельность решает несколько взаимосвязанных задач: прогнозирование, создание благоприятных условий, помощь в продвижении учащихся от элементарных к более сложным формам деятельности. Учитель осуществляет при этом рефлексивное управление, стремится постичь внутренний мир ученика, понять его желания, интересы, цели и планы.
В процессе совместной проектной деятельности педагог даёт учащимся профессиональную консультацию, помогает им осознать свои творческие возможности, найти наиболее рациональный способ выполнения и оформления проекта.
Проектная технология соответствует целям и задачам современного образования – познанию объективных законов природы и общества путём самостоятельного конструирования и решения проблем в виде проектов. Ученик при этом становится субъектом образовательного процесса: сам отбирает необходимую информацию, определяет её значимость, исходя из замысла проекта. Специфика этой технологии обучения в том, что для работы над проектом нет готовых систематизированных знаний. Их поиск, систематизация – дело самого ученика. Из множества фактов впечатлений, знаний и понятий он строит проект, отражая в нём своё представление о мире.
Педагог перестаёт быть основным источником и контролёром знаний, он становится консультантом, организатором деятельности класса и каждого школьника. Это кардинально меняет дидактическую сущность учебного процесса.
Творческий проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения в совместной с учителем деятельности. Проект выполняет в три этапа:
Исследовательский (подготовительный)
Технологический
Заключительный
К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, системность, творческая направленность, посильность, эстетичность и практическая значимость.
Исследовательский (подготовительный) этап.
На этом этапе решаются такие задачи:
Поиск проблемной области (потребность в определенных предметах или, чем я могу помочь в этом, интерес к различным явлениям жизни);
Выбор и обоснование проекта (как выбрать тему, какой объект изготовить и почему из множества вариантов идей выбрана эта);
Анализ предстоящей деятельности (что необходимо для успешной работы, предлагаемые ее результаты).
При поиске работы проблемной области учитель предлагает школьникам банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и оценивания.
Кроме вербальных методов (рассказ, объяснение), на этом этапе используются демонстрация ранее выполненных проектов, информационная поддержка (ознакомление с автоматизированным банком проектов).
Алгоритм выполнения проекта.
На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранного изделия или услуги, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Здесь прослеживается общественно – историческая детерминация обучения, позволяющая восстановить этапы возникновения и развития выбранных учащимися изделий, объектов, технологических систем. Учитель помогает школьникам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов.
На основе этой работы школьники выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений, проблем конструкции, материалов и дизайна будущего изделия.
Технологический этап
Этот этап проектной деятельности решает такие задачи:
Выполнение технологических операций (какие приемы и операции оптимальны для изготовления изделия, какие знания и умения необходимо приобрести, как повысить качество и производительность труда); соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности. При выполнении технологических операций школьники с помощью учителя подбирают режим обработки материалов, осуществляют самоконтроль качества обработки , вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.
Заключительный этап.
В этом этапе школьники проводят: корректировку деятельности (соответствует ли выполненное изделие, услуга смыслу, каковы достоинства, недостатки в сравнении с эталоном;
Экологическое обоснование проекта экологические достоинства и ограничения изделия в сравнении с замыслом; мини - маркетинговое исследование осуществить реализацию изделий, извлечь ,заинтересовать общественность, потребителей в данного рода; контроль и испытание изделия; защиту проекта. Оценивание проекта включает такие аспекты: аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы. Объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта, аргументированность предлагаемых решений, подходов, оригинальность темы, оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки, оформление текста, качество эскизов, схем, рисунков, оригинальность. Оценивается также качество доклада, готовность докладчика ответить на вопросы.