kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ах, эти шляпки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие способствует расширению кругозора обучающихся, повышению интереса к предмету «Розничная торговля непродовольственными товарами», знакомству с разными моделями головных уборов – шляп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ах, эти шляпки»




















Методическая разработка

внеклассного мероприятия


«Ах, эти шляпки...!»


Разработал: мастер производственного обучения

по профессии "Продавец, контролер-кассир"

I квалификационной категории

О.В. Яхина















г. Тайшет 2016



О.В. Яхина, мастер производственного обучения по профессии "Продавец, контролер-кассир" I квалификационной категории. Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Ах,эти шляпки...!"


Тайшет 2016г. – 17 с.








Методическая разработка представляет интерес для преподавателей и мастеров п/о, работающих по профессиям Продавец, контролер – кассир». Содержит материалы товароведения непродовольственных товар.

















Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественнонаучного цикла ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2016 года)






Рецензент:







Содержание:



1.

Пояснительная записка

4

2.

Сценарий мероприятия

5

3.

Приложения

14

4.

Список литературы

17



































Пояснительная записка.



Цели внеклассного мероприятия: расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к предмету «Розничная торговля непродовольственными товарами», знакомство с разными моделями головных уборов – шляп, эстетическое воспитание.

Задачи: ознакомить с историей происхождения головных уборов; развивать эстетический вкус и творческие способности; дать рекомендации по вопросам стиля и культуры головных уборов; активизировать познавательную деятельность.

Подготовительная работа: подобрать литературу; пригласить гостей; собрать экспонаты для выставки; картины, слайды, аудиоматериалы, видеоматериалы и т. д.

Методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска

Участники:обучающиеся, мастер п/о.

Форма проведения:конкурс - игра среди обучающихся.















Сценарий мероприятия.

Этапы мероприятия.

Этапы


время

деятельность педагога

деятельность обучающихся

Организационный

5мин.

Звучит песня группы «На-на» - Упала шляпа

в часть группы демонстрирует головные уборы, остальные воспринимают

мотивационный

ознакомительный

8 мин.

рассказ о шляпах


прослушивают песню

слушают, воспринимают

демонстрация видеофильма «Женщины в шляпках»

2 мин.

демонтирует видеофильм

смотрят

конкурс «Картинная галерея»

8мин.

задает вопросы, беседует, поясняет


отвечают, участвуют в беседе, воспринимают

демонстрация видео фильма «Ретро шляпки»

2мин.

демонтирует видеофильм

смотрят видеофильм

поговорки и пословицы

5 мин.

задает вопросы

объясняют значения поговорок

конкурс «Шапочный разбор»

3мин.

дается задание определить вид головного убора, какому герою он принадлежит

отвечают, участвуют, воспринимают

демонстрация видео фильма «Красота страшная сила», «Как подобрать головной убор»


6 мин.

демонтирует видеофильм

смотрят видеофильм

Резерв

3 мин.

дает задание – определить вид и название головного убора

отвечают, участвуют

Итог, рефлексия.

5мин.

подводит итог, благодарит за участие

слушают, воспринимают


1. ДЕФИЛЕ ШЛЯПОК

(Звучит песня группы «На-на» - Упала шляпа)

Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность.

С женскими головными уборами разобраться ещё сложнее, чем с мужскими. Известно, что один из самых древних обычаев на Руси предписывал замужней женщине скрывать свои волосы. Появиться просто так, с непокрытой головой, значило - опростоволоситься, то есть опозориться. Следуя моде, головные уборы на протяжении столетий всё же разделялись на те, которые носили молодые девушки, девушки на выданье - молодухи - и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие - только по праздникам. Существовали специальные свадебные, сезонные, городские и крестьянские головные уборы. Украшению головы отводилась особая роль: так женщина утверждала и выражала себя, демонстрировала свой вкус, социальное положение в обществе.(слайд 2)



2.ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ


КАЛАФ (слайд 3)

Скифский калаф – цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

ВЕНЕЦ (слайд 4)

Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке.

КОРУНА (слайд 5,6)

Название, безусловно, происходит от слова «Корона».  Исследователи считают, что  коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.

Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер.

КОСНИК, НАКОСНИК (слайд 7)


Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку. Конец косы девушки украшал косникили накосник, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, треугольником, полумесяцем. Косники расшивали нитками, жемчугом, окаймляли кружевом или металлическими пластинками.


ПОВОЙНИК, ПОВОЙ, ПОВОЕЦ (слайд 8)


(от повивать) — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора. Иногда повойником называли также мягкую шапочку из ткани, имевшую различную форму, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Как правило, повойник носили в будни (в праздники же надевали кокошники).


КОКОШНИК (слайд 9,10)


Очелье заполнялось зигзаговыми линиями – символом влаги, крестами - солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной – поднизью - символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождём.

Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.


КИКА, КИЧКА (слайд11, 12)


Праздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северно-русский). Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества».

Кичка – это старинный русский головной убор замужних женщин в основном носили в южных губерниях. Бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течение всей жизни. Чем женщина моложе - тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Рога головного убора служат оберегом ребенка и его матери, особенно роженицы, от нечистой силы и злого глаза.



СОРОКА (слайд 13, 14)


Род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички. Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями сзавязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке.


УБРУС (слайды 15, 16, 17)


Его набрасывали поверх головного убора так же, как и «платно» из куска ткани, которое тоже носили с глубокой древности. На изготовление убруса и платка шло тонкое полотно или легкие шелковые ткани. «Как государыне голову зачесали, и на государыню кику и покров положили, и покрыли убрусом; а убрус был уткан жемчугом с дробницами золотыми», - говорится в описании бракосочетания Евдокии Стрешневой с царем Михаилом Федоровичем.

Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

Истоки русского головного платка теряются в ХII веке. Тут берет начало русское головное полотенце - убрус. Его набрасывали поверх головного убора так же, как и «платно» из куска ткани, которое тоже носили с глубокой древности. На изготовление убруса и платка шло тонкое полотно или легкие шелковые ткани.


Но однажды на мексиканскую землю спустилась богиня и подарила своему народу защиту от солнца и кокетливый аксессуар в одном лице…

Демонстрируется видеофильм «Женщины в шляпках»

3.КОНКУРС «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ


А теперь перейдем в нашу картинную галерею.

На картинах изображены люди в разных головных уборах. Рассмотрите их. В нашей картинной галерее много женских портретов. Можно предположить, что шляпа – чисто женский головной убор. На самом деле это не так. Шляпа – предмет, предназначенный сначала только для мужчин. Именно мужчины первыми принялись щеголять в шляпах. Но скоро женщины поняли, что этот предмет туалета достоин, попасть и в дамский гардероб. Шляпа сохраняла голову в тепле и придавала женскому облику загадочность и таинственность.

Шляпа служит человеку веками и, как любой предмет обихода, способна поведать о нравах и обычаях своего времени. И так называем картину или вид головного убора или аксессуара к нему.

Слайды с 18 по 34

Вопросы:

  1. На этой шляпе могла быть деталь, которая способна не только оградить лицо дамы от мороза, но и несколько испортить зрение своей владелице. (Вуаль «Неизвестная» Крамского И.Н.)

  2. Эта шляпка с развевающейся вуалью принадлежит женщине, одетой в костюм под названием «амазонка» («Всадница» К.П. Брюллова.)

  3. Мы привыкли к тому, что чепчики носят только младенцы, но в XIX в. Искусно сшитые чепчики, украшенные кружевами и драгоценностями, носили светские дамы. (Портрет Чепчик Е.С. Авдулиной О.А. Кипренского)

  4. Как назывался боевой головной убор русских воинов? (Шлем «Богатыри» В.М. Васнецова.)

  5. Старинный русский головной убор замужней женщины называется «кика».

  6. Мужской головной убор, глядя на который хочется воскликнуть: «Тяжела ты, шапка Мономаха!» («Иван Грозный В.М. Васнецова).

  7. Этот вычурный головной убор на Востоке носили как мужчины, так и женщины. (Чалма«Двери Тамерлана» В.В. Верещагина)

  8. Глядя на этот пышный головной убор, можно предположить, что его владелица – великая актриса. (Портрет Княгини О.К. Орловой» В.А. Серова.)

Демонстрируется видеофильм «Ретро шляпки»


4.ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Командам дается задание – дать объяснения пословицам, поговоркам, крылатым выражением, в которых упоминаются шляпы. Обучающимся называют пословицу и они дают объясненияпо очереди. Варианты ответов приведены ниже.

1.Всё дело в шляпе!

(Раньше, когда не могли решить спор, в шапку клали шарики и тот, кто его вытаскивал, выигрывал спор)

2. Решил преуспеть – меняй шляпу!

(Новая шляпа меняет сразу образ и человек преображается и, действительно меняется).

3. Эх! Шляпа! Прошляпил такое дело!

(Как же так получилось, что ты не выиграл такое дело! Что-то так).

4. Съесть шляпу!

(Это значит настоять на своём).

5. Он две шляпы носит!

(Так говорили, когда человек работал на двоих хозяев).

6. Надеть шляпу на ухо!

(Это значит щеголять).

7. Снять шляпу!

( Это значит, проявить к кому -либо почтение).

  1. «Эх, ты, шляпа!» рус. Выражение, говорят незадачливому человеку.

  2. Хорошая шляпа – прекрасный повод заговорить о себе!

(И верно.На это обращают внимание).

10.Съесть шляпу!(Это значит настоять на своём).




5.КОНКУРС «ШАПОЧНЫЙ РАЗБОР»


Командам дается задание – определить по виду головного убора, какому герою он принадлежит.

Слайды с 36 по 47

Демонстрируется видеофильм «Красота – страшная сила»



6.РЕЗЕРВ

Задание «Перевёртыши»


Командам дается задание – определить вид и название головного убора. (Приложение)

Пора узнать, насколько нашиобучающиеся знают название головных уборов. В этом нам поможет конкурс «Перевёртыши». На листочках написаны слова, в которых буквы стоят не на своих местах. Угадайте название головного убора:



Панама (МААПАН), Кепка (КАКЕП), Цилиндр (ДРЛИЦИН), Фуражка (УФКАЖАР), Ушанка (ШАКАНУ), Чепец (ПЕЧЕЦ), Шляпа (ПЯШЛА), бейсболка (КАБОЛБЕЙС).



Демонстрируется видеофильм «Как подобрать головной убор»


7. ИТОГИ



Рефлексия:– Наше мероприятие подходит к концу, и мне хотелось бы узнать, что интересного и важного было для вас сегодня? Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?

– Закончить наше занятие мне хочется словами М.Горького «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Варианты нарядов.

















Вечерний наряд.























Повседневный наряд.
























Деловой наряд.





















Пляжный наряд.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Виды шляпок.









Список использованной литературы и источников



1. http://katyaburg.ru/razdely/zhenskiy-klub/modnye-zhenskie-shlyapy-shlyapki-foto - Красивые головные уборы.

2.http://www.woman.ru/fashion/accessories/article/79738/?startLeaflet=1#1

https://club.season.ru/index.php?showtopic=17873 - Необычные шляпки.

3.http://www.liveinternet.ru/users/ludvik/post159578755/ - Русские головные уборы.

4.http://www.liveinternet.ru/users/spbmaks/tags/%E3%EE%EB%EE%E2%ED%FB%E5%20%F3%E1%EE%F0%FB/ - Народные головные уборы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ах, эти шляпки

Автор: Яхина Ольга Владимировна

Дата: 13.07.2016

Номер свидетельства: 337395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "внеклассное занятие : " Эх, эта шляпка." "
    ["seo_title"] => string(40) "vnieklassnoie-zaniatiie-ekh-eta-shliapka"
    ["file_id"] => string(6) "112441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408625163"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сценарий осеннего карнавала "Мисс золотая шляпка. Осень - 2016""
    ["seo_title"] => string(66) "stsienarii_osienniegho_karnavala_miss_zolotaia_shliapka_osien_2016"
    ["file_id"] => string(6) "361541"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479832045"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект образовательной деятельности "Волшебные слова""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_volshiebnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "396791"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488343725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект образовательной деятельности "Кто построил новый дом?""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_kto_postroil_novyi_dom"
    ["file_id"] => string(6) "396792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488343869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Сценарий праздника "Показ моды""
    ["seo_title"] => string(28) "stsienariiprazdnikapokazmody"
    ["file_id"] => string(6) "272210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451921154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства