Просмотр содержимого документа
«АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МЕНТАЛИТЕТЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА »
ф.
Березин Олег Николаевич
Город, страна
Г. Саранск Республика Мордовиия
Место работы или учебы
ГКУ РМ НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия
Домашний адрес с почтовым индексом
Г. Саранск ул. Косарева д.104 кв. 27 почтовый индекс 430000
Контактный телефон
89271887768
Тема доклада
Архетипические образы в менталитете мордовского народа
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МЕНТАЛИТЕТЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА
О.Н. Березин г. Саранск
Для того чтобы говорить об архетипических образах в менталитете мордовского народа нужно в первую очередь обратиться к понятию менталитета и этнического самосознания вообще. По определению слово менталитет означает совокупность психических, интеллектуальных, идеологических, религиозных, эстетических особенностей мышления народа, проявляющихся в культуре, языке и поведении. Таким образом, суммируя вышеописанное можно сказать, что менталитет – это мировосприятие и умонастроение целого народа и индивида в частности.
В сознании каждого народа в стереотипной форме живут представления о типичных чертах той или иной нации. Известный юнгианский аналитик, экс-президент Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) Мюррей Стайн считает архетипические образы частью ядра личностного комплекса: “Архетипические элементы личности – это врожденные склонности реагировать, поступать и общаться определенными, типичными и предсказуемыми способами. Они сходны с врожденными механизмами разрядки у животных. Они унаследованы, а не приобретены и принадлежат каждому человеку на основании уже того, что он рожден человеком. Они – это то, что делает нас собственно людьми. Не только тело, но и душа, психика, является специфически человеческой, в ней созданы предпосылки для всего дальнейшего опыта, развития и воспитания.”[4, с.60]
Таким образом, имеет широкое распространение точка зрения, согласно которой представители одной нации имеют общие черты, которые отличают их от других народов.
Понятие национальный характер в современной психологии не считается научным, видимо, потому, что его трудно точно определить. Тем не менее, когда требуется объяснить то общее, что отличает представителей одного народа от другого, исследователи данной проблемы используют термины: национальные или этнические особенности, национальный менталитет, национальный характер. Все это говорит о том, что смысловая ячейка для данного понятия в общественном сознании присутствует. Национальные особенности – достоверный факт. Не существует каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только определенному народу, только данной нации или стране. Все дело заключается в некоторой их совокупности и кристаллически неповторимом строении данных национальных и общенациональных черт. Английский философ Уайтхед писал: ”По мере того как общества вступают на путь цивилизации, их члены признают друг в друге индивидов, способных к одним и тем же наслаждениям и страданиям, переживающих сходные чувства, подверженных страстям, испытывающих надежду и страх, стремящихся к одинаковым целям. Благодаря способностям интеллекта могут быть определены характерные черты человеческой личности, установлены типичные представления о том, что такое истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие.“[5, c.399]
Мордовский богатырь Сабан в “Мастораве” созданной А.М. Шароновым на основе эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний, ярко воплощает национальное начало мордовского народа. Оно заключается в наличии чувства собственного достоинства, доброжелательного отношения ко всякому гостю. В связи с этим знаковыми являются слова, сказанные Сабаном московскому правителю:
Минь эсенек паро койсэ
Ламо пингеть эрятано.
Бути инжекс сыргатадо,
Вадря каванявкс нейтядо.
(По своим законам добрым
Многие века живем мы.
Если в гости к нам придете,
Встретим с добрым хлебом-солью.)[6, c.169]
Представления о женском идеальном образе в менталитете мордвы можно видеть на примере тех критериев, которыми руководствовались при выборе невесты. Основным при выборе невесты является ее красота. Жених измеряет ее со своим основным эстетическим идеалом. Его жена должна быть белолицей, черноглазой, стройной, полногрудой, нормального роста, ласковой и доброй, к сердцу льнущей. Духовные и социальные достоинства подруги сердца находятся на заднем плане. Красота – вот что превыше всего в невесте.
Этнической идентичностью (этническим самосознанием, этничностью) называют осознание принадлежности к какому-либо этносу. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает термин “переживание”. Его использовали для изучения отношения индивида к окружающему миру крупнейший русский мыслитель и этнопсихолог Густав Густович Шпет и психолог Лев Семенович Выготский. Густав Шпет отмечал: “Индивидуальность предполагает и отдельное лицо, и пол, и возраст, и эпоху, и нацию “объемлющую все оттенки человеческой природы”.[7, c.169]
Особенно наглядно несогласованность между этнической идентичностью и вовлеченностью в этнокультуру видна на примере такого важного этнического признака, как язык. Д.С. Лихачев отмечал: ”Одно из самых главных проявлений культуры – язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель.”[1, c.354]
Этническая социализация в семье выражается в использовании дома при общении родного языка, в соблюдении национальных обычаев, обрядов и праздников, в беседах на темы истории и культуры своего народа.
На осознание этнической принадлежности сильно воздействует среда, в которой живет человек. Чем больше у него межэтнических контактов, тем больше он узнает об особенностях разных народов, их сходстве и различиях. Общение тс представителями других народов способствует развитию коммуникативных навыков и пониманию чужих культур. В связи с этим П. Рикер отмечал: “человечество конституировалось вовсе не по единому образу культуры, оно – результат “заимствования” различных связанных и завершенных исторических формирований; определенных культур.”[3, c.327]
Крайне значима особенность этнической идентичности, единство человека со своим народом – обоюдный акт признания. Благо, которое приносит взаимопомощь, и чувство плеча хорошо показано в церемонии возведения на княжеский престол Тюшти. После избрания инязора (князя) начинается пир с песнями, в которых содержатся аллегорические наставления Тюште и народу:
Кто с людьми живет раздельно,
Бросил свой народ родимый,
Жизнь того сломает также,
До земли согнет нещадно,
Как дубы и сосны буря.
Наша сила в единенье,
В общем разуме и воле.[6, с.335]
Для полноправного членства в этнической общности недостаточно осознание принадлежности к ней – необходимо и признание индивида группой, подтверждение субъективной идентичности окружающими. В том случае, когда явных межгрупповых различий нет, внешние и собственные критерии идентичности практически совпадают, группа принимает индивида, даже если по крови он чужой. Вполне вероятна идентификация себя с двумя и более группами. Такое этническое самосознание имеют люди, живущие в полиэтническом обществе, и те, кто рожден в смешанном браке. При благоприятных условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриатизмом, гордостью за свой народ и его великих представителей, высокой самооценкой и чувством собственного достоинства. Такое самосознание предполагает, и терпимость по отношению к другим этническим группам. Но позитивная этническая идентичность иногда проявляется иначе: негативными стереотипами, предубеждением против чужих, уклонением от тесного взаимодействия с ними и нетерпимостью межэтнических контактов.
Вытеснение из структуры социальной идентичности, одной из важнейших ее составляющих – этнической идентичности грозит потерей целостности образа ”Я” и связей с какой бы то ни было культурой. Таким образом, утрата этнического самосознания приводит к негативным последствиям для личности.
В наше время наблюдается психологический сдвиг в сознании людей: они проявляют больший интерес к своим корням. Р.К. Омельчук писал: ”Истина – это раскрытие самого себя изнутри, из глубины человеческой природы, происходящее в процессе понятия экзистенциальных ценностей в качестве социокультурного идеала.”[2, с.77] Это явление – следствие интенсивных межэтнических контактов, вызванных массовой миграцией, обменом школьниками, студентами и специалистами, туризмом, средствами массовой коммуникации. Подобные контакты актуализируют этническую идентичность, так как через сравнение можно вполне осознать принадлежность к своему этносу. Поиск идентичности в столь ненадежном и перенасыщенном информацией мире все чаще заставляет людей оглядываться назад, искать опору в вечных ценностях предков.
1. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.