Тема: « Борьба с неуспеваемостью»
Выступление на МО математиков МАОУ гимназии №76.
Учитель математики : Хоружая Наталья Александровна.
План:
1.источники неуспеваемости
2. причины неуспеваемости
1. Чтобы квалифицированно решать проблему успеваемости, надо знать обстоятельства, которые порождают успеваемость и неуспеваемость. В нормальном случае ребенок еще с дошкольного возраста обладает всеми интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и деловыми качествами, которые необходимы для успешного учения. Он удивительно любознателен, наблюдателен, обладает прекрасной памятью, непрестанно познает и умеет познавать. Словом, причин для неуспеваемости с этой стороны нет. Следовало бы поэтому предполагать, что и в школьных условиях познавательная деятельность ребенка, его учение, будет развиваться нормально, без препятствий и срывов. Опыт же говорит о другом: как раз в школе и начинается неуспеваемость ребенка… Парадоксально, неприятно, но – факт: одним из источников неуспеваемости ( и успеваемости, конечно) является школа, а непосредственным образом – мы с вами, учителя. Нелегко признать собственную вину. Хорошо бы каждому учителю усвоить себе золотое правило - во всех случаях неполадок и неудач не искать виновника на стороне, а прежде всего адресоваться к себе: « Не во мне ли дело? Не я ли чего-то недоучла?» В противном случае школьник даже при исключительной любознательности может стать если не неуспевающим, то недостаточно успевающим. Значит, вторым источником неуспеваемости учащегося может быть семья. Третьим источником неуспеваемости школьника является свободное детское сообщество – группа ближайших друзей, с которыми он проводит свое свободное время. Но это только в том случае, если в круг интересов « друзей» совсем не входят учебные интересы. Тогда затеваются дела, ничего общего не имеющие с учением, отвлекающие от него и даже настраивающие против учения. Обязан ли учитель всем этим заниматься? Обязан. Во – первых, потому, что он не только учитель, но и воспитатель. А во- вторых, настоящий учитель всегда заинтересован в успехе своего труда, и если что-то препятствует этому успеху, он не может не вмешаться. А не вмешался, - значит, виноват, если и не формально, то морально.
Словом, снова приходим к прежнему выводу : успеваемость школьников зависит главным образом от учителя. Остальные «силы» имеют вспомогательные или дополнительное значение. Они могут определить только сравнительно небольшие колебания в ту или иную сторону – несколько повысить успеваемость или несколько понизить ее. Все остальное в руках учителя.
2. Учение утратило смысл для ученика, поэтому он не хочет учиться. Возникают «важные» и «неважные», любимые и нелюбимые предметы, а как следствие – плохая успеваемость по «неважным» и поэтому нелюбимым. Дело в том, что в школе далеко не редкость отвратительная практика «натягивания» оценок. «Дотянули» ученика до девятого класса, «задачу всеобуча выполнили», « престиж школы» сохранили, пусть теперь парень получает аттестат и отправляется куда знает, « гора с плеч!». И вот расплата : парень пришел в десятый класс, совершенно не подготовленный для работы в нем !.
Часто ученик так и не справляется с задачей восполнения пробелов. Это ведет к тому, что он в дальнейшем так и будет хромать на ту ногу, которую не сумел подправить.