Просмотр содержимого документа
«Боровская областная санаторная школа - интернат.»
Эпиграф
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».
В.А. Сухомлинский
Тема: Земля наш общий дом.
Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности.
Оборудование: - плакаты об охране природы; - репродукции картин с изображением природы; - детские рисунки о птицах нашего края.
Ролик природа,
Вступительное слово педагога.
Ребята, наш классный час посвящен защите и охране природы.
Этот урок, я надеюсь, поможет нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой.
Где бы ни жил человек, в городе или сельской местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми…Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.
Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. 1 учащийся сообщение
Человечество достигло такой стадии, когда антропогенное воздействие на биосферу приобрело необратимый характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями общества и оскудевающими возможностями природы. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.
Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 году приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. В целях выживания человечеству необходимо переосмыслить суть взаимоотношений человека, общества и природы на основе новых подходов и идей. Практическая реализация идей устойчивого развития связана с изменением стереотипа культуры взаимоотношений человека и природы. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений «Человек — Общество — Природа» становится экологическое образование.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.
Педагог: В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь тоже изучает экология. Вот некоторые примеры такой взаимосвязи:
Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив
хлопка.
В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество
вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли
от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
-В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь.
У какой птицы мешок под клювом? (пеликан)
Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)
Самое большое в мире животное. (синий кит)
Самое большое наземное животное (слон)
Самый быстрый зверь (гепард)
Самая крупная птица в мире (страус)
Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)
Какая птица считается санитаром леса? (дятел)
Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (голубь)
Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает в Антарктиде. (пингвин)
Ара, какаду. Всё это… Кто? (попугай)
Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (павлин)
Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей)
Какая птица выше всех летает? (орёл)
Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири)
2 учащийся сообщение. Зачитывает об экологической ситуации в Казахстане.
В Казахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние пять лет темпы роста этих отраслей наращиваются. Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологи Казахстана вцелом. За много лет в республике скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны. Основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятия чёрной металлургии, нефтехимии, производство стройматериалов. Несмотря на то, что крупные компании и правительство разрабатывают программы по борьбе с загрязнением воздуха, экология в Казахстане оставляет желать лучшего. Большой проблемой является утилизация попутного и природного газов при добыче углеводородов. При сжигании попутного газа на факелах происходят выбросы в атмосферу окислов азота, диоксида серы, сажи. Наиболее вредные производства – это свинцово-цинковое в районе Усть-Каменогорска, свинцово-фосфатное в Шымкенте, фосфорная промышленность Тараза, хромовые предприятия Актюбинска. Наиболее загрязнён атмосферный воздух над Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областями. В пятнадцати городах республики повышен уровень загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами. Среди этих городов – Зыряновск, Актау, Темиртау, Тараз, Петропавловск, Шимкент, Алматы. Высокий уровень загрязнения воздуха в городах является следствием устаревших технологий производства, неэффективные очистные сооружения, низкое качество используемого топлива. Основные загрязняющие вещества – это пыль, диоксид серы, диоксид азота, углеводороды, фенол, свинец, сероводород, хлористый водород, аммиак и др. Наиболее пыльные города Казахстана – Актау, Атырау, Жезказган, Семипалатинск, Усть-Каменогорск.
Педагог. Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.? ( Ответы детей )
Воспитанники читают стихи:
1. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь … Всё это называется природа. Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить … Природой, называется всё это, Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым … Всё это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда … Природой, называется всё это, Давайте же её любить всегда!
Педагог: Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоклип на песню Earth Song в исполнении всемирно известного Майкла Джексона.
Все что вы сейчас увидите, может произойти в ближайшем будущем, если все мы не начнем, перечь природу.
(Просмотр видео)
Практическая работа
Сейчас на листочках, которые я вам раздала, нужно нарисовать экологический знак, который отразит то,
что можете сделать вы для защиты природы.
Подведение итогов
Преподаватель: Что вы поняли из нашего сегодняшнего разговора? (ответы детей)
– Вспомните правила друзей природы, о которых мы сегодня говорили. (Называют правила по очереди).
-Молодцы, ребята. Я надеюсь, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.