Час общения на тему:
« С детства дружбой дорожи.»
Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно
(толерантно) относиться друг к другу.
Задачи:
- сформулировать понятия "дружба, друг";
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- формировать навыки работы в сотрудничестве.
Этапы занятия:
1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».
2. Объявление темы.
3. Мозговой штурм «Дружба – это …».
4. "Веер"- вопросник.
5. Игровое упражнение «Найди себе подобного».
6. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы».
7. Ситуация «Мостик».
8. Музыкальная разминка (отрывки из детских песен о дружбе).
9. Подведение итогов занятия.
10. Заключение.
Ход занятия.
1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на
обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах доски записываются 2 высказывания:
«Дружба в классе не нужна»и«Дружба в классе нужна».
Учащимся предлагается :определить свою позицию и встать около того высказывания, которое соответствует их точке зрения на данный вопрос.
2. Объявление темы.
Дорогие ребята! Мы начинаем с вами большой разговор о дружбе, об этике
отношений в классном коллективе. Во все времена и у всех народов высоко
ценилась дружба, верность и преданность. « Кто не ищет дружбы с близким,
тот себе заклятый враг», - писал в 12 веке Шота Руставели. Выражение
«друзья и братья» некогда звучало почти идентично. Недаром близкого друга
часто называют собственным, т. е. другим «я». А вот как об этом сказал великий В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде,
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Ребята! Давайте вспомним пословицы о дружбе.Дети предлагают свои варианты и анализируют пословицы.
Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
Друзья познаются в несчастье.
Крепкую дружбу и водой не разольешь. (и др.)
3. Мозговой штурм «Дружба – это …».
Давайте, ребята, ответим на вопросы:
Что такое дружба?
Друг - кто это?
Как рождается настоящая дружба?
Работа над понятиями «дружба, друг». «Дружба – это …». Учащимся
предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она
нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои
мысли.
4. «Веер – вопросник». (учащимся предлагается вытянуть вопрос из
«веера» и ответить на него.)
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему трудно дружить с себялюбивым человеком?
Можешь ли ты сказать другу горькую правду?
Может ли быть дружба между мальчиком и девочкой? Есть ли в нашем
классе такие ребята?
Дружба личная и дружба коллективная. Что между ними общего и в
чем разница?
Почему иногда говорят: «До дружбы надо дорасти?»
ты»- верное.
Учащиеся на данном этапе слушают ответы друг друга, дополняют их,
совместно с учителем делают соответствующие выводы.
5. Игровое упражнение.
Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе
подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не
разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие
рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои
места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и
обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без
друзей?».
Обсуждение:
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
6. Моделирование дружбы в классе.
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса
(использование моделей человечков)
Ход выполнения интерактивного упражнения:
1. Каждой команде дается свое собственное задание, и работать они будут в
команде различными способами.
Критерии оценки:
- учащиеся смоделировали дружбу в классе;
- учащиеся придерживались правила, работать дружно (за каждое
нарушение вычитается 1 балл);
- коллектив дружный;
- учащиеся использовали всех человечков.
2. Если команда работала шумно, и учащиеся ссорились между собой, то это
повлечет за собой снятие с команды баллов.
3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной
бумаги; ножницы; скотч.
4. По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а также назвать активных
и сообразительных.Защита проектов. Учащиеся выбирают лучший.
Учитель задает командам следующие вопросы:
(примерные вопросы)
Понравилось ли вам работать в данной команде?
У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
7. Ситуация «Мостик»
Учитель предлагает прослушать текст:
Два мальчика учились в одном классе и жили на одной улице друг против
друга. И давно дружили. Потом поссорились, стали считать друг друга
врагами. Однажды пошел сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись,
выглянуло солнце, но улица была залита водой, никто не мог перейти через
дорогу. Вышел один из мальчиков из дома, стал у ворот, любуясь, каким все
стало чистым и красивым после дождя. Вдруг из ворот своего дома вышел
его бывший друг, который держал большой камень… Тогда …
Учитель: Как бы вы хотели закончить этот рассказ?
Вывод.
8. Музыкальная разминка (отрывки из детских песен о дружбе).
9. Подведение итогов занятия.
Учитель вместе с детьми подводит итог часа общения:
Что вы сегодня для себя открыли на уроке?
Каковы результаты работы?
Как вы чувствовали себя во время работы?
Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
Что нового о дружбе узнали на нашем занятии?
Можно ли назвать наш класс дружным?
10. Заключение.
Учитель читает стихотворение Р. Гамзатова " Берегите друзей!"
До встречи!