kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что, где, когда? Школьная викторина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий.

Обещала вечеринка,

Заглянуть как свет во двор.

У зачина есть начинка —

Красна нитка в разговор.

Как когда-то в век старинный,

И в недавние года:

Начинаем викторину

Типа "Что, где и когда"!

Взорам гостей предстает пестрая панорама. Вот изображения орудий труда, вот портреты знаменитых людей, императоров, рисунки воен­ных баталий, орденов, редких монет и вооруже­ния. Есть и натуральные экспонаты. Кто-то при­нес деревянную прялку и веретено. Ребята при­готовили к викторине вопросы на самые разные темы. Звучит музыка: Чайковский, Бородин, Глинка, записи народных песен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что, где, когда? Школьная викторина»

Что, где, когда?

Школьная викторина

Ведущий.

Обещала вечеринка,

Заглянуть как свет во двор...

У зачина есть начинка —

Красна нитка в разговор.

Как когда-то в век старинный,

И в недавние года:

Начинаем викторину

Типа "Что, где и когда"!

Взорам гостей предстает пестрая панорама. Вот изображения орудий труда, вот портреты знаменитых людей, императоров, рисунки воен­ных баталий, орденов, редких монет и вооруже­ния. Есть и натуральные экспонаты. Кто-то при­нес деревянную прялку и веретено... Ребята при­готовили к викторине вопросы на самые разные темы. Звучит музыка: Чайковский, Бородин, Глинка, записи народных песен.

Ведущая. Внимание! Давайте договоримся: сколько задаем вопросов — столько дарим при­зов. Если вы ошибаетесь, тогда отвечаю я. И приз мой... Договорились? Награждение в конце вик­торины! Жюри из трех человек, оно работает с нами отмечает верные ответы. (Звучит гонг.)

• Кто сумеет перевести на современный лад хотя бы одну из этих старинных мер веса? Их четыре. Вот они: пуд (16 кг), унция (28,3г), карат (0.2г). золотник (4,26 г).

  • Теперь вспомним о мерах длины, вопрос тот же. Внимание! Маленькая подсказка. Была в первую мировую войну на вооружении русской армии трехлинейная винтовка и трехдюймовая пушка... И еще, наверное, всем знакомо одно романтичное имя, намекающее на миниатюрное телосложение его обладательницы — "Дюймо­вочка"... В приведенных словах есть понятия: дюйм (25,4мм) и линия (2,117мм) — сколько это будет в миллиметрах?

  • В каком произведении Пушкина стоит эпи­граф: "Береги честь смолоду"? ("Капитанская дочка".)

  • Из какого произведения эти строки:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

("К Чаадаеву".)

  • В каких произведениях Пушкина мы зна­комимся с образом императора Петра Велико­го? ("Полтава", "Араб Петра Великого", "Мед­ный всадник".)

  • Кто автор музыки к трагедии "Борис Году­нов"? (Мусоргский.)

  • Один из героев Пушкина весело насвисты­вал "Гром победы раздавайся". Кто это был? (По­мещик Троекуров.)

  • Кто у Пушкина "В окно смотрел и мух да­вил..."? (Дядя Евгения Онегина.)


  • Кто из пушкинских героев "острижен по последней моде, как денди лондонский одет"? (Евгений Онегин.)

  • Музыка к роману "Евгений Онегин" напи­сана?.. (Чайковским.)

  • Чей портрет, описанный такими словами, запомнился вам: "дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива..."? (Татьянин.)

  • Назовите имя "суженного", которого раз в крещенский вечерок нагадала себе пушкинская Татьяна. (Агафон, в переводе с греческого — доб­рый. А как будет по-русски Евгений? Благород­ный. Похоже, не правда ли!)

  • В основу какого пушкинского произведе­ния легла древняя русская летопись? ("Песнь о вещем Олеге".)

  • Мы употребляем в разговоре не мало ста­ринных, вернее старославянских слов. Поэтому пусть вас не шокирует такой вопрос. Как будет по-старославянски военное сражение, битва? Выражение часто встречается в "Слове о полку Игореве". (Брань.)

  • В каком городе согласно "Слову о полку Игореве" князь Святослав неспокойно почивал и "смутный сон видел"? (В Киеве.)

  • Назовите красивое и нежное имя жены князя Игоря в "Слове о полку Игореве". (Яро­славна.)

  • Название верхней одежды русских воинов в "Слове о полку Игореве"? (Плащ.)

  • Есть любопытные выражения, которые могут встретиться во многих древних текстах, начиная с Библии. И так, кто или что это та­
    кое:

  1. Онагр? (Дикий осел, имя нарицательное, сим­волизирует некоторые отрицательные челове­ческие качества.)

  2. Василиск или аспид? (Ядовитое пресмыкаю­щееся, смертельно ядовиты даже его яйца, ко­торые высиживает самка. Древний пророк Иу­деи вспоминал это животное в частности, ког­да пророчествовал о своем народе: дескать, на­род, творя непотребства, высиживает аспи-довы яйца себе на грядущие времена.)

  3. Десница, или десный? (Правая рука, правый.)

  4. Дол? (Низ, низина.)

  5. Живот? (Жизнь; есть выражение: "не пощадим живота".)

6.Лепта? (Мелкая монета; "внести свою лепту".)
7. Одр? (Постель, ложе; "встать с одра болезни ".)

  1. Перси? (грудь; в горе и скорби "ударять себя по персям".)

  2. Аз? имя собственное.)


  • Это старинное кушанье из тертого карто­феля пекут словно лепешки... (Деруны.)

  • До того как в Россию завезли картошку, что занимало ее место на столе крестьянина? (Репа.)

  • Лодыжки ног домашних животных, как из­вестно, годятся в холодец. Но не только. От них остаются косточки. Когда-то в старину их очищали, сушили, красили. Получались небольшие, гладкие, годные для веселой игры штуковины. Что это такое? (Бабки. Бабки можно ставить ря­дышком и сшибать тяжелой бабкой-битой со свинцом. Правда, нужны еще сноровка, крепкая рука и верный глаз... Словом, игра для ловких и ум­ных, как мы с вами! Бабки можно сравнить с иг­рой в городки или кегли.)

• Помните известную поговорку: "Не мы­тьем, так катанием"? Оказывается еще не так давно можно было встретить в обиходе сельских жителей такую штуковину — каталку... Что это ? (Каталка приспособление для стирки на от­крытом воздухе, незаменима в холодную погоду. Это доска с помощью которой белье во время стирки катали по мосту. У каталки две ручки и зубцы.)

(Гонг. Подведение итогов первого тура. Рабо­та жюри. Играет музыка.)

Ведущая. А теперь открываем второй тур викторины, он посвящен народным пословицам и поговоркам. Мы их часто слышим, с их помо­щью выражаем разнообразные чувства и пере­живания. Благодаря этому наш мир становится интереснее и богаче. А сами мы немножечко умнее. Крылатые слова встречаются во многих литературных произведениях. Сейчас вы услы­шите отрывки из разных книг, вы, конечно, по­чувствуете, что хотел сказать их автор и попро­буете восполнить пропущенные мною места... (Гонг.)

  1. Она советовалась со своим мужем, с некото­рыми соседями, и наконец все единогласно решили, что, видно, такова была судьба Ма­рьи Гавриловны, что суженого конём не объ­едешь, что бедность не порок*, что жить не с богатством, а с человеком... (А.С.Пушкин.
    Метель.)

  2. Село было большое, народу встречалось мно­го, и все говорили:

— Какое счастье, как же ты её (щуку) выта­щил? Рыбак спокойно и чуть насмешливо всем отвечал:

— Без труда не вынешь и рыбки из пруда. (М.При­швин. Кощеева цепь.)

  1. Умный хозяин все сам поймёт, а если без царя в голове — зря слова изведёшь. (М.Пришвин. Кощеева цепь.)

  2. А что старуха видела в своей жизни? День да ночь, работу да сон. Вот и крутилась, будто белка в колесе. (В. Распутин. Последний срок.)

  3. Батюшка сказал мне: "Прощай, Пётр. Служи верно кому присягнёшь; слушайся начальни­ков; за их лаской не гоняйся; на службу не на­прашивайся; от службы не отговаривайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". (А.Пушкин. Капитанская дочка.)

6. Я опасаюсь, почтеннейший Николай Нико­лаевич, чтоб не вышло для вас какой-нибудь неприятности, — заметил Денис... - Бог не выдаст, свинья не съест, — весело и беспечно отозвался Раевский. (Н.Задонский. Денис Давыдов.)

7. Городничий. Да, признаюсь, господа, я, черт возьми, очень хочу быть генералом.

Лука. Лукич. И дай бог получить!..

Аммос Фёдорович. Большому кораблю - большое плавание. (Н.Гоголь. Ревизор.)

  1. — Главное, Хиона, не нужно зарываться... Будь паинькой, а там и на нашей улице будет праздник. (Д.Мамин-Сибиряк. Приваловские
    миллионы.)

  2. А по весне можно наводнение прописать: снесло, дескать, мост волею божиею. Бумага все стерпит. (П.Мельников. Медвежий угол.)

  3. Теперь Пётр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать... А что с ним случилась такая оказия [дуэль],
    то быль молодцу не укор". (А.С.Пушкин. Капи­танская дочка.)

II. Несговорчивым был Александр Фёдорович, неуступчивым. На всякий вопрос имел своё собственное мнение. А вот жены своей, Анны
Павловны, побаивался, не перечил ей, под­чинялся. Хоть и понимал Александр Фёдоро­вич, что не пристало ему быть под башмаком у жены, да ничего с собой поделать не мог. (В.Степанов. На берегах Клязьмы.)
Ведущая. Вижу, что вы неплохо чувствуете родную речь, значит, вы легко растолкуете эти поговорки. Итак, что сие значит?

1. Бить баклуши.

В старину посуду делали из дерева, сложное дело начиналось с простого. Сначала откалыва­ли от бревна чурку — баклушу. Это дело обычно поручалось подмастерьям. Сегодня выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно про­водит время, валяет дурака, лодыря гоняет...

2. будет и на нашей улице праздник. Раньше у каждой улицы был свой небесный покровитель. В день своего святого (святых) ве­селилась вся улица: Трифоновская, Никольская, Рождественская, Якиманка и т.д. Праздник был шумен и весел, приглашались соседи с других улиц. Но все ждали своего праздника, говоря: "будет и на нашей улице праздник".

3. бабушка надвое сказала.

Это вариант восточнославянской пословицы: "бабушка гадала да надвое сказала". Надвое — значит двусмысленно. Так говорят о том, что ещё •яво не известно: может будет, а может быть и нет!

4. бумага всё стерпит.
Происхождение этой поговорки связано с писателем Цицероном (Рим. 106—43 гг. до н. э.) и в буквальном переводе означает "письмо не краснеет", т.е. написать и напечатать можно всё, что угодно, главное, чтобы самому потом не по­жалеть.

5. Быль молодцу не укор.

С молодым может случиться всякое. Горяч­ность, неопытность, желание себя показать мо­гут сослужить дурную службу. Но если он в по­ступках и не имел злого умысла, то не стоит су­дить его слишком строго. С годами он и сам себя строго осудит.

6. БЫТЬ ПОД БАШМАКОМ.

Быть в полной зависимости от кого-либо. Вы, наверное, знаете древний обычай народов воин­ственного Востока, согласно которому победи­тель в знак своего торжества ставил ногу на по­коренного соперника. Впрочем, французы вы­ражение быть под каблуком сводят к некоему свадебному обряду: по их поверию, если невеста первой наступит на туфлю жениха — она будет в доме хозяйка...

7. бросать камешки в огород.

Делать словесные выпады, но не говорить впрямую, а лишь намеками. Выражение пришло из Франции, где камни бросали в огород чело­века, к которому были враждебно настроены, желая сделать землю менее плодородной.

(Теперь можно подвести итоги второго тура викторины. Играет вальс. Работает жюри. Тан­цуют пары. Перерыв 10мин.)

Ведущая. Возможно, приведенные выше вопросы кому-то покажутся совсем простыми, ну что ж, господа, наберитесь терпения. Сейчас мы предложим вам кое-что посложнее. Мы вспомним историю смутного времени, знакомую нам по одной из трагедий А.С.Пушкина. И так, программа третьего тура. (Гонг.)

• Кто произносит эти слова, почему, к кому они обращены? Что это за произведение?

Вот мой совет: во Кремль святые моши

Перенести, поставить их в соборе

Архангельском; народ увидит ясно

Тогда обман безбожного злодея,

И мощь бесов исчезнет, яко прах.

(А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". Народ почему-то принимает Самозванца за царевича. Патриарх предлагает привезти в Москву мощи царевича Димитрия. У мощей совершаются чуде­са: возвращается зрение слепым, здравие недуж­ным. Если народ увидит эти мощи, то станет ясно, что царевич погиб, он свят как мученик, и за стенами Кремля бунтует самозванец.)

• С присущей ли ему мудростью царь воспри­нял совет патриарха? И почему? (Каждое слово о погибшем наследнике больно ранит Бориса. Как утопающий за соломинку, он хватается за пред­ложение Шуйского... Борис боится, следуя совету патриарха, изобличить себя как убийцу наследни­ка. Он лихорадочно ищет выход из политического тупика, куда загнал себя сам, но есть ли у него аль­тернатива?)

  • Куда переносит нас следующая сцена траге­дии? (Равнина близ Новгорода Северского. 1604 г.,21 декабря. Солдаты царя Бориса бегут с поля бра­ни так, что, дивится их командир — иностранец: "у них нет рук, чтобы сражаться, а только ноги,
    чтобы удирать".)

  • Кто и почему произносит слова: "Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка". (Николка — юродивый. Царь глубоко переживает пришед­шую весть о поражении своего войска. Он начина­ет внимать голосу совести и вдруг слышит от слу­чившегося рядом юродивого, страшное обвинение: "...зарезал ты маленького царевича". И, несмотря
    на эту дерзость, приказывает не казнить холопа, а подать ему милостыню и даже еще просит мо­
    литв за себя...)

  • О чем говорит нам автор в следующей сцене трагедии? (После встречи царя с юроди­вым, после его слов покаяния, автор переносит нас в дремучий лес. Мы видим Гришку. Но что за чудо ? Баловень судьбы уже одинок: конь сдох, войско разбито. Случайно ли мы застаем его в таком виде? Случайно ли между строк читаем
    торжество чуть-чуть покаявшегося Бориса? Пушкин тут выказывает традиционно русское отношение к проблеме преступления и наказа­ния. Царь Борис совершил страшное преступле­ние, он неправедно взошел на престол. "Кого люб­лю — того и наказую" — гласит Библия. И вот у стен русской столицы явилась тень убитого на­следника, это Гришка Отрепьев. И эта тень уп­рямо претендует на трон! Как быть Борису? Как ему справиться с тенью ? И что делать, если по­том появится тень №2, №3 и т.д? Может по­каяться перед народом, перед духовником?

  • Как и при каких обстоятельствах гибнет царь Борис? (Борис отвергает путь покаяния. Ни сила, ни хитрость не приносят ему желанного ус­пеха. Москвичи толпами валят на сторону Само­званца. Борис распаляется гневом на свой народ, он ищет спасения в терроре, кидается за помощью к "гостям иноплеменным"... Царь в отчаянии про­износит такое кредо: "Грабь и казни тебе не будет хуже" и при этих словах умирает от удара.
    Следом гибнут все Годуновы. К власти по их тру­пам идет Лжедмитрий. Конец трагедии...)

  • В христианском мире уже давно сложились устойчивые понятия о добре и зле. Можете ли вы перечислить добродетели, т.е. назвать проявле­ния характера, которые заведомо не противоре­чат голосу совести? (Кротость, терпение, рассу­дительность, любовь к ближнему, страх Божий, аккуратность, трудолюбие, покаянное чувство,
    нестяжательность, незлобливость, воздержание, милосердие...)

  • А кто сможет назвать противоположные до­бродетелям проявления человеческого характе­ра, т.е. придумать слова пары? Например: кротость — гневливость, терпение — ропот... ( Рассудительностъ — безрассудство, головотяп­ство; любовь к ближнему самолюбие, эгоизм; страх. Божий — кощунство; нес тяжательность — лихоимство, жадность; трудолюбие лень; незлобливость злопамятство; воздержание в еде —об­жорство, сластолюбие; покаянное чувст­во — окаменелость сердца...)

  • Как в старину называли людей, которые с радостью оказывали помощь нуждающимся? (Бессеребреники. Таковыми были, например, известные врачи Косма и Дамиан; целитель Пан­телеймон.)

  • Сейчас вы услышите строки стихотворений Пушкина. Это его письма. Кому же адресовал их поэт? (Ответ. Митрополиту Филарету Дроздову (1782—1867) одному из крупнейших обществен­ных деятелей и мудрецов своего времени. Филарет Дроздов известен еще и как автор манифеста ос­вобождения крестьян, его напишет по просьбе
    императора в 1861 г.) Первое письмо Пушкина началось так. Это полное отчаяния стихотворе­ние написанное совсем молодым человеком:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль, зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.


Адресат возразил ему:


Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум!



Поэт ответил на это новым стихотворением:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

(Кстати, в первоначальном варианте послед­няя строфа выглядела так:

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Однако по требованию цензуры

Пушкину пришлось убрать имя иерарха.)

(Объявляется 10-минутный перерыв. Работа­ет жури. Подводятся промежуточные итоги вик­торины. Звучит вальс Шопена.)

Ведущая. А теперь открываем заключи­тельный тур нашей викторины, наверное вы устали, но он будет затейлив и весел. За помощью обращаемся к нашим юным дарованиям, нашим артистам-мимам. Следующий тур называется "Немое кино". (Гонг.) Попробуйте кратко и ла­конично разыграть (изобразить) свои любимые поговорки:

•По одежке встречают — по уму провожают.

  • В огороде — бузина, в Киеве — дядька.

  • Семеро одного не ждут.

  • Один в поле не воин.

  • Молчание — знак согласия.

  • Медведь на ухо наступил.
    • Не мытьем, так катанием.

  • От горшка два вершка.

  • Семь пядей во лбу.

(Гонг. Подведение итогов. Вручение призов)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что, где, когда? Школьная викторина

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Викторина  «Что? Где? Когда?» "
    ["seo_title"] => string(26) "viktorina-chto-gdie-koghda"
    ["file_id"] => string(6) "179261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424965875"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "КВН "Что? Где? Когда?""
    ["seo_title"] => string(20) "kvn-chto-gdie-koghda"
    ["file_id"] => string(6) "259783"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448820056"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Самосовершенствование личности в воспитании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(70) "samosoviershienstvovaniie-lichnosti-v-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "209950"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431344854"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства