Взорам гостей предстает пестрая панорама. Вот изображения орудий труда, вот портреты знаменитых людей, императоров, рисунки военных баталий, орденов, редких монет и вооружения. Есть и натуральные экспонаты. Кто-то принес деревянную прялку и веретено. Ребята приготовили к викторине вопросы на самые разные темы. Звучит музыка: Чайковский, Бородин, Глинка, записи народных песен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что, где, когда? Школьная викторина»
Что, где, когда?
Школьная викторина
Ведущий.
Обещала вечеринка,
Заглянуть как свет во двор...
У зачина есть начинка —
Красна нитка в разговор.
Как когда-то в век старинный,
И в недавние года:
Начинаем викторину
Типа "Что, где и когда"!
Взорам гостей предстает пестрая панорама. Вот изображения орудий труда, вот портреты знаменитых людей, императоров, рисунки военных баталий, орденов, редких монет и вооружения. Есть и натуральные экспонаты. Кто-то принес деревянную прялку и веретено... Ребята приготовили к викторине вопросы на самые разные темы. Звучит музыка: Чайковский, Бородин, Глинка, записи народных песен.
Ведущая. Внимание! Давайте договоримся: сколько задаем вопросов — столько дарим призов. Если вы ошибаетесь, тогда отвечаю я. И приз мой...Договорились? Награждение в конце викторины! Жюри из трех человек, оно работает с нами отмечает верные ответы. (Звучит гонг.)
• Кто сумеет перевести на современный лад хотя быодну из этих старинных мер веса? Их четыре.Вот они: пуд (16 кг), унция (28,3г), карат (0.2г).золотник (4,26 г).
Теперь вспомним о мерах длины, вопрос тот же. Внимание! Маленькая подсказка. Была в первую мировую войну на вооружении русской армии трехлинейная винтовка и трехдюймовая пушка... И еще, наверное, всем знакомо одно романтичное имя, намекающее на миниатюрное телосложение его обладательницы — "Дюймовочка"... В приведенных словах есть понятия: дюйм (25,4мм) и линия (2,117мм) — сколько это будет в миллиметрах?
В каком произведении Пушкина стоит эпиграф: "Береги честь смолоду"? ("Капитанская дочка".)
Из какого произведения эти строки:
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
("К Чаадаеву".)
В каких произведениях Пушкина мы знакомимся с образом императора Петра Великого? ("Полтава", "Араб Петра Великого", "Медный всадник".)
Кто автор музыки к трагедии "Борис Годунов"? (Мусоргский.)
Один из героев Пушкина весело насвистывал "Гром победы раздавайся". Кто это был? (Помещик Троекуров.)
Кто у Пушкина "В окно смотрел и мух давил..."? (Дядя Евгения Онегина.)
Кто из пушкинских героев "острижен по последней моде, как денди лондонский одет"? (Евгений Онегин.)
Музыка к роману "Евгений Онегин" написана?.. (Чайковским.)
Чей портрет, описанный такими словами, запомнился вам: "дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива..."? (Татьянин.)
Назовите имя "суженного", которого раз в крещенский вечерок нагадала себе пушкинская Татьяна. (Агафон, в переводе с греческого — добрый. А как будет по-русски Евгений? Благородный. Похоже, не правда ли!)
В основу какого пушкинского произведения легла древняя русская летопись? ("Песнь о вещем Олеге".)
Мы употребляем в разговоре не мало старинных, вернее старославянских слов. Поэтому пусть вас не шокирует такой вопрос. Как будет по-старославянски военное сражение, битва? Выражение часто встречается в "Слове о полку Игореве". (Брань.)
В каком городе согласно "Слову о полку Игореве" князь Святослав неспокойно почивал и "смутный сон видел"? (В Киеве.)
Назовите красивое и нежное имя жены князя Игоря в "Слове о полку Игореве". (Ярославна.)
Название верхней одежды русских воинов в "Слове о полку Игореве"? (Плащ.)
Есть любопытные выражения, которые могут встретиться во многих древних текстах, начиная с Библии. И так, кто или что это та кое:
Онагр? (Дикий осел, имя нарицательное, символизирует некоторые отрицательные человеческие качества.)
Василиск или аспид? (Ядовитое пресмыкающееся, смертельно ядовиты даже его яйца, которые высиживает самка. Древний пророк Иудеи вспоминал это животное в частности, когда пророчествовал о своем народе: дескать, народ, творя непотребства, высиживает аспи-довы яйца себе на грядущие времена.)
Десница, или десный? (Правая рука, правый.)
Дол? (Низ, низина.)
Живот? (Жизнь; есть выражение: "не пощадим живота".)
6.Лепта? (Мелкая монета; "внести свою лепту".) 7. Одр? (Постель, ложе; "встать с одра болезни ".)
Перси? (грудь; в горе и скорби "ударять себя по персям".)
Аз? (Я — имя собственное.)
Это старинное кушанье из тертого картофеля пекут словно лепешки... (Деруны.)
До того как в Россию завезли картошку, что занимало ее место на столе крестьянина? (Репа.)
Лодыжки ног домашних животных, как известно, годятся в холодец. Но не только. От них остаются косточки. Когда-то в старину их очищали, сушили, красили. Получались небольшие, гладкие, годные для веселой игры штуковины. Что это такое? (Бабки. Бабки можно ставить рядышком и сшибать тяжелой бабкой-битой со свинцом. Правда, нужны еще сноровка, крепкая рука и верный глаз... Словом, игра для ловких и умных, как мы с вами! Бабки можно сравнить с игрой в городки или кегли.)
• Помните известную поговорку: "Не мытьем, так катанием"? Оказывается еще не так давно можно было встретить в обиходе сельских жителей такую штуковину — каталку... Что это ? (Каталка — приспособление для стирки на открытом воздухе, незаменима в холодную погоду. Это доска с помощью которой белье во время стирки катали по мосту. У каталки две ручки и зубцы.)
(Гонг. Подведение итогов первого тура. Работа жюри. Играет музыка.)
Ведущая. А теперь открываем второй тур викторины, он посвящен народным пословицам и поговоркам. Мы их часто слышим, с их помощью выражаем разнообразные чувства и переживания. Благодаря этому наш мир становится интереснее и богаче. А сами мы немножечко умнее. Крылатые слова встречаются во многих литературных произведениях. Сейчас вы услышите отрывки из разных книг, вы, конечно, почувствуете, что хотел сказать их автор и попробуете восполнить пропущенные мною места... (Гонг.)
Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец все единогласно решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конём не объедешь, что бедность не порок*, что жить не с богатством, а с человеком... (А.С.Пушкин. Метель.)
Село было большое, народу встречалось много, и все говорили:
— Какое счастье, как же ты её (щуку) вытащил? Рыбак спокойно и чуть насмешливо всем отвечал:
— Без труда не вынешь и рыбки из пруда. (М.Пришвин. Кощеева цепь.)
Умный хозяин все сам поймёт, а если без царя в голове — зря слова изведёшь. (М.Пришвин. Кощеева цепь.)
А что старуха видела в своей жизни? День да ночь, работу да сон. Вот и крутилась, будто белка в колесе. (В. Распутин. Последний срок.)
Батюшка сказал мне: "Прощай, Пётр. Служи верно кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". (А.Пушкин. Капитанская дочка.)
6. Я опасаюсь, почтеннейший Николай Николаевич, чтоб не вышло для вас какой-нибудь неприятности, — заметил Денис... - Бог не выдаст, свинья не съест, — весело и беспечно отозвался Раевский. (Н.Задонский. Денис Давыдов.)
7.Городничий. Да, признаюсь, господа, я, черт возьми, очень хочу быть генералом.
Лука. Лукич. И дай бог получить!..
Аммос Фёдорович. Большому кораблю - большое плавание. (Н.Гоголь. Ревизор.)
— Главное, Хиона, не нужно зарываться... Будь паинькой, а там и на нашей улице будет праздник. (Д.Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы.)
А по весне можно наводнение прописать: снесло, дескать, мост волею божиею. Бумага все стерпит. (П.Мельников. Медвежий угол.)
Теперь Пётр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать... А что с ним случилась такая оказия [дуэль], то быль молодцу не укор". (А.С.Пушкин. Капитанская дочка.)
II. Несговорчивым был Александр Фёдорович, неуступчивым. На всякий вопрос имел своё собственное мнение. А вот жены своей, Анны Павловны, побаивался, не перечил ей, подчинялся. Хоть и понимал Александр Фёдорович, что не пристало ему быть под башмаком у жены, да ничего с собой поделать не мог. (В.Степанов. На берегах Клязьмы.) Ведущая. Вижу, что вы неплохо чувствуете родную речь, значит, вы легко растолкуете эти поговорки. Итак, что сие значит?
1. Бить баклуши.
В старину посуду делали из дерева, сложное дело начиналось с простого. Сначала откалывали от бревна чурку — баклушу. Это дело обычно поручалось подмастерьям. Сегодня выражение адресуется тем, кто бездельничает, праздно проводит время, валяет дурака, лодыря гоняет...
2. будет и на нашей улице праздник. Раньше у каждой улицы был свой небесный покровитель. В день своего святого (святых) веселилась вся улица: Трифоновская, Никольская, Рождественская, Якиманка и т.д. Праздник был шумен и весел, приглашались соседи с других улиц. Но все ждали своего праздника, говоря: "будет и на нашей улице праздник".
3. бабушка надвое сказала.
Это вариант восточнославянской пословицы: "бабушка гадала да надвое сказала". Надвое — значит двусмысленно. Так говорят о том, что ещё •яво не известно: может будет, а может быть и нет!
4.бумага всё стерпит. Происхождение этой поговорки связано с писателем Цицероном (Рим. 106—43 гг. до н. э.) и в буквальном переводе означает "письмо не краснеет", т.е. написать и напечатать можно всё, что угодно, главное, чтобы самому потом не пожалеть.
5. Быль молодцу не укор.
С молодым может случиться всякое. Горячность, неопытность, желание себя показать могут сослужить дурную службу. Но если он в поступках и не имел злого умысла, то не стоит судить его слишком строго. С годами он и сам себя строго осудит.
6. БЫТЬ ПОД БАШМАКОМ.
Быть в полной зависимости от кого-либо. Вы, наверное, знаете древний обычай народов воинственного Востока, согласно которому победитель в знак своего торжества ставил ногу на покоренного соперника. Впрочем, французы выражение быть под каблуком сводят к некоему свадебному обряду: по их поверию, если невеста первой наступит на туфлю жениха — она будет в доме хозяйка...
7. бросать камешки в огород.
Делать словесные выпады, но не говорить впрямую, а лишь намеками. Выражение пришло из Франции, где камни бросали в огород человека, к которому были враждебно настроены, желая сделать землю менее плодородной.
(Теперь можно подвести итоги второго тура викторины. Играет вальс. Работает жюри. Танцуют пары. Перерыв 10мин.)
Ведущая. Возможно, приведенные выше вопросы кому-то покажутся совсем простыми, ну что ж, господа, наберитесь терпения. Сейчас мы предложим вам кое-что посложнее. Мы вспомним историю смутного времени, знакомую нам по одной из трагедий А.С.Пушкина. И так, программа третьего тура. (Гонг.)
• Кто произносит эти слова, почему, к кому они обращены? Что это за произведение?
Вот мой совет: во Кремль святые моши
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском; народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет, яко прах.
(А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". Народ почему-то принимает Самозванца за царевича. Патриарх предлагает привезти в Москву мощи царевича Димитрия. У мощей совершаются чудеса: возвращается зрение слепым, здравие недужным. Если народ увидит эти мощи, то станет ясно, что царевич погиб, он свят как мученик, и за стенами Кремля бунтует самозванец.)
• С присущей ли ему мудростью царь воспринял совет патриарха? И почему? (Каждое слово о погибшем наследнике больно ранит Бориса. Как утопающий за соломинку, он хватается за предложение Шуйского... Борис боится, следуя совету патриарха, изобличить себя как убийцу наследника. Он лихорадочно ищет выход из политическоготупика, куда загнал себя сам, но есть ли у него альтернатива?)
Куда переносит нас следующая сцена трагедии? (Равнина близ Новгорода Северского. 1604 г.,21 декабря. Солдаты царя Бориса бегут с поля брани так, что, дивится их командир — иностранец: "у них нет рук, чтобы сражаться, а только ноги, чтобы удирать".)
Кто и почему произносит слова: "Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка". (Николка — юродивый. Царь глубоко переживает пришедшую весть о поражении своего войска. Он начинает внимать голосу совести и вдруг слышит от случившегося рядом юродивого, страшное обвинение: "...зарезал ты маленького царевича". И, несмотря на эту дерзость, приказывает не казнить холопа, а подать ему милостыню и даже еще просит молитв за себя...)
О чем говорит нам автор в следующей сцене трагедии? (После встречи царя с юродивым, после его слов покаяния, автор переносит нас в дремучий лес. Мы видим Гришку. Но что за чудо ? Баловень судьбы уже одинок: конь сдох, войско разбито. Случайно ли мы застаем его в таком виде? Случайно ли между строк читаем торжество чуть-чуть покаявшегося Бориса? Пушкин тут выказывает традиционно русское отношение к проблеме преступления и наказания. Царь Борис совершил страшное преступление, он неправедно взошел на престол. "Кого люблю — того и наказую" — гласит Библия. И вот у стен русской столицы явилась тень убитого наследника, это Гришка Отрепьев. И эта тень упрямо претендует на трон! Как быть Борису? Как ему справиться с тенью ? И что делать, если потом появится тень №2, №3 и т.д? Может покаяться перед народом, перед духовником?
Как и при каких обстоятельствах гибнет царь Борис? (Борис отвергает путь покаяния. Ни сила, ни хитрость не приносят ему желанного успеха. Москвичи толпами валят на сторону Самозванца. Борис распаляется гневом на свой народ, он ищет спасения в терроре, кидается за помощью к "гостям иноплеменным"... Царь в отчаянии произносит такое кредо: "Грабь и казни — тебе не будет хуже" и при этих словах умирает от удара. Следом гибнут все Годуновы. К власти по их трупам идет Лжедмитрий. Конец трагедии...)
В христианском мире уже давно сложились устойчивые понятия о добре и зле. Можете ли вы перечислить добродетели, т.е. назвать проявления характера, которые заведомо не противоречат голосу совести? (Кротость, терпение, рассудительность, любовь к ближнему, страх Божий, аккуратность, трудолюбие, покаянное чувство, нестяжательность, незлобливость, воздержание, милосердие...)
А кто сможет назвать противоположные добродетелям проявления человеческого характера, т.е. придумать слова пары? Например: кротость — гневливость, терпение — ропот... ( Рассудительностъ — безрассудство, головотяпство; любовь к ближнему —самолюбие, эгоизм; страх. Божий — кощунство; нес тяжательность — лихоимство, жадность; трудолюбие —лень; незлобливость — злопамятство; воздержание в еде —обжорство, сластолюбие; покаянное чувство — окаменелость сердца...)
Как в старину называли людей, которые с радостью оказывали помощь нуждающимся? (Бессеребреники. Таковыми были, например, известные врачи Косма и Дамиан; целитель Пантелеймон.)
Сейчас вы услышите строки стихотворений Пушкина. Это его письма. Кому же адресовал их поэт? (Ответ. Митрополиту Филарету Дроздову (1782—1867) — одному из крупнейших общественных деятелей и мудрецов своего времени. Филарет Дроздов известен еще и как автор манифеста освобождения крестьян, его напишет по просьбе императора в 1861 г.) Первое письмо Пушкина началось так. Это полное отчаяния стихотворение написанное совсем молодым человеком:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
Адресат возразил ему:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум!
Поэт ответил на это новым стихотворением:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
(Кстати, в первоначальном варианте последняя строфа выглядела так:
Ведущая. А теперь открываем заключительный тур нашей викторины, наверное вы устали, но он будет затейлив и весел. За помощью обращаемся к нашим юным дарованиям, нашим артистам-мимам. Следующий тур называется "Немое кино". (Гонг.) Попробуйте кратко и лаконично разыграть (изобразить) свои любимые поговорки:
•По одежке встречают — по уму провожают.
В огороде — бузина, в Киеве — дядька.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Молчание — знак согласия.
Медведь на ухо наступил. • Не мытьем, так катанием.