Просмотр содержимого документа
«"Что такое этикет"»
Цели: добиться уяснения воспитанникам правил поведения за столом; проработать правила хорошего тона.
Задачи:
- продолжать формировать представление об этикете.
- учить использовать в речи этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: В русских семьях принято угощать гостя. Гостеприимство – национальная черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Угощение принято хвалить. Сегодня мы поговорим о поведении за столом.
Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель:Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.
…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго…
О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
Основной этап.
– Приглашаю вас на «учебный чай».
– Садитесь за стол. Стоп!
П р а в и л а
№ 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.
№ 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).
№ 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».
№ 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.
№ 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.
№ 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.
– Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)
Воспитатель:Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других. Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:
Совет 2.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
– Почему так не надо вести себя за столом?
– Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)
Игра «Мозговой штурм»
1) Выбери верный вариант ответа.
– Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:
а) спрятать под стол;
б) положить на стол, как на парту;
в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?
2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:
а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;
б) задвинуть стул;
в) убрать на мойку посуду;
г) поблагодарить работников столовой.
3) Выбери верный вариант ответа.
Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:
а) вилкой;
б) руками через весь стол;
в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?
Воспитатель: Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.
Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в 11 утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» – Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»
И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.
– Уже пора? – вежливо спросил Кролик.
Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…
Контроль достигнутого уровня знаний.
Воспитатель: – Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?
– В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?
– Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?
Итог.
Воспитатель: Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.