Просмотр содержимого документа
«Данные о проведении факультативных занятий»
Построение социокультурной среды образования и воспитания каксредстворазвитияшкольников
Учитель физики Гулевская А.Г.
Практически каждый ребенок проходит через образовательные учреждения. Здесь происходит их социализация и формирование как личности. Социокультурная среда образовательного учреждения выступает важной составной частью жизни и становления подрастающего поколения.
Всякое образовательное учреждение отличается своей культурно-образовательной(социокультурной)средой. Она характеризует общие и специфические особенности конкретного образовательного учреждения, существенно влияющие на процесс подготовки будущего специалиста, формирование его личности.
В общенаучном смысле культурно-образовательную среду следует понимать как некую составляющую бытия, доступную для восприятия, в которой субъекты в процессе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять свои потребности в образовании, расширять способы познания мира, развивать личностные качества. В широком смысле – это особенности образовательного учреждения в целом, его профессорско- преподавательского состава, богатство традиций и культура отношений в нем, возможности в предоставлении качественного образования, материальная база и информационные возможности для самостоятельной работы обучаемых. В узком – особенности непосредственной среды обучения (аудиторий, центров (агентств), профессиональной подготовленности и педагогической культуры педагогического состава, его менталитета, сложившихся традиций обучения, взаимоотношений "обучающий – обучаемый").
Важнейшее назначение культурно-образовательной среды – передача культурного наследия молодому поколению через учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В процессе образования происходит становление индивидуальной культуры, взаимодействующей с
социокультурной средой образования. Познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи образования определяются обществом. Способы их достижения образовательным учреждением – через собственно среду этого учреждения, педагогический коллектив и коллектив обучаемых.
В каждом образовательном учреждении необходимо учитывать влияние образовательной среды, тех основных социокультурных факторов, которые ее определяют и придают своеобразие в предоставлении образовательных услуг, формировании личности обучающего.
Учебная программа моего факультатива предназначена для дополнительного образования обучающихся. Она включает в себя изучение проблем развития энергетики и энергосбережения, проблем охраны окружающей среды, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа направлена на изучение энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, как совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены, не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии региона. Это достигается путем изучения законов об альтернативных источниках энергии, различных теоретических основ этого вопроса, проведение практических занятий, экскурсий, а также работа с общественностью по вопросам оповещения населения о различных способах экономии электроэнергии (проведение анкетирования, блиц – опросов, выпуск листовок и так далее).
Воспитательная роль факультатива:
Сформировать систему знаний взглядов и убеждений учащихся, которые обеспечат гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, как основу существования любого государства.
Формирование у учащихся понимания необходимости и важности не только поиска альтернативных источников энергии, но и экономии
электроэнергии по ключевым направлениям: жилищный фонд, энергетика и коммунальное хозяйство, государственный и бюджетный сектор.
Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии.
Развитие экологического мышления у детей.
Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры.
Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.
Индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательская деятельность.)
На изучение факультативного курса отводится 1 час в неделю.
На факультативных занятиях учащиеся формируют активную гражданскую позицию, реализуя проекты по энергосберегающим технологиям, знакомятся с основными способами использования электрической энергии в жизнедеятельности человека, домашнем хозяйстве; на основе известных вариантов экономии электроэнергии в домашнем хозяйстве разрабатывают свои. Также школьники научились определять потребление энергии различных бытовых приборов и устройств, закрепили правила обращения с электроприборами, узнали о различных экономичных способах утепления помещений. Данный курс факультативных занятий помогает воспитывать экологическое сознание у детей, социальную ответственность, экономное использование энергии и энергоресурсов, прививает навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлекает в полезную деятельность по электросбережению.