kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Детство, опаленное войной» Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть  еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения  являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий  уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Детство, опаленное войной» Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени »

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Тисульская средняя общеобразовательная школа №1»

С.п «Серебряковская основная общеобразовательная школа»











«Детство, опаленное войной»

Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени




















Автор разработки: Бикмурзина Зайтуня Вагизовна ,

учитель начальных классов





д.Серебряково

2014



Пояснительная записка

Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть  еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения  являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий  уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре.  Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и естественное чувство, как любовь к своей матери, к  ближнему. Воспитание этого чувства начинается,  прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача данного мероприятия – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков. Патриотизм – вот что прежде всего отличает настоящего гражданина. Каждая эпоха наполняет понятия «патриот», « гражданин» конкретно-историческим содержанием. В понятии гражданин Российской Федерации есть и общечеловеческие черты гражданственности. Лучше всех о них сказал Н.А.Некрасов:

Не будет Гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Ему нет горше укоризны.

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь.

Данное мероприятие возможно провести в форме классного часа, праздника с обучающимися первой и второй ступени совместно с учителями.

Данная композиция предоставляет детям возможность почувствовать целостность и общность истории народов, живущих в России.

Мероприятие позволяет:

- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- заинтересовать учеников неизвестными сведениями  о детях военной поры;

         - воспитывать уважение к защитникам Родины;

          -развивать патриотические чувства.

Знакомство с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны, их воспоминания направлены на  тесную связь поколений, на развитие чувства гордости, уважения, преклонения за односельчан, за дедушек и бабушек, живущих рядом. Все мероприятие сопровождается  стихами и музыкальными заставками, которые помогают детям почувствовать боль матери, которая проводила сына на фронт, красоту родного края, который вспоминает солдат на войне и о том, что «русский парень в огне не горит и воде не тонет».


































«Детство, опаленное войной»

Литературно-музыкальная композиция для обучающих начальной и средней ступени


Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

          заинтересовать учеников неизвестными сведениями  о детях военной поры;

          воспитывать уважение к защитникам Родины;

          развивать патриотические чувства.

Оформление:  стенд с иллюстрациями на тему «Дети трудных лет», аудиозапись:  «Лунная соната» Бетховена; музыкальное сопровождение песен; портреты пионеров- героев;  свечи.

        

Ход мероприятия:

Ведущий:  Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле   - Великая Отечественная. Всем, кто видел войну, кто её выстрадал, всем, кому тогда не было и 16-ти, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!

Звучит «Лунная соната» Бетховена, на её фоне учащиеся 4 класса читают стихи.

Чтец(1):   Тогда нам было 10 лет

                 Мы помним ночь войны

                Ни огонька в окошках нет,

                Они затемнены.

Чтец(2):   Кто прожил только 10 лет

                Запомнит навсегда, как

                Потушив дрожащий свет,

                Ходили поезда.

 Чтец(3):   Во тьме на фронт везли войска,

                 Детей- в далёкий тыл

                 И поезд ночью без гудка

                 От станций отходил.

Чтец(4):    Тот не забудет никогда,

                 Хоть был он очень мал,

                 Как дорога была вода

                 И не всегда была еда,

                 И как отец его тогда

                 За счастье воевал!

Чтец(5):     Боль и гнев тому сейчас причиной,

                  Благодарность вечная во всём,

                  Маленькие стойкие мужчины,

                  Девочки, достойные поэм.

Строем уходят со сцены. На сцене остаётся ведущий

Ведущий: Война…Великая Отечественная…Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - писал поэт-фронтовик М.Кульчинский. И эту нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.

4.Звучит вальс. Кружатся пары

5.Фонограмма. Звуки сирены. Пары останавливаются в испуге.

6. Ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья…

а завтра была война…

8. Фонограмма «Вставай страна огромная»

На сцену выходят чтецы

1 чтец. «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» (А. Твардовский)

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

2чтец: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Войн на земле много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь земной шар был в тревоге. Но больше всего досталось детям.

3чтец: Часто - в ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав на защиту нашей страны. Дети приняли участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Звучит фонограмма музыки . На фоне музыки ученик 5 класса читает стихотворение.

«Вспомним, товарищ, как в годы военные» (Б. Аксёнов)

 Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

 Остались подростки да женщины бедные.

Старухи убогие и старики.

 

Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье.

Вносим свой вклад в окончанье войны.

 

Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили -

Сокрушим, одолеем врага!



На сцену выходят мать, девушка и юноша.

Сценка «Прощание» (участники - школьники)

Мать. Не пушу, не пущу и всё! Ты - и на фронт! Ты понимаешь, что говоришь?!

Девушка. Мама, мамочка, ну как же так.. .Ну пойми...

Мать. Ты.. .В такое время бросить мать? Да какой из тебя солдат - посмотри на себя в зеркало!

Девушка. Мам, ты говорила: мы - граждане своей России, мы всегда в долгу перед ней.

Мать. Ну, говорила, разве ж я отказываюсь?!

Девушка. Мамочка, страна в опасности. Ты слышала радио? Неужели я останусь? Нужно помогать Родине в трудный момент всем, чем можем. Победа будет нашей. {Мать сидит, скорбно опустив плечи).

Мать. Доченька, одумайся, останься!

Песня «Журавли»

Юноша. Знаешь, я не сомневаюсь - мы вернёмся. Вот, может, странно, что я говорю так, когда кругом война и смерть, и мы прямо туда...А я верю - мы вернёмся. (Пауза) Я очень люблю жизнь...но, если бы мне пришлось умереть, я бы умер как надо. С детства в нас воспитывали чувство человеческого достоинства. И мы не можем потерять его, как не можем разучиться дышать.

Мать стоит вдалеке, смотрит на них, утирает слёзы. Девушка подбегает к матери, обнимает её, целует и убегает вместе с юношей. Мать крестит их. Фонограмма: гудок поезда, взрывы. Свет гаснет. Когда свет зажигается — в углу сцены полукругом сидят женщины - «солдатки»

 

Сценка «Письмо» (участники - учителя)

1-я женщина. Лихая година - и мужья наши солдатами называться стали, а мы - солдатками. Где же вы, солдаты наши?

Исполняется песня  «Где ж ты мой сад?»

 

Песня «Где ж ты, мой сад?» (исполняют учителя)

 

Где ж ты, мой сад, вешняя краса.

 Где ж ты, подружка, яблонька моя?

Я знаю. Родная,

Ты ждёшь меня, хорошая моя.

 

Снятся бойцу карие глаза.

На ресницах тёмных светлая слеза.

Святая,

Скупая,

Девичья горючая слеза.

 

Мне нелегко до тебя дойти.

Ты меня, родная, жди и не грусти.

К тебе я

Приеду,

Твоя любовь хранит меня в пути.

 

Где ж ты, мой сад, вешняя краса.

Где ж ты, подружка, яблонька моя?

 Я знаю.

Родная,

Ты ждёшь меня, хорошая моя.

Ведущий. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными, в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущих на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. В деревне, и в городе.

 



Мальчик: Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война». 
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства девчата 
В сорок первом, далёком году. 

Девочка:

Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись полы.                                  

Сцена «девочки….»

1.Девочки, а помните, как было весело до войны…

2.Помните… Я так любила рисовать. Сидя на каменистом пляже, ждешь волну, большую-пребольшую, и стараешься запомнить её, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывает тетрадку Я так любила рисовать синие и зелёные Крымские горы, где мы игради с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, я могла бы стать художником, а может быть…

3.А я, девочки, хотела бы стать учительницей… Вот дома, в Сталинграде, у нас такая красивая школа была..И окна в ней большие - пребольшие…В них так солнце светило…

1.А я стала бы врачом…Я с детства всех своих кукол лечила, кому косторки, кому пилюли, кому капли от простуды…

Это было до войны … Это было…

Хором : До войны…



Ведущий: Война не щадила никого, ни маленьких ни взрослых. Те кто в руках мог что либо держать годился для работы. Так многие из нашего села были отправлены на военный завод под городом Красноярск это Искандиров Хамидулла Карымович, который родился в 1929, окончив 7 классов был отправлен на завод , по словам его старшей сестры Бахтигузиной Сафуры Карымовны (труженицы тыла) работали по 14 часов в сутки ,на сутки выдавали 300 грамм сухого пая (хлеб), собирали на заводе детали боевого оружия, жили они в казармах , иногда оставались ночевать прямо у рабочего места. Молодые девушки после 8летки были отправлены на курсы штурвальных прицепных комбайнеров , среди них Бахтигузина Сафура Карымовна , Байкина Кабира Садыковна, учились они в г.Анжеро-Судженске, где были определены на постой к пожилой бабушке, в суровые зимние вечера, после учебы молодые девушки расчищали железнодорожные пути, а после окончания курсов молодые девушки 15 лет работали на полях , собирая урожай, а в зиму ремонтировали сельхозтехнику.

Стих. (ученик 8 класса)

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла '

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года.

Когда занимался над Камой холодный рассвет.

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред ними, мальчишками, кто - то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем - то давно позабытым, домашним,

КА будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька.

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

 

Ведущий. Война унижала голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своём стремлении к победе. Дети Великой Отечественной войны - это зеленные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом»

 

Ученица в военной форме на фоне музыки читает стихи, остальные участники подходят и встают рядом с ней со свечами и цветами в руках.



Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою

Отправляя в полет –

Помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет,-

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей

 расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,-

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью

Наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет никогда,-

Заклинаю-

Помните!

На сцену выходят маленькие дети с голубями в руках, три из них – впереди всех с большим щаром, украшенным цветами, исполняют песню Тухманова  «Аист на крыше».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бикмурзина Зайтуня Вагизовна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119129


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства