«Детство, опаленное войной» Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени
«Детство, опаленное войной» Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени
Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Детство, опаленное войной» Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Тисульская средняя общеобразовательная школа №1»
С.п «Серебряковская основная общеобразовательная школа»
«Детство, опаленное войной»
Литературно-музыкальная композиция для обучающихся начальной и средней ступени
Автор разработки: Бикмурзина Зайтуня Вагизовна ,
учитель начальных классов
д.Серебряково
2014
Пояснительная записка
Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение. Мы вернули название страны, флаг, веру, но есть еще много идейных вопросов, и новые подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения являются актуальной. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. А у нас критически низкий уровень патриотизма в стране, такого патриотизма, когда человек с особым чувством относится к своим соотечественникам, истории, языку, культуре. Ведь, патриотизм, это не только любовь к Отечеству, но и естественное чувство, как любовь к своей матери, к ближнему. Воспитание этого чувства начинается, прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача данного мероприятия – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков. Патриотизм – вот что прежде всего отличает настоящего гражданина. Каждая эпоха наполняет понятия «патриот», « гражданин» конкретно-историческим содержанием. В понятии гражданин Российской Федерации есть и общечеловеческие черты гражданственности. Лучше всех о них сказал Н.А.Некрасов:
Не будет Гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Ему нет горше укоризны.
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь.
Данное мероприятие возможно провести в форме классного часа, праздника с обучающимися первой и второй ступени совместно с учителями.
Данная композиция предоставляет детям возможность почувствовать целостность и общность истории народов, живущих в России.
Мероприятие позволяет:
- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
-развивать патриотические чувства.
Знакомство с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны, их воспоминания направлены на тесную связь поколений, на развитие чувства гордости, уважения, преклонения за односельчан, за дедушек и бабушек, живущих рядом. Все мероприятие сопровождается стихами и музыкальными заставками, которые помогают детям почувствовать боль матери, которая проводила сына на фронт, красоту родного края, который вспоминает солдат на войне и о том, что «русский парень в огне не горит и воде не тонет».
«Детство, опаленное войной»
Литературно-музыкальная композиция для обучающих начальной и средней ступени
Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры;
воспитывать уважение к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства.
Оформление: стенд с иллюстрациями на тему «Дети трудных лет», аудиозапись: «Лунная соната» Бетховена; музыкальное сопровождение песен; портреты пионеров- героев; свечи.
Ход мероприятия:
Ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле - Великая Отечественная. Всем, кто видел войну, кто её выстрадал, всем, кому тогда не было и 16-ти, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!
Звучит «Лунная соната» Бетховена, на её фоне учащиеся 4 класса читают стихи.
Чтец(1): Тогда нам было 10 лет
Мы помним ночь войны
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Чтец(2): Кто прожил только 10 лет
Запомнит навсегда, как
Потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Чтец(3): Во тьме на фронт везли войска,
Детей- в далёкий тыл
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Чтец(4): Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
Чтец(5): Боль и гнев тому сейчас причиной,
Благодарность вечная во всём,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Строем уходят со сцены. На сцене остаётся ведущий
Ведущий: Война…Великая Отечественная…Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - писал поэт-фронтовик М.Кульчинский. И эту нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.
4.Звучит вальс. Кружатся пары
5.Фонограмма. Звуки сирены. Пары останавливаются в испуге.
6. Ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья…
а завтра была война…
8. Фонограмма «Вставай страна огромная»
На сцену выходят чтецы
1 чтец. «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» (А. Твардовский)
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
2чтец: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Войн на земле много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь земной шар был в тревоге. Но больше всего досталось детям.
3чтец: Часто - в ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав на защиту нашей страны. Дети приняли участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.
Звучит фонограмма музыки . На фоне музыки ученик 5 класса читает стихотворение.
«Вспомним, товарищ, как в годы военные» (Б. Аксёнов)
Вспомним, товарищ, как в годы военные
Ушли из деревни на фронт мужики.
Остались подростки да женщины бедные.
Старухи убогие и старики.
Трудились упорно с одним утешением,
И верой в Победу так были сильны!
И знали мы твёрдо: в большое сраженье.
Вносим свой вклад в окончанье войны.
Мы землю пахали, косили и сеяли.
Из последних силёнок метали стога.
Да, трудно нам было, но всё же мы верили -
Сокрушим, одолеем врага!
На сцену выходят мать, девушка и юноша.
Сценка «Прощание» (участники - школьники)
Мать. Не пушу, не пущу и всё! Ты - и на фронт! Ты понимаешь, что говоришь?!
Девушка. Мама, мамочка, ну как же так.. .Ну пойми...
Мать. Ты.. .В такое время бросить мать? Да какой из тебя солдат - посмотри на себя в зеркало!
Девушка. Мам, ты говорила: мы - граждане своей России, мы всегда в долгу перед ней.
Мать. Ну, говорила, разве ж я отказываюсь?!
Девушка. Мамочка, страна в опасности. Ты слышала радио? Неужели я останусь? Нужно помогать Родине в трудный момент всем, чем можем. Победа будет нашей. {Мать сидит, скорбно опустив плечи).
Мать. Доченька, одумайся, останься!
Песня «Журавли»
Юноша. Знаешь, я не сомневаюсь - мы вернёмся. Вот, может, странно, что я говорю так, когда кругом война и смерть, и мы прямо туда...А я верю - мы вернёмся. (Пауза) Я очень люблю жизнь...но, если бы мне пришлось умереть, я бы умер как надо. С детства в нас воспитывали чувство человеческого достоинства. И мы не можем потерять его, как не можем разучиться дышать.
Мать стоит вдалеке, смотрит на них, утирает слёзы. Девушка подбегает к матери, обнимает её, целует и убегает вместе с юношей. Мать крестит их. Фонограмма: гудок поезда, взрывы. Свет гаснет. Когда свет зажигается — в углу сцены полукругом сидят женщины - «солдатки»
Сценка «Письмо»(участники - учителя)
1-я женщина. Лихая година - и мужья наши солдатами называться стали, а мы - солдатками. Где же вы, солдаты наши?
Исполняется песня «Где ж ты мой сад?»
Песня «Где ж ты, мой сад?»(исполняют учителя)
Где ж ты, мой сад, вешняя краса.
Где ж ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю. Родная,
Ты ждёшь меня, хорошая моя.
Снятся бойцу карие глаза.
На ресницах тёмных светлая слеза.
Святая,
Скупая,
Девичья горючая слеза.
Мне нелегко до тебя дойти.
Ты меня, родная, жди и не грусти.
К тебе я
Приеду,
Твоя любовь хранит меня в пути.
Где ж ты, мой сад, вешняя краса.
Где ж ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю.
Родная,
Ты ждёшь меня, хорошая моя.
Ведущий. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными, в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущих на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, борющейся против фашистских захватчиков.
Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. В деревне, и в городе.
Мальчик: Ранним, солнечным утром в июне, В час, когда пробуждалась страна. Прозвучало впервые для юных Это страшное слово «война». Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, Сквозь лишения, боль и беду, Уходили из детства девчата В сорок первом, далёком году.
Девочка:
Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись полы.
Сцена «девочки….»
1.Девочки, а помните, как было весело до войны…
2.Помните… Я так любила рисовать. Сидя на каменистом пляже, ждешь волну, большую-пребольшую, и стараешься запомнить её, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывает тетрадку Я так любила рисовать синие и зелёные Крымские горы, где мы игради с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, я могла бы стать художником, а может быть…
3.А я, девочки, хотела бы стать учительницей… Вот дома, в Сталинграде, у нас такая красивая школа была..И окна в ней большие - пребольшие…В них так солнце светило…
1.А я стала бы врачом…Я с детства всех своих кукол лечила, кому косторки, кому пилюли, кому капли от простуды…
Это было до войны … Это было…
Хором : До войны…
Ведущий: Война не щадила никого, ни маленьких ни взрослых. Те кто в руках мог что либо держать годился для работы. Так многие из нашего села были отправлены на военный завод под городом Красноярск это Искандиров Хамидулла Карымович, который родился в 1929, окончив 7 классов был отправлен на завод , по словам его старшей сестры Бахтигузиной Сафуры Карымовны (труженицы тыла) работали по 14 часов в сутки ,на сутки выдавали 300 грамм сухого пая (хлеб), собирали на заводе детали боевого оружия, жили они в казармах , иногда оставались ночевать прямо у рабочего места. Молодые девушки после 8летки были отправлены на курсы штурвальных прицепных комбайнеров , среди них Бахтигузина Сафура Карымовна , Байкина Кабира Садыковна, учились они в г.Анжеро-Судженске, где были определены на постой к пожилой бабушке, в суровые зимние вечера, после учебы молодые девушки расчищали железнодорожные пути, а после окончания курсов молодые девушки 15 лет работали на полях , собирая урожай, а в зиму ремонтировали сельхозтехнику.
Стих.(ученик 8 класса)
Зачем ты, война, у мальчишек детство украла '
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года.
Когда занимался над Камой холодный рассвет.
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время.
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто - то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем - то давно позабытым, домашним,
КА будто бы не было больше на свете войны.
Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька.
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Ведущий. Война унижала голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своём стремлении к победе. Дети Великой Отечественной войны - это зеленные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом»
Ученица в военной форме на фоне музыки читает стихи, остальные участники подходят и встают рядом с ней со свечами и цветами в руках.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Песню свою
Отправляя в полет –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет,-
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,-
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью
Наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет никогда,-
Заклинаю-
Помните!
На сцену выходят маленькие дети с голубями в руках, три из них – впереди всех с большим щаром, украшенным цветами, исполняют песню Тухманова «Аист на крыше».