Доклад на тему: «Книжная выставка: традиции и инновации»
Доклад на тему: «Книжная выставка: традиции и инновации»
«Библиотечная выставка – это не просто собрание книг,
оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств,
а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность»
(Н. В.Збаровская).
Одним из методов массовой работы библиотекаря является наглядная агитация и пропаганда литературы - работа, которая заключается в рекомендации книг путем непосредственного показа или через раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Цель наглядной агитации и пропаганды – привлекать людей к чтению, воспитывать культуру чтения, раскрывать библиотечные фонды.
В библиотечном обслуживании самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек является книжная выставка.
Книжная выставка-это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Специалисты предлагают классифицировать библиотечные выставки по следующим признакам:
- по статусу – самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;
-по содержанию – универсальные, отраслевые и персональные.
- по целевому назначению – в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;
-по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий;
- по месту экспонирования – организуемые в библиотеке и за ее пределами;
- по срокам функционирования – постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;
- по используемым ресурсам – базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда. выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т. д;
- по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
- по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
- по основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
- по степени доступности – бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).
- по источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные.
Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГУ «Богдановской основной общеобразовательной школы»
Павлодар облысы, Павлодар аулы, Богдановка аулы
Павлодарская область, Павлодарский район, с.Богдановка
2014 ж
«Библиотечная выставка – это не просто собрание книг,
оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств,
а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность»
(Н. В.Збаровская).
Одним из методов массовой работы библиотекаря является наглядная агитация и пропаганда литературы - работа, которая заключается в рекомендации книг путем непосредственного показа или через раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Цель наглядной агитации и пропаганды – привлекать людей к чтению, воспитывать культуру чтения, раскрывать библиотечные фонды.
В библиотечном обслуживании самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек является книжная выставка.
Книжная выставка-это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Специалисты предлагают классифицировать библиотечные выставки по следующим признакам:
- по статусу – самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;
-по содержанию – универсальные, отраслевые и персональные.
- по целевому назначению – в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;
-по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий;
- по месту экспонирования – организуемые в библиотеке и за ее пределами;
- по срокам функционирования – постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;
- по используемым ресурсам – базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда. выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т. д;
- по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
- по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
- по основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
- по степени доступности – бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).
- по источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные.
Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать в гармоничной библиотечной среде.
Наглядность способна обеспечить автономное восприятие документа в целостной конструкции. В зависимости от цели выставки и для привлечения внимания к определенным документам выбирается наиболее выгодный ракурс для обозрения и демонстрации.
Доступность заключается в предоставлении читателям возможности ознакомления содержания с содержанием документа. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.
Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, как возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными.
Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды. Все вместе взятые свойства, реализованные на практике, создают гармонию в восприятии выставки.
Целевое назначение выставок связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей.
Работу над будущей выставкой я начинаю с тщательного, продуманного выбора темы, которая должна соответствовать следующим требованиям: тема должна быть актуальной и интересной читателям, тему необходимо конкретизировать.
Необходимо хорошо продумать и читательский адрес, назначение и название будущей выставки. Очень важно, чтобы книги на выставке, а также все материалы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту детей. От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой. Одна из функций школьного библиотекаря – воспитательная. Поэтому, работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить.
Выбор названия – очень важный момент, ибо в нем должна быть заключена идея всей выставки. Есть несколько требований к названию. Это – наличие в нем не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение («Все новое – для Вас!»), нетривиальность (неординарность, оригинальность) формулировки. Название должно иметь социальную направленность, и в то же время играть роль приманки для читателей.
Нельзя не согласиться со словами Я. В.Чирковой: «…Выставка не должна быть «слепой», она должна быть «зримой», «видимой». Она не должна теряться, а должна выделяться. Но самое главное даже не это. Главное – необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое «цепляет», не дает пройти мимо...».
Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена.
Оформление для книжной выставки имеет огромное значение, т. к. – прежде всего книжная выставка – это наглядная форма. Оформление выставки одно из самых интересных направлений библиотечного дизайна. С. Г. Матлина советует «посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии – дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой».
Предпочтение следует отдавать объёмной организации визуальной среды. Вот несколько приёмов которые я применяю в своей работе:
- Объёмные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты.
- Подвесные цитаты-стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление лёгкости и движения всей экспозиции.
-Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т. д.
Книги отличаются друг от друга форматом (маленькие, большие, по графическому решению обложки (с рисунком, без) по тону (светлее, темнее), и эти различия нужно использовать, чтобы добиться интенсивного восприятия. Например: лучше чередовать книги по тону, в темных, светлых обложках, тогда каждая из книг будет в то же время подчеркивать, оттенять предыдущую и последующую.
Необходимо также учитывать и размерные соотношения. Более правильно периодически чередовать книги большего и меньшего формата или же группировать более крупные по размерам книги в центре полки. Самую важную, главную книгу на выставке можно выделить:
- большим расстоянием, по сравнению с обычным, между книгами;
- поместить книгу одну на полку;
- все книги в закрытом, она в развернутом виде;
- поместить ее на подложке, фоне белого, черного или красного цвета (в зависимости от тона обложки книги).
Сделать выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной помогут вспомогательные материалы. Для оформления выставки я использовать самые разнообразные предметы и аксессуары. Это могут быть:
- художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии);
- декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, изделия из бересты, соломки);
- «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини-сочинения);
- предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, макеты, муляжи). Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечет к ней внимание читателей, конечно, при соблюдении вкуса и чувства меры. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.
Выставка открывается заголовком. Он должен сразу бросаться в глаза, легко восприниматься и привлекать внимание. Для оформления заголовка я выбираю простые шрифты. Все тексты, которые имеются на выставке (заголовок, цитаты, подзаголовки и пр.), должны быть выполнены в едином стиле. Следует помнить, что шрифт должен соответствовать тематике выставки. Например, если выставка посвящена истории или устному народному творчеству (сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт.
Чтобы выставка пользовалась популярностью – необходима реклама книжной выставки. Для этого существует достаточно много приемов – как новых, так и традиционных. Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю, можно – сразу нескольким. Можно провести краткий обзор у выставки, а можно – подробный рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если библиотекари разработают вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. В своей работе для оживление читательской активности я провожу конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке, а также ребята заполняют анкеты.
Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки – это ее премьера (или презентация)– это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих читателей. В центре этого праздника – библиотечная выставка, яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная. Эффективной формой рекламы книжной выставки в моей работе стали плакаты-объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь – правильно составить рекламный текст.
Рекламный текст должен:
- привлечь внимание,
- убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением,
- заставить запомнить основную мысль,
- заставить посетить вашу библиотеку.
Проанализировать эффективность библиотечной выставки помогут: наблюдение и опрос читателей – беседы, интервью, анкетирование.
Можно применить таблицу наблюдения:
1. Прошел мимо, не обратил внимания.
2. Прошел мимо, но обратил внимание.
3. Подошел к выставке, посмотрел, отошел.
4. Подошел к выставке, посмотрел отдельные книги.
5. Посмотрел выставку, взял книгу для записи в формуляр.
Оценка эффективности проведенных библиотечных выставок осуществляется также путем подсчета книговыдачи с выставки: в листе ежедневного статистического учета и, соответственно, в дневнике учета работы отмечаются книги, взятые читателями с выставки. Такие методы помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями, избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.
В своей работе я использую пресс-релизы (сообщения для прессы), для этого составляется краткий и емкий материал о событии или факте, который пересылаю в СМИ тех газет и журналов, которые читают наши пользователи. Нередко пресс-релиз сопровождается иллюстрированным материалом: фотографии выставки, логотипом и т.д.
Исследования содержательных и технологических аспектов организации выставок в библиотеке позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот вид библиотечной деятельности. Организация выставок приобретает некоторые черты проектной деятельности: решение какой-либо проблемы; получение конкретного результата; презентация созданного продукта.
Список литературы
1. Выставочная деятельность: традиции и новации. Консультация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. detlib. nnov. ru/node/
2.Вяткина, В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство / В. В.Вяткина // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37-44.
3. Голдина, И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! / И. И.Голдина // Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23 – 24.
4. Збаровская, Н. В. Что такое выставочная деятельность библиотек / Н. В.Збаровская // Библиотека в школе. – 2006. – № 13. – С. 19-28.
5. Идеи для выставки. Методика подготовки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mei--blog. blogspot. com/search/label/
6. Книжная выставка как форма рекламной деятельности в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats. allbest. ru