kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему организация поисково-краеведческой деятельности музея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решению этой задачи воспитания патриота способствует создание и организация работы музея. Именно музеи обладают не только большими возможностями для воспитания гражданственности и патриотизма, понимания о красоте и добре, но и открывают новое поле деятельности для педагогов в вопросах профессионального становления и развития личности студента. Музеи способствуют формированию у молодежи общественной активности, воспитанию чувства гордости и уважения к историческому прошлому своей страны, города, ответственному выбору своей будущей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему организация поисково-краеведческой деятельности музея"»

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»










ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ»





Подготовил: преподаватель

Гончарова Л.Ю.












Воспитание гражданина, патриота своей страны – одна из важнейших воспитательных задач педагогического коллектива ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж». Решению этой задачи способствует создание и организация работы музея.  Именно музеи обладают не только большими возможностями для воспитания гражданственности и патриотизма, понимания о красоте и добре, но и открывают новое поле деятельности для педагогов в вопросах профессионального становления и развития личности студента. Музеи способствуют формированию у молодежи общественной активности, воспитанию чувства гордости и уважения к историческому прошлому своей страны, города, ответственному выбору своей будущей профессии.

Организация музейной работы в ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» с использованием элементов самоуправление обеспечивает гарантии студентам на самоанализ, самооценку, дает возможность иначе рассматривать воспитательный процесс. Позиция педагога-руководителя заключается не только в том, чтобы передавать готовые, нравственные ценности, а, прежде всего, в том, чтобы вырабатывать их вместе со своими воспитанниками. Такое понимание воспитательного процесса придает ему ярко выраженный гуманистический характер. Работа   музея  техникума тесно связана со всем учебно-воспитательным процессом. Эффективность работы музея очевидна, так как  в его формировании, развитии и управлении  участвуют  все субъекты воспитательного процесса, руководители, педагоги,  студенты.

Основные задачи:

- раскрытие принципа историзма в контексте его связи с профессиями и специальными дисциплинами, которые преподаются в техникуме;

- формирование у студентов исторических знаний в процессе обучения.

Основные направления:

- поисково-исследовательская деятельность;

- пропагандистская работа.

Участие молодых людей в поисково-собирательной работе, изучении музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, уроков мужества, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе поисковой деятельности студенты овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих учебных дисциплин.

В соответствии с определёнными темами поисковая работа музея направлена в первую очередь на восстановление истории, биографий людей, связанных с техникумом и истории Великой Отечественной войны, так как наш техникум ровесник победы. Поиск проводится как активом музея, так и студентами различных курсов. Работа ведется в нескольких направлениях:

1) Ветераны Великой Отечественной войны (Клевцов В.Д., Баранова В.Ф., Яковлев Ю.И., Попов С.И. и др.). Встречи с ветеранами войны, сбор материала, оформление боевого пути. Поисковые задания студентам «Прикоснись сердцем к подвигу» («Моя семья в годы войны»). Ежегодные поздравления ветеранов войны с праздником Победы.

Поисковые задания: «Наш край в годы войны», «У войны не женское лицо», «Моя семья в годы войны»

2) Краеведение.

Сбор этнографического материала и пополнение экспозиций. На основе собранного материала были поисковые задания студентам: «Вот эта улица, вот этот дом», «Памятники Кирсанова. История их создания», «Знаменитые люди города, чьими именами названы улицы», «Быт, праздники, обычаи жителей нашего края». Продолжается сотрудничество с городским музеем.

 3) История техникума.

Сбор материалов о преподавателях – ветеранах педагогического труда, о выпускниках техникума. Установлена переписка с отдельными выпускниками.


Результаты поисковой работы

Студенты получают задание по сбору материалов о своих земляках, о жизни их родственников в период Великой Отечественной войны, о преподавателях, которые связаны с техникума. Результаты подводятся или по итогам года или к определённым событиям. Например, воспоминания о войне логично обобщать к майским праздникам. Актив музея работает более углублённо и планомерно. В ходе посещения кружка «Юный историк», студенты получают подробное представление о методах исторического исследования, источниках исторических знаний, вариантах оформления результатов исследования. С результатами исследований студенты участвуют в конкурсах. Проведены серьёзные исторические исследования по темам «Трудовая летопись», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Моя малая Родина», «Здравствуйте - это мы!».

Краткая характеристика фондов музея (количество экспонатов, из них подлинные, наличие книги учета, обеспечение сохранности)

Музей содержит материалы и экспонаты, рассказывающие об истории нашего техникума. Все экспонаты музея, альбомы, буклеты повествуют о жизни нашего техникума.

Краткая характеристика фонда музея:

1.Выставочные витрины - 48

2.Альбомы «Студенческая жизнь» - 18

3.Альбомы «Трудовая летопись» - 9

4.Альбомы «Моя малая Родина» - 8

5.Альбомы о Ветеранах Великой Отечественной войны - 11

5. Кубки-51

6.Капсулы с землей из Городов- героев- 5

7.Зачетные книжки студентов 1951г.-

8.Книга приказов техникума от 1945г, т.е. от момента основания нашего учебного заведения.

9.Архив фотографий, почетные грамоты, дипломы и др.

Количество посещений - 1200

Количество экскурсий в год – 30.

Количество подлинных вещей -15.

В музее хранятся подлинники: личные вещи фронтовиков, благодарности от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Товарища Сталина, памятные медали, фронтовые письма. Фонды музея хранятся при соблюдении правил. Сохранность экспозиций и эстетический вид музея хороший.


Наличие экспозиции, отвечающей современным требованиям. Название разделов, тем и т. д.


Наличие экспозиций - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто в единственные в своем роде документы предметы. Экспозиция музея техникума - результат творческой работы студентов и педагогов. Музейная экспозиция в техникуме - база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности студентов, для включения студентов в общественную работу. Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экпозиционный комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом. Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли. Самое широкое распространение получил историко-хронологический принцип формирования музейных экспозиций. Он предполагает такую структуру экспозиций, когда каждый ее раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса. Следующий принцип построения экспозиций можно назвать тематическим. Он требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причем, внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. В нашем музее имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так в экспозицию, в основе которой лежит историко-хронологический принцип, включаются тематические разделы. Суть тематической экспозиции состоит в том, что процессы, происходящие в общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединенные в подтемы и разделы. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно и соответствовала основным требованиям современной музейной эстетике. Однако, мы не стремимся копировать профессиональное оформление государственных музеев.. Экспозиция музея техникума является основой научно - просветительской работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные ее формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки. Различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

Экспозиции, посвященные:

  • «Герои Советского Союза»

  • «Ветераны Великой Отечественной войны»

  • «Преподаватели-выпускники коледжа»

  • «Трудовая летопись»

  • «Наши достижения»

  • «Студенческая жизнь»

  • «Фотолетопись нашей жизни»

Содержание экспозиции:

Экспозиция направлена на нравственно-патриотическое воспитание порастающего поколения (патриотизма, героизма, чувства долга перед своей Отчизной).

Оформление и оборудование экспозиции:

Экспозиция содержит исторические, вещественные, письменные, печатные, фотодокументы.


Экспозиции музея


Тематико-экспозиционный план работы музея

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»



Название темы


Дата

Характер Экспозиционных материалов

Перечень экспозиционных материалов входящих в комплекс


Местонахождение источника

1.Ветераны Великой Отечественной войны


Обновление 1 раза в год


фотодокументы

Планшет, письма, медали

Музей

2.Трудовая летопись

Обновление 1 раз в год


Альбомы

Фотографии

Музей

3.Наши достижения

Обновление 1 раз в год


Дипломы

Документы

Музей

4.Преподаватели-выпускники нашего техникума

Обновление раз в 4 года

Выставка

фотографии

Музей

5.Фотолетопись нашей жизни

Обновление 1 раз в год


Выставка

фотографии

Музей

6.Студенческая жизнь

Обновление 1 раз в год


Панно, картины

Картины в количестве 10 штук

Музей


Программа деятельности музея

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цели программы:

-Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, города.

-Воспитание поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

-Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

-Укрепление нравственных позиций студентов, чувства собственного достоинства.

Основные задачи:

1. Изучить историю развития колледжа.

2.Провести поисковую работу в целях пополнения фонда музея.

3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, преподавателей техникума.

5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

6. Приобщать студентов к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности студентов.

Обоснование значимости программы.

Наш коледж имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они преподаватели и выпускники прошлых лет? А в нашем техникуме есть о ком рассказывать. О наших преподавателях – выпускниках этого техникума. Мы можем гордиться и своими студентами: спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми. Необходимость развития интересов студентов в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания студентов о родном крае, городе, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города. Музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации студентов и преподавателей в процессе совместной деятельности. Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Музей является не просто особым учебным кабинетом техникума, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между техникумом и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Основные виды деятельности музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Экскурсионно – просветительская деятельность.

3. Оформительская деятельность.

4. Методическая работа.

Организация поисково-исследовательской деятельности:

- Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий.

- Консультации с работниками библиотек, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея.

- Проведение экскурсионной работы в музее.

-Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие краеведческих конкурсах.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов.

- оформление выставок, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций.

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных композиций;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях музеев и т.п.;

- сотрудничество с газетой;

Методическая деятельность

- разработка методических рекомендаций по работе музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

Руководство работой музея.

Руководит деятельностью музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и студенты. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора колледжа.

Участники программы. Совет школьного музея, студенты, классные руководители.

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают студентам узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться. Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности; Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе образовательного учреждения


Вся образовательная и воспитательная работа в техникуме, так или иначе, связана с работой музея. Материалы музея используются преподавателями и студентами в образовательном процессе. На уроках истории, географии, литературы, русского языка и используются материалы музея. При выполнении исследовательских, конкурсных работ, написании докладов, рефератов, сочинений ребята обращаются к фонду музея. Музей нашего колледжа является центром гражданско-патриотического воспитания студентов. Все праздники, посвящённые историческим событиям, мероприятия, воспитывающие патриотизм и гражданское отношение к Родине, планируются и проводятся советом музея, с приобщением всех студентов и преподавателей. На основе документов, имеющихся в фонде музея, проводятся викторины, игры, классные часы. Экспонаты музея вдохновляют студентов к творчеству: написание творческих работ. На базе музея проводятся встречи с ветеранами, интересными людьми. Эффективность использования музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашего техникума сложились следующие её виды:

- учебная экскурсия в музее;

- использование музейных предметов студентами в качестве учебных пособий на уроке;

 - демонстрация музейных предметов во время беседы преподавателя;

- проведение учебно-практических конференций, встречи с участниками исторических событий.

Экскурсии в музее

Музей помогает воспитывать в студентах исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.   Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего музея, способствуют формированию личности студента

Документальные материалы и другие реликвии способствуют знакомству с историей техникума

Научно - просветительская работа музея (экскурсии, встречи, методическая работа)

 

Наиболее специфичной для музея формой научно - просветительской работы является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы. Экскурсия - это одна из основных форм работы музея со студентами. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного образовательного уровня, по различным мотивам, пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организованно, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между   экспозицией и посетителями, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы показа, раскрывать экспозиции с различной степенью детализации и т. д.

В практику просветительской деятельности музея вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и т. д.

Встречи с интересными людьми

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции. Чтобы посетитель общался с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах:   вертикальном (стенды, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки, альбомы). Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой помещения.


Использование материалов музея в СМИ и других изданиях, методическая работа.

Методическая работа в музее ведется по направлению научно-методической работы внутри музея, а так же сотрудничество с музеем города в методическом направлении. Совет Музея, состоящий из заинтересованных педагогов и студентов, в соответствии с учебным планом и планом воспитательной работы, систематически занимается организацией культурно-просветительской, методической и информационной деятельности. Тематика экскурсий «История нашего колледжа», «Они защищали нашу Родину», «Трудовая летопись нашего колледжа» и др. Работа по совершенствованию экспозиции - одно из ведущих звеньев всей деятельности музея. Методисты музея рассматривают работу по созданию выставок как возможность повышения своих знаний по отдельным проблемам, совершенствование опыта. На базе музея проходят встречи с ветеранами и интересными людьми. Ежегодно Музей посещают гости, родители и бывшие выпускники нашего техникума, который приезжают на день открытых дверей. Средства массовой информации освещают все мероприятия, проводимые на базе Музея.











 
































19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему организация поисково-краеведческой деятельности музея"

Автор: Гончарова Лариса Юрьевна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства