В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Одна из главных задач школы – формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим. Выделим основные компоненты содержания духовности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовное воспитание ребенка »
Е.А. Киянова
учитель начальных классов I категории
МОУ СОШ № 49 Н.Новгород
Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы средствами литературы.
Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы средствами литературы.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Одна из главных задач школы – формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим. Выделим основные компоненты содержания духовности.
.
Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. А книга, как произведение искусства слова, оказывает глубокое нравственное воздействие, формирует сознание, вдохновляет, при условии, когда содержание её понятно, прочувствовано, сопережито ребёнком. Я хочу поделиться опытом подготовки детей к урокам литературы в моём классе и как книгу сделать первым помощником в формировании нравственного воспитания маленького человека. Делаю это постепенно, начиная с первого класса.
Уже в первом классе знакомлю детей с понятие «рифма», учу сочинять небольшие, сначала в 2-4 строчки стихи на заданную рифму. Дети любят сочинять стихи, постепенно делают это самостоятельно без помощи взрослых.
«Лиса с карнавала».
Я – лиса, всему лесу краса,
Мимо бежала, Деда Мороза увидала
И решила зайти,
Ведь мне через ваш карнавал в лес по пути.
Я у вас немножко посижу,
На ребяток погляжу,
А потом я в путь пойду,
В деревеньку может зайду
И на ёлку попаду!..
Там ребята молодые, умницы все удалые,
Песни, сказочки поют,
Хороводики ведут,
Но я вижу, что у вас тоже самое сейчас!
(Степарук Настя, 4 «А» класс)
При чтении произведений большое внимание уделяю настроению, чувствам автора, героев, читателей. Раскрываю учащимся понятие «настроение» и постоянно обращаю на это внимание. В жизни ив литературе все хорошие и плохие поступки людей определяются настроением, состоянием души человека. Надо учить детей анализировать настроение героев, потом своё, разбираться в состоянии своей души и окружающих людей.
Учитель: Какое чувство пришлось испытать нашему герою?
Дети: Страх.
Учитель: Какие однокоренные слова к слову страх использует в этом отрывке автор?
Дети: Страшно, делалось страшное, что-то страшное лезло на плечи.
Учитель: Какое выражение в тексте подчёркивает состояние страха?
Дети: «Мурашки побежали у него по спине…»
Учитель: Для сего автор использует все эти слова и выражения?
Дети: Чтобы лучше передать состояние мальчика.
Учитель: Сумел ли Тёма одолеть страх, зло, болезнь, трудности и смерть? Что помогло ему преодолеть все препятствия?
Дети: Горячая любящая душа.
Учитель: Пользуясь схемой на доске сформируйте главную мысль рассказа?
Дети самостоятельно формирую главную мысль произведения.
С целью активизации деятельности, детей с книгой организовала работу учащихся с читательскими дневниками, раз в четверть провожу праздник «Защиты читательских дневников». У каждого учащегося есть памятка «План работы над сочинением-отзывом».
1. Как прошла твоя встреча с книгой (автором)? Расскажи об этом.
2. О чём книга? Где и когда происходят изображённые в ней события? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не читал произведения. Заинтригуй будущего читателя!
3. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Кто из героев особенно понравился? Почему?
4. Обратил ли ты внимание на то, каким языком написана книга? Что показалось необычным? Запомнились ли какие-нибудь фразы, образы?
5. Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в детский журнал или газету, эссе, сочинение-впечатление, «просто сочинение», сообщение на сайт.
6. Несколько советов: пиши просто, искренне, так, будто рассказываешь о книге близкому другу. Избегай таких слов и выражений, которыми пишут многие, то есть штампов (например, книга произвела не меня огромное (неизгладимое) впечатление).
Пишут дети отзывы с удовольствием, без принуждения со стороны взрослых, чтобы принять участие в «Защите читательских дневников».
«Почти все девчонки любят сказки, и я в том числе. Когда я была маленькой, мама читала мне сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок», «Снежная королева». Все они очень добрые и полны надежды в победу. Мне посоветовали прочитать «Дикие лебеди».
Эта книга о том, сто добро сильнее зла, что доброе сердце и трудолюбие помогают одержать победу над коварством и злом. Действие происходит в богатом южном королевстве. Злая мачеха, чтобы избавиться от детей заколдовывает одиннадцать братьев в диких лебедей, а красавицу-сестру выгоняет из королевства. Элиза, так звали падчерицу, смогла снять колдовство мачехи и вернуть своим братьям их прежний облик. Это её удалось благодаря её упорству, трудолюбию и вере в то, что она сможет добиться задуманного.
Очень запомнилась цитата из книги: «Сколько труда нужно, чтобы твёрдый камень сделать гладким и круглым! А вода делает это. Море неустанно и терпеливо катит свои волны и побеждает самые твёрдые камни. Спасибо вам за то, что вы научили меня, светлые быстрые волны! Я буду, как вы, неустанно трудиться».
Ещё мне понравился в книге король, который полюбил Элизу за её доброе сердце. Он любил и верил её не смотря на то, что все считали Элизу ведьмой. Я хочу быть похожа на главных героев, чтобы своим трудом, упорством, добротой и верой в себя добиваться поставленных целей».
В классе работал в течение года «Клуб семейного чтения». Заранее определялась тема заседания клуба, например, «Вот и пришла Зимушка-Зима». Подготовительная работа велась в кругу семьи. Читали по определённому списку стихи, сказки, рассказы А.С. Пушкина, А.П. Чехова, С. Маршака дети, бабушки, мамы. Велись беседы по прочитанным произведениям. Затем учащиеся вместе с родителями искали пословицы, поговорки о зиме, сочиняли рассказы о «Путешествии снежинки». На заседании клуба ребята читали стихи, свои рассказы, показывали инсценировку С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Конкурсы, викторины проводились не только для детей, но и родителей. Семьям-победителям вручили грамоты «Самая читающая семья». А главное – дети и родители общались друг с другом.
Систематическая работа по воспитанию у учащихся любви к чтению, к книге проходит и в стенах районной библиотеки: библиотечные уроки, выставки книг, обзор новинок литературы, праздники, посвящённые писателям-юбилярам.
Работы с выставкой, отобранных и прочитанных детьми за месяц книг, организуем и в классе: учащиеся дают правильное название и короткую характеристику каждой книги (о чём она? Что в ней?), систематизируют книги, представленные на выставке по понятным для детей содержательным признакам (например, среди книг Б. Заходера можно выделить 4 смысловые группы: 1) сборники стихов; 2) книги сказок; 3) переводы; 4) книги, в которых есть стихи и сказки). Дети обмениваются первым читательским опытом: обсуждают те книги, о которых хочется поговорить, рассказывают об авторе по его книгам. Дети читают понравившиеся отрывки из книг, читают наизусть стихи, рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям.
Чтобы сформировать читателя, надо учить детей видеть в знакомом, привычном непознанное, необычное, яркое, выразительное. Надо помогать детям любить мыслительную деятельность, помочь научится радоваться новой мысли, каждому наблюдению, пусть маленькому, но своему личному открытию, побуждать и формировать творческие способности ребёнка. Сопоставлять, сравнивать между собой незнакомые события, явления, факты, предметы – это условия для творческого мышления, развития логики, стимулирования любознательности. В процессе такой духовной деятельности рождается интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию стихов, к запоминанию загадок, поговорок, пословиц, к образной речи, к поэтической символике. Постепенно воспитывается столь ценная личностная потребность чтения – творчество.