Экскурсии как средство гражданско-патриотического воспитания студентов
Экскурсии как средство гражданско-патриотического воспитания студентов
Гражданско-патриотическое воспитание студентов - актуальная проблема современного общества. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания его содержание, цели и задачи. Наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в студенческие годы. И от того, как понимается гражданственность, и какое отношение к ней вырабатывается в этот период, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсии как средство гражданско-патриотического воспитания студентов»
Кожушко Наталья Борисовна
Экскурсии как средство гражданско-патриотического воспитания студентов
Гражданско-патриотическое воспитание студентов - актуальная проблема современного общества. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания его содержание, цели и задачи. Наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в студенческие годы. И от того, как понимается гражданственность, и какое отношение к ней вырабатывается в этот период, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Актуальность и значимость патриотического воспитания молодежи в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах:
Законе «Об образовании»;
Государственных образовательных стандартах;
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание – одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность гражданина в условиях современного общества.
Проблема гражданско-патриотического воспитания не нова. Вопросы гражданско-патриотического воспитания всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания таких авторов как М.Д. Маханёва, Г.А. Ковалева, Н.В.Алёшиной, М.Ю.Новицкой, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Именно поэтому выбранная тема является актуальной.
Цель данной статьи: определение эффективности экскурсий как средства гражданско-патриотического воспитания студентов
Что же такое патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность, гражданин, гражданско-патриотическое воспитание и Родина?
Патриотизм- любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования.
Патриотическое воспитание- государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданственность - качество, свойство поведения и способность активно участвовать в делах общества, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Гражданин- это лицо, принадлежащее к постоянному населению любого государства, и имеет соответствующие права и обязанности.
Родина - страна, государство, народ, который создал ее в процессе своего исторического развития, совокупность материальных и духовных условий жизни людей, территория, социально-экономическая структура, культура, быт, язык, традиции, обычаи и т.д.
Сущность гражданско-патриотического воспитания молодежи в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.
Гражданское воспитание состоит в формировании у студентов активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума.
Гражданское воспитание делится на компоненты (Схема 1 -компоненты гражданского воспитания)
Гражданско-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. Патриотическое воспитание студентов осуществляется как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Здесь на помощь приходят классные часы, тематические кружки, молодежные объединения, волонтёрство и экскурсии.
Одной из наиболее эффективных в направлении гражданско-патриотического воспитания молодежи форм мероприятий является экскурсия.
Экскурсия - это сильное, многоаспектное средство гражданско-патриотического воспитания, формирования личности и приобщения ее к историческому наследию.
Экскурсии помогают решить две задачи – укрепляют связь между поколениями, а также воспитывают у молодёжи личную ответственность и патриотизм.
Экскурсии стали частью образовательно-воспитательной системы ГБПОУ «Макеевский педагогический колледж», они являются незаменимыми средствами воспитания патриотических позиций, призваны решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности; развивают у молодежи нравственные качества.
Поэтому, наши студенты на протяжении многих лет, активно посещают исторические и памятные места, музеи, а также, с целью преемственности поколений, формирования чувства любви и уважения к старшему поколению, постоянно курируют ветеранов Великой Отечественной войны. Любая экскурсия планируется, организуется и готовится. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов.
Наиболее действенные экскурсии по гражданско-патриотическому воспитанию являются - походы по местам боевой славы Донбасса, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами. Студенты педагогического колледжа ежегодно посещают такие места:
Саур-Могила
Обелиск Славы и Вечный огонь
Памятник Героям Советского Союза
Памятный знак с наименованиями всех войск, освобождавших Макеевку
«Пушка ЗИС-3» - памятник, свидетельствующий о доблести и героизме воинов 54-й гвардейской стрелковой Макеевской дивизии в боях за освобождение Макеевки.
Военно-исторический музей Великой Отечественной войны Государственного бюджетного учреждения «Донецкий республиканский краеведческий музей»
Макеевский художественно-краеведческий музей и др.
Донбасс – край с богатой историей, самобытной культурой, поэтому экскурсии в патриотическом воспитании молодежи является приоритетным направлением развития разносторонне развитой личности. Экскурсии способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей малой родины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экскурсии являются неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания молодежи. Только увидев собственными глазами места боевой славы, побеседовав с ветеранами, участниками боевых действий, можно почувствовать гордость за родную страну и своих людей.
Список использованных источников
Богомазова, Т. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи / Т.И. Богомазова. – Ч. I. – Могилев, 2007.
Закон «Об образовании».-URL:http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденная приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г. 2.
Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся// Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденные приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: 1993. – 1160 с.