kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия в дом казака

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКСКУРСИЯ В ДОМ КАЗАКА. 

Форма проведения: историческая экскурсия.

Цель занятия: формирование знаний об историческом прошлом казачества - быте казаков; формирование специальных и общеучебных умений учащихся; нравственное воспитание учащихся на основе изучения истории родного края, формирование собственного мировоззрения учащихся; развитие речи, мышления, сенсорной и эмоциональной потребности знать прошлое своего народа; развитие способов умственной деятельности.

Методы используемые при проведении занятия: рассказ учителя, выступление учащихся с историческими справками, демонстрация исторических экспонатов школьного музея, музыкальное сопровождение, выступление учащихся с собственными сочинениями, игра-конкурс.

Способы активации познавательной активности учащихся: поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся. Использование нестандартных форм и методов. Высокая степень средств наглядности. Разнообразие заданий, их практическая направленность. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«Текстовый документ OpenDocument (4) (1)»

    1 Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие, оно необычное не только тем, что у нас собралось много гостей, а также тем, что мы совершим экскурсию в дом казака. На протяжении многих лет, вы встречались с интересными людьми, беседовали с ними, они дарили вам предметы, которые являлись в свое время частью их быта. Эти предметы стали экспонатами нашей краеведческой комнаты. И вот сегодня мы можем воспользоваться плодами наших трудов, благодаря поисковой работе мы можем войти в дом казака. Где познакомиться с казачьим бытом, с едой и питьем вольных людей, послушаем песни о казаках, а также узнаем некоторые древние обычаи наших предков.

    Ребята, слышите, звучит музыка. По первым звукам, которой можно сразу понять, что это казачья песня. На протяжении нескольких веков, ни молодых ни старых, эти песни не оставляли равнодушными, также у Марины, они вызвали творческий порыв. Сейчас она прочитает стихотворение о казачьим крае собственного сочинения.

    Казачий край, родной, любимый, близкий

    Земля моя — не пропадешь с тобой!

    Пропитана трудом, борьбой неистовой

    И счастлив тот кто жизнь прожил с тобой.

    Казачий край история огромная

    Кровавых войн просто так не счесть,

    Боролись с тобой мои деды и прадеды

    И нашей мирной жизнью нельзя мне пренебречь.

    Казачьи земли мудростью окутаны

    Дары приносит каждый урожай.

    Природа красоты неописуемой

    Посмотришь, не захочешь уезжать.

    Казачий край огромный, щедрый, добрый

    Не видно не начала ни конца

    Какая у тебя огромная история,

    0 Культура и конечно красота.

    Истоки возникновения казачества в России и на Дону уходят в 16 век. Многих интересует вопрос: Почему людей селившихся на окраинных нашего государства называют казаки?

    Историческая справка

    Почему казаки?

    Версия первая. (Паша)

    Впервые слово «казак» упоминает греческий царь Константин Порфиногет. Он писал, что... начало казаков происходит …. от славного победителя татар Косака, и по его имени проименовалось воинство его касаками, а затем казаками.

    Версия вторая. (Женя)

    Всех беглых в донских землях стали называть «гозак» или «гузак». Слово это не русское, а в переводе с татарского и турецкого — легко вооруженный конный воин. С течением времени на русской основе произошло историческое чередование согласных и гласных. Отсюда и появилось в народе полюбившееся слово «казак».

    Теперь мы знаем, откуда появилось слово казак и что оно означает.

    А сейчас я вам предлагаю совершить экскурсию в дом казака.

    (Дети все вместе — Милости просим, гости дорогие).

Вероника

  1. Палочкой - выручалочкой в казачьем быту был плетень. Он использовался для городьбы, а также, если потребуется, можно было его приспособить для коровьего база, для хлева — только обмазать внутри. Отсюда появилась пословица: Плох плетенишко, а все-таки затишка.

  2. Подметали полы вениками. Просяной веник предназначался для комнат, ему отводилось достойное место в углу прихожей. Для коридора шел веник, связанный из бурьяновых веток. Для коридора шел веник, связанный из бурьяновых веток. Для уборки двора применялась метла, сплетенная из хвороста.

    0 3)Воду казачки из колодца носили с помощью коромысла.

    Даша

    1) Кровати в казачьих домах наряжались высокие, пышные, которые очень красиво смотрелись. Для этого использовались пуховые перины, подзорники, горы подушек с наволочками украшенными кружевами и вышивками.

    2) Большую часть жилища занимали сундуки большие и маленькие. Сундук был обязательным приданным для невесты, а каждый служивый казак тоже имел свой сундук.

    3) В более зажиточных семьях горницы, украшали горки с посудой, это шкафы с полками, состоятельные хуторяне имели возможность обзавестись и комодом (это шкаф с выдвижными ящиками). Перед вами горка и комод совмещены. В повседневной жизни посуда была очень простой, пища на столы ставилась в основном в чашках: эмалированных, деревянных, глиняных. Ложки и половники вытачивали сами из дерева, разных размеров, большие и маленькие. Готовили пищу в чугунках, а хранили в горшках, черепушках, кувшинах. Также в быту использовали стаканы, рюмки, бутылки.

  3. Не один дом не обходился без хорошей русской печи. Хозяйке помогала управляться с печью специальная утварь: чапельник, кочерга, ухват-рогач, совок-корец.

    Люба.

    1) Трудоемкой была стирка одежды и постельного белья. Поэтому казачки придумали стиральную доску, вначале ее из дерева делали (это была пластина с чередованием выемок и бугорчатых рядков), а затем появилась стиральная доска из металла.

    2) Для гладенья белья казачки использовали рубель. Которая состояла из пластины с выемками да деревянного катка. На каток белье наматывали и по пластине — рубелю прокатывали.

    3) Также для этих целей использовали паровой утюг и печной утюг. Утюги были различной формой — широкие, удлиненные, большие и маленькие.

    4) Казаки в основном были глубок верующими. Поэтому в каждом доме

    0 имелись иконы.

  4. Без электричества казаки тоже обходились. Свет по вечерам давали лампы семилинейные, десятилинейные. Были они настольные, подвесные и переносные.

  5. Чаевничали казаки все больше по праздникам, поэтому самовару отводилось самое почетное место в доме.

    А теперь заглянем в стряпку. Чем же казачки собираются потчевать своих домочадцев? А это мы выясним с помощью игры: Звездная минутка.

    Приглашаю игроков занять свои места.

    Первая команда:

    Вторая команда:

    Третья команда:

    Начинаем игру.

    Первый тур.

    Перед вами названия блюд, которые казаки употребляли в пищу:

    1. Бурсаки

    2. Каныш

    3. Откидное молоко

    4. Каймак

    5. Взвар

    Выберите правильный ответ:

    1) Для приготовления этого блюда использовали творог, каймак, яйцо, порубленную зелень, а также тесто (Каныш).

    2) Это блюдо гордость казачьего стола. Оно питательно и вкусно. (Им мазали пышки, блины, пирожки, забеливали супы, заправляли каши) (Каймак).

    3) Это блюдо простое и вкусное. Тесто раскатывали, нарезали полосками прямоугольниками или наискосок. Затем выпекали (Бурсаки).

    4) Это блюдо можно употреблять по-разному, в зависимости от степени консистенции — для каши, к куску хлеба, сухарику — покруче, по жиже — жажду можно утолить (Откидное молоко).

    0 Если ответы совпали, даем звезду.

    На этом первый тур завершен.

    Второй тур.

    1) Блины, как правило, казаки ели, сворачивая трубочкой и окуная я думаю, их в квашенное молоко, каймак, яичницу. А как вы думаете? (Все правильные).

    Затруднения были наверно со словом яичница, казаки готовили к блинам яичницу, которая отличается от распространенного сейчас представления об этом блюде. Если пожелаете, приготовить это блюдо. То рецепт очень прост.......

    Яйца разбиваем, смешиваем с молоком, ставим кастрюлю с полученной массой на огонь, доводим до кипения, но не кипятим, чтобы содержимое не превратилось в хлопья. Добавляем каймаку, можно сахарку. Яичница готова. Ешьте на здоровье.

    2) Перед вами блюда: 1. Саламата

    2. Галушки

    3. Нардек.

    Которые можно приготовить используя муку. А как вы думаете, для приготовления всех ли блюд используется мука?

    Действительно, чтобы приготовить нардек, мука не требуется, для этого используются арбузы, а точнее мякоть, освобожденную от семян и предварительно срезав корку.

    3) В зиму хозяйки делали заготовки ягод:

    1. Вишни

    2. Паслена

    3. Яблок

    Какую из этих ягод казаки в своем кругу нарекли бзника? (Паслен).

На этом наша игра завершена, победу одержали Юля и Даша. Девочки больше всех набрали звезд. Они награждаются призами. Жаренные семечки. В старину казаки лузгали семечки по праздникам и в выходные дни. Я думаю, вы по достоинству оцените этот приз.

А мы на этом покидаем стряпку, и возвращаемся в горницу.

0 Во время становления Донского казачесива, у этих людей существовали дикие, страшные обычаи. Младенцев обоего пола топили в речках, чтобы они не мешали родителям. Затем стали топить только, младенцев женского пола, а мальчиков оставляли в живых, чтобы пополнять ряды защитников Дикого поля. Когда были упорядочены семейные отношения на Дону, тогда перестали топить в реках и младенцев женского пола.

    Дикие обычаи еще долгое время оставались на Дону по отношению к женщинам. Давайте посмотрим видио сюжет.

    Ребята, мы видим, что Дарья уходит из жизни утопившись в реке.

    Она следует старым обычаям казаков, только немного их видоизменив. Раньше за измену мужу женщину связывали по рукам и ногам, в сорочку насыпали песка и бросали в реку. Дарья добровольно уходит из жизни.

    Но как хорошо, что у казаков эти страшные обычаи ушли в прошлое. А сейчас установились добрые, хорошие традиции. Которым нам бы не мешало научиться следовать. На последующих занятиях нашего кружка, мы познакомимся с более современными обычаями Донских казаков.

    Неотъемлемой частью быта были песни, которые сопровождали самые различные дела. Долгими зимними вечерами казачки, сидя у прялки или за рукоделием изливали в песнях свою душу. Сегодня к нам в гости пришли казачки из ансамбля «Казачка». Послушаем песни в их исполнении.

    На этом наше занятие закончено. По старой, доброй традиции, кто пришел в дом казака, тот должен отведать стряпню хозяйки.....

    Нельзя нарушать традиции предков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экскурсия в дом казака

Автор: Сонина Наталья Сергеевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Экскурсия в школьный музей. "Знакомство с кубанской хатой""
    ["seo_title"] => string(59) "ekskursiia_v_shkol_nyi_muziei_znakomstvo_s_kubanskoi_khatoi"
    ["file_id"] => string(6) "369204"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481634870"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "спецкурс по ДОУ  "Я - житель г.  Волгодонска" "
    ["seo_title"] => string(44) "spietskurs-po-dou-ia-zhitiel-gh-volghodonska"
    ["file_id"] => string(6) "192287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427443486"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Занятие по ознакомлению с окружающим миром "
    ["seo_title"] => string(51) "zaniatiie-po-oznakomlieniiu-s-okruzhaiushchim-mirom"
    ["file_id"] => string(6) "166649"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422979258"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Знакомьтесь -  мой город" "
    ["seo_title"] => string(22) "znakom-ties-moi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "177761"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424704629"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства