Просмотр содержимого документа
«Экскурсия с детьми "Осень золотая"»
Экскурсия в осенний лес
«Осень золотая»
Красота осенней природы, разноцветье окружающих пейзажей никого не оставляет равнодушным. Затаив дыхание, мы любуемся пестрым листопадом, вглядываемся в таинственные лесные тропки, которые притягивают нас своей умиротворенностью и загадочностью. Они будто приглашают нас на прогулку, предлагают посмотреть, как покорная природа готовится встретить очередную долгую и холодную зиму.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин
ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ:
Красота осени каждому из нас кажется неоспоримой. Но то, что для взрослых очевидно, ребенок воспринимает совершенно иначе, ведь эстетические чувства не являются врожденной способностью. Прогулка в лесу не только полезна для развития наблюдательности и кругозора; это прекрасный урок для развития чувства прекрасного.
Наблюдаем!
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
М. Лермонтов
Обратите внимание ребенка на то, как меняется облик природы. Вспомните и опишите вместе с ним, как выглядел знакомый вам пейзаж в начале весны, посреди лета и каким он стал сегодня. Что изменилось? Как поменялось «настроение» природы и в чем это выражается? Меняется цветовая гамма, пение птиц стало менее многообразным. Голубое небо закрывают тучи, солнышко показывается все реже и его лучи уже не такие теплые. Домой с прогулки теперь нужно возвращаться пораньше, ведь день становится все короче и короче.
Изучаем! Рассмотрите опавшие листья. Как они преобразились! Их как будто кто-то раскрасил разноцветными красками. Попробуем найти одинаковые? Не получится! Осенние листья как снежинки. Каждый из них неповторим. А чтобы сохранить эту красоту и не дать самому красивому листочку замерзнуть и сгнить под слоем снега, соберите гербарий. Пусть ребенок сам выберет те листья, которые ему нравятся, принесет их домой и положит сушить. Рассмотрите муравейник! Куда пропали его жители? Они готовятся к зиме и закрывают «двери», чтобы стужа не проникла в их «дом». Интересно, а как зимуют другие насекомые?
Описываем!
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Н. Некрасов
Описывая окружающую природу вслух, ребенок развивает свой словарный запас, ассоциативное мышление, учится строить предложения и делать выводы. Помогите ему в этом! На что (или на кого) похоже мрачное и ветвистое дерево, скинувшее свою листву? Может быть, в его ветвях прячется сказочный персонаж? А как меняется небо? Какие оттенки мы можем на нем рассмотреть и на что оно похоже? Осенний лес навевает самые разнообразные чувства. Попросите ребенка описать, о чем он думает, глядя вокруг, какие чувства в нем вызывает осенняя природа.
Самовыражаемся в творчестве!
С прогулки вряд ли ребенок вернется с пустыми руками! Наверняка он прихватил с собой веточки, желуди, листья, шишки, кору дерева или мох. Разложите на столе его «добычу» и придумайте веселую поделку. Предложите ему нарисовать осенний пейзаж, понравившееся дерево или зверька, которого вы видели на прогулке. Творчество как нельзя лучше подытожит этот «осенний» урок и подтолкнет ребенка к самовыражению и саморазвитию.