Этическое занятие в 9 классе "Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни"
Этическое занятие в 9 классе "Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни"
Работа позволяет девятиклассникам высказать свое мнение и задуматься над понятиями патриотизма, любви к родине. Дает возможность сапоставить свою точку зрения с мнением одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этическое занятие в 9 классе "Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни"»
Кто не живёт на Родине, не знает вкуса жизни.
Этическое занятие в 9 классе.
Цель:
Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого ребёнка проблемой предстоящего диалога.
Формировать нравственную культуру воспитанников в целом.
Ход занятия.
I.Организационное начало.
II Погружение в тему.
Презентация «С чего начинается Родина?»
- Что для вас значит Родина?
- Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите ваши ассоциации.
(На парту у каждого ученика листок Родина – это…)
III Раскрытие темы.
-Давайте послушаем что получилось ( высказывания учащихся
- У кого в ассоциации вошли слова патриотизм, гражданин, гражданственность?
- Как вы считаете, эти понятия устарели или нет?
- Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня? (Высказывания ребят)
- Сравните значимость этого понятия с высказываниями других: (на экране)
Человек, если дома своего не любит, не полюбит и страну.
Расул Гамзатов.
С речкой детства связаны самые сокровенные, навсегда осевшие в памяти чувства, переживания, мысли, в том числе такие серьёзные, как чувство Родины, родительской любви, дочерней и сыновней привязанности.
Василий Песков.
Белые берёзы, жидкие осины Пашни да овраги – грустные картины:
Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо, Что же к ним всё тянет так неодолимо?
Алексей Плещеев.
- Какое из них вам особенно созвучно?
Осетинская пословица гласит:
Кто не живет на Родине, не знает вкуса жизни.
- Согласны ли вы с ней?
- Соотносится ли данная пословица с проблемой нашего диалога? ( ответы уч-ся)
Продолжаем разговор, дополните предложения (карточка у каждого ученика)
Чувство Родины для меня – это…
Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то…
Если бы мне пришлось стать беженцем…
Профессиональный интерес сулил большой успех за границей и я …
(Дети в течении 5-6 мину дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка).
Давайте послушаем, что у нас получилось. Высказывания учащихся.
- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким –то другим обстоятельствам. Какие чувства в этот момент испытывает он по отношению к Родине?
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его на Родине, в Петербурге, на Волковском кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к своему другу Якову Петровичу Полонскому: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубку, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно никогда не увижу».
Михаил Казаков- актёр, снявшийся в27 фильмах, жил 16 лет в Израиле. Размышляет: « Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, «распахнуть» душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!»
У Всеволода Троицкого есть стихотворение «Отчизна». Мне кажется оно очень подходит к нашему разговору.
Отчизна.
Родину и мать не выбирают, - Родина с рождения одна. И тому, кто Родину теряет, До могилы грезится она. Нет её предателям прощенья, Нет забвенья славным сыновьям, Нет святей её благословенья В час сопротивления врагам. В мирный век и в годы испытаний С нею мы и сердцем и умом. Да не знают страха россияне, Защищая свой родимый дом. Над раздольем русским, в горной сини И плывут и тают облака, А берёзы шепчут о России, Как шептали в древние века. И текут привольно наши реки. Так цвети и здравствуй, край родной! Мы с тобой до смерти и навеки Нераздельно связаны судьбой.
В. Троицкий.
-Какие чувства испытывает человек вдали от Родины? Почему его тянет в родные места?
Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание. Расшифруйте запись, которая нам поможет найти ответ. (Выбираем только русские буквы).
(Менталитет – это склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп, определяющий их образ жизни).
Как связано это понятие с темой нашего разговора?
Как влияет на менталитет исторический процесс развития государства?
Вы чувствуете в себе российский менталитет? В чём он выражается?
Сказывается ли он на отношении к жизни?
Как связаны с менталитетом россиянина понятия гражданственность, патриотизм?
IV Развязка этического диалога.
Итак, Родина – мягкое нежное слово…
Какая она, попробуем её охарактеризовать. Передавая клубок из рук в руки, каждый из вас произносит слово, которое характеризует страну: ( Могучая, богатая, многонациональная…) Мы связаны с вами одной нитью – той исходной точкой, где родились, растём, учимся, радуемся, грустим… Родиной! Натяните немного нить- чувствуете опасность разрыва? Мы не должны порвать эту связь с местом, которое нас взрастило! Расслабьте нить – вам стало комфортно? И нить обрела свою первоначальную структуру. Чтобы родная Земля процветала, чтобы всё задуманное сбывалось, необходимо каждому из нас прикладывать усилия, вложить в это свою лепту. Родина – это часть судьбы каждого человека.
Спасибо за разговор, думаю он был полезен и заставил каждого задуматься о месте Родины в его жизни.