ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Для полноценного личностного развития образование должно соответствовать следующим основным структурным элементам, представляющим собой определенный опыт:
- познавательной деятельность (знания);
- способы деятельности (практической, коммуникативной, социально-перцептивной);
- установление эмоционально-ценностных отношений (гражданская ответственность и правовое сознание, духовность и культура, инициативность и самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда);
- установление смысловых ориентировок за счет освоения этических норм, эстетических эталонов, народных традиций, представления о научной картине мира, умение организации бытовой и культурно-досуговой сферы, умение строить межличностные отношения, навыки культурного общения, применение эстетических эталонов в качестве критериев при решении проблемных задач и т.д., т.е через включение в культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
КГУ «Областная специальная школа-интернат №1
для детей с нарушением зрения»
управления образования Карагандинской области
«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
Доклад на педсовете
Выполнил: Калугина Н.И.
воспитатель I категории
Караганда 2014г.
В отечественной педагогике уже осознана необходимость перехода к личностно-ориентированной модели специального образования, однако научно обоснованной такой модели к настоящему времени не создано.
Овладение необходимым уровнем общекультурной компетентности подростков с нарушением зрения должно рассматриваться как одно из условий их интегрированного образования и воспитания.
Термин «Компетенция» следует понимать как особый результат образования, выражающихся в готовности человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности.
«Компетентность» - это интегральное свойство, включающее не только когнитивную (интеллектуальную) и операционно - технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, этическую, социальную и поведенческую. Это свойство включает в себя и результаты образования, т.е. знания и умения (Пример).
Общекультурные компетентности - это способность человека ориентироваться в пространстве человеческой культуры: национальной и общечеловеческой; духовно-нравственные основы семейных и социальных явлений и традиций. Все это оказывает влияние на личностное развитие ребенка как человека культуры.
Для полноценного личностного развития образование должно соответствовать следующим основным структурным элементам, представляющим собой определенный опыт:
- познавательной деятельность (знания);
- способы деятельности (практической, коммуникативной, социально-перцептивной);
- установление эмоционально-ценностных отношений (гражданская ответственность и правовое сознание, духовность и культура, инициативность и самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда);
- установление смысловых ориентировок за счет освоения этических норм, эстетических эталонов, народных традиций, представления о научной картине мира, умение организации бытовой и культурно-досуговой сферы, умение строить межличностные отношения, навыки культурного общения, применение эстетических эталонов в качестве критериев при решении проблемных задач и т.д., т.е через включение в культуру. По определению Сластенина В.А., культура является спрессованным опытом тысячелетий, включающим в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практических конструкций деятельности.
Таким образом, целью школьного образования является достижение учащимися уровня общекультурныхкомпетенций, достаточных для:
- ориентации в ценностях культуры;
- формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры;
- овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача школы: дать учащимся необходимые знания в области культуры и способность продемонстрировать образцы культуры в различных сферах:
- социально-экономической;
- политико-правовой;
- науки и религии;
- экологической;
- коммуникаций;
- бытовой;
- досуговой и т.д.
Общекультурные компетентности человек начинает осваивать с момента рождения (возможно и раньше) в семье. При достижении определенного возраста в формирование общекультурных компетентностей вступает школа.
Школа является своеобразным микросоциумом, отражающим как позитивные, так и негативные тенденции, проявляющиеся в обществе.
Наше общество в настоящее время испытывает духовно-нравственный кризис, в период которого повзрослело целое поколение, в результате чего ценностные установки молодежи подверглись деструкции (искажению) и разрушению с точки зрения развития личности, семьи, государства. Молодое поколение оторвано от корней отечественной культуры, нарушено взаимопонимание между «отцами» и «детьми», остро проявляется негативное отношение к историческим событиям предыдущих поколений.
К сожалению, уровень общекультурной компетентности молодежи, по некоторым показателям, не просто снизился, а упал до 30 – 40%. Это проявляется в:
- снижении социальной активности,
- росте потребительского, а зачастую, и откровенно иждивенческого отношения к окружающим, в частности, к школе, ее духовным ценностям;
- серьезным занятиям в системе дополнительного образования и саморазвития в целом;
- спаде интереса к массовым классным и школьным мероприятиям, общественной работе.
Вместе с тем:
- повышается интерес к бесцельному времяпровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающимся высоким качеством и содержанием;
- достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.
К сожалению, и у нас, педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, и дети сразу станут воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение только к логике детей, авторитаризм, как, впрочем, и задабривание, заискивание перед учащимися, корыстный сговор с ними – такие подходы все еще встречаются в педагогических технологиях. Мы все сами понимаем, что результаты этого, особенно, в работе с подростками, минимальны.
Так или иначе, цели и задачи формирования общекультурных компетентностей у детей школа обязана выполнять, и в условиях школы-интерната приоритет в этом отдается воспитательной работе. Реализация целей и задач происходит уже с порога школы. Наша школа уже с первого взгляда отвечает этим требованиям. Безупречный вид школы, внутренних интерьеров, чистота бытовых помещений, внешний вид сотрудников и детей – все свидетельствует о должном уровне культуры. Культура школы начинается с культуры быта, эстетизации окружающей среды. Ее характеристики: гигиена и порядок, удобство, дизайн и красота – все это напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие. Поэтому так много внимания и сил на создание такой обстановки уделяется лично директором нашей школы и на ее сохранение и поддержание – со стороны всех сотрудников. Люди, в том числе, и дети по-разному работают и ведут себя среди красоты и безобразия, в духоте и на свежем воздухе, в нервозной и спокойной обстановке.
Начальный школьный период формирования общекультурных компетентностей характеризуется высоким уровнем сензитивности (чувствительности и восприимчивости). Ребенок хочет, любит и старается учиться. Этот период чрезвычайно благоприятен для:
- формирования мотивации учения,
- развития познавательных потребностей;
- овладение социальными нормами, т.е. вовлечение в культурную среду и деятельность, способствующую обогащению знаний о культуре, трансформации их в нравственно-этические убеждения, нормы и принципы духовной жизни, умения и навыки творческой деятельности как важных факторов развития общекультурных компетентностей.
В подростковом возрасте работа по формированию общекультурных компетентностей продолжается. Педагоги опираются на созревающее самосознание, самоуважение, стремление подростка казаться взрослым и желание быть уважаемым сверстниками. Особое значение в этом случае имеет воздействие авторитетного взрослого.
В условиях полного отсутствия технологической поддержки по проблеме формирования общекультурных компетентностей мы, воспитатели, пытаемся выработать структурные составляющие этих компетентностей - отдельных блоков общецелевой программы по данной проблеме, которые условно можно обозначить как «Учение» (различная тематика по предметным дисциплинам), «Досуг» (Тематика, связанная с организацией и решением воспитательных задач кружков, факультативов, спортивных секций, свободного времени воспитанников), «Общение» (выработка компетентностей в данной сфере).
Разрабатывая в течение ряда лет проблему трудового воспитания детей с нарушением зрения, я отмечаю, что практическое решение этого раздела воспитания напрямую является формированием общекультурных компентностей, так как способствует реализации ее вышеуказанных четырех структурных компонентов:
- когнитивный, т.е. актуальные знания и информация не только в сфере доступного труда, но многие другие (особенности разных видов трудовой деятельности, профессий, орудия и механизмы, ИТ- и нанотехнологии и т.д.).
- деятельностный - напрямую отностится к трудовому воспитанию;
- мотивационный – это та составляющая, которая помогает нам не только осознавать значимость и нас самих, и нашего труда, но и получать от него пользу и удовольствие, и связывать с трудом смысл собственного существования;
- личностный, который мы связываем с саморазвитием.
Другими словами, мы, педагоги школы всегда в своей работе осуществляли личностно - ориентированный подход к воспитанию наших учащихся.
Однако, готовя свое выступление, я поняла, что нам необходимо направить усилия на грамотное планирование работы в соответствии с конкретными воспитательными задачами, обеспечивающими интеллектуальный, эмоциональный и культурный уровень классных и школьных мероприятий и коллективной трудовой деятельности (КТД).
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования.- (Электронный ресурс)\ Интернет-журнал «Эйдос».
2. Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2002.
3.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – М., АРКТИ, 2007.
4. Сластенин В.А. Педагогика. – М., Изд.центр «Академия», 2002.
5. Хуторский А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования. – «Народное образование», №2, 2003, с.56.