Система моей работы по формированию сплочённости коллектива в группе.
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие учащегося исследуется мной второй год. Для меня развитие коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе.
• О центральной роли в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят об образовательном учреждении по мастерству руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь по его профессионализму. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит их ребёнка в жизнь.
Самочувствие учащегося определяется, прежде всего, взаимоотношениями в группе. В любом ученическом коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы.
Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей.
Одни учащиеся ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить сослабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование общих компетенций у студентов. »
Формирование общих компетенций у студентов.
Разработала мастер п/о
Матвеева Нелли Михайловна.
Система моей работы по формированию сплочённости коллектива в группе.
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие учащегося исследуется мной второй год. Для меня развитие коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе.
О центральной роли в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят об образовательном учреждении по мастерству руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь по его профессионализму. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит их ребёнка в жизнь.
Самочувствие учащегося определяется, прежде всего, взаимоотношениями в группе. В любом ученическом коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы.
Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей.
Одни учащиеся ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить сослабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это:
одинокий волк
сирота
попрошайка
штатная единица
принцесса
клоун
способный ребенок
самобичиватель
Гибралтарский утес
звезда.
Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый руководитель определит, кто есть у него в группе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в группе руководитель не может управлять развитием коллектива.
Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива ( следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
Состояние коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:
В своей работе мастера п/о мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.
Прежде всего, необходимо:
1.Вовлекать учащихся в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими.
2.Решать все основные вопросы вместе с учащимися.
Всё что, происходит в группе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь мы учимся.
Наши правила:
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
Один говорит - все молчат!
Задумал - предложи, пообещал - выполни!
Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
Все всегда во всём вместе! - это наш девиз
Наши принципы:
Доброжелательность как основной принцип
Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)
Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения
Право каждого на ошибку
Помощь друг другу
4.Найти каждому учащемуся такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь. Но главное чтобы он помнил что он делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравится, к чему у него способности, что даёт ему в группе определённый, приятный для него статус.
5. Ключевые дела группы играют значительную роль в формировании сплочённого коллектива. Объединяют учащихся общие интересы впечатления и переживания - это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всей группы в районных соревнованиях. Главное, чтобы участвовала вся группа.
6. Регулярные коллективные обсуждения групповых дел (учёбы, поведения, училищных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
7.Грамотно продуманная тематика классных часов
День Рождение или «Давайте познакомимся»
Мои однокурсники.
Общение.
Учимся сотрудничать.
Самая дружная группа или «чуть – чуть о каждом» -презентация учащихся.
Что такое роскошь человеческого общения.
Каждый сам за себя или дружная семья .
8.Наглядность всей деятельности группы - имеет важное значение в формировании коллектива.
Летопись класса
Презентация на окончание учебного года.
Презентации на родительском собрании о нашей учёбе.
Рейтинг активности учащихся .
Рейтинг активности родителей.
9.Союз учащихся, родителей и мастера п/о .
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов
Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения мастера п/о.. то есть у меня.
Поэтому огромную роль на формирование коллектива играет личность мастера п/о..
Стараюсь:
1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим.
2.Искать выход из конфликта, а не виноватых.
3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это своим учащимся.
4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным.
5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства
Стремлюсь:
1.Любить учащегося таким, какой он есть.
2.Уважать в каждом учащемся личность.
3.Верить в возможности каждого учащегося.
4.Сделать родителей учащегося своими союзниками в деле воспитания.
Помню:
1.«Терпение - дар неба. Обладающий терпением не унизится до раздражения»
2. « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс
3. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо
4. «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость. Правильное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учащихся, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, мастер-воспитатель создает не просто группу, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый учащийся - яркая индивидуальность.