Просмотр содержимого документа
««Формирование у воспитанников безопасного образа жизни»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
«Формирование у воспитанников
безопасного образа жизни»
Выполнила воспитатель:
Барченинова С.В.
Чернушка, 2017
Сл.1
Сл.2
Ценность жизни человека невозможно измерить ни показателями, ни деньгами. Гибель даже одного человека – трагедия не только для его родных и близких. Это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжело переживается, если речь идет о детях.
Детский травматизм и смертность имеют свои особенности. Причинами около 70% смертей детей в России в возрасте 5-19 лет являются внешние факторы (относящиеся к предотвратим). Детализация данных статистики показывает, что ежегодно в России гибнет детей (в среднем, цифры округлены):Сл.3
– 900 на дорогах;
– 500 на пожарах;
– 400 на водных объектах;
– 300 от случайных отравлений.
За медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин ежегодно обращается около 3 млн. пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. В структуре детского травматизма бытовые и уличные травмы в совокупности составляют более 80% (для сравнения – школьные травмы составляют около 6,5% от общего количества).
В чем ценность золотой медали для ученика, переходящего дорогу в неположенном месте и погибшего под колесами автомобиля?
«Безопасный образ жизни» в содержании ФГОС
В содержании общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека.
В новом ФГОС четко прослеживается серьезное отношение к вопросам здоровья и безопасности
Стандарт впервые определяет здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы. Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всех предметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах, а также формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.Сл.4
ФГОС ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ).
«Безопасный образ жизни» - это сформированное представление о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность детей, снизить уровень травматизма и смертности среди детей?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимый багаж знаний об общепринятых человеком нормах поведения.Сл.5
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В третьих, развивать у них самостоятельность и ответственность.
Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Недаром русские пословицы гласят: « Берегись бед, пока их нет» или « Предупрежден- значит убережен».
Формирование умений и навыков безопасного поведения - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.
Необходимо развивать осознанное и произвольное выполнение основных правил безопасного поведения в быту(правильное обращение с электроприборами, газом, колющ., реж., предметами), на улице(знание и соблюдение ПДД, что делать, если на пути бродячие собаки и др.), в природе (купание в водоемах, природные катаклизмы, животные, ядовитые растения и ягоды и др.)
Но помимо привычных пожарной безопасности, безопасности на дорогах, необходимы обучение ребенка правилам общения с незнакомыми людьми, умению вести себя в случае различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Есть и информационная безопасность, о которой мы пока практически не говорим, а зря. (Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования)
Большинство детейпользуются своими сотовыми телефонами, испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть (порнография, терроризм).
Кроме того большую опасность школьникам приносят современные компьютерные игры, предназначенные для детей и подростков, которые наполнены монстрами, скелетами, чудовищами, и т.д. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, оторванные головы, что сильно ломает неокрепшую детскую психику. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны.
Учителя и воспитатели должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе с обучающимися, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.
Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет:
- приучите детей никогда не выдавать личную информацию;
- сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;
- объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства или угроз другим людям.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы педагогов.
Необходимо проводить с детьми беседы по поводу опасности контактов с незнакомыми людьми: когда взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая подарить игрушку, показать что-нибудь интересное или приглашает ребенка покататься на машине. И то, что беда может подстерегать их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в подъезд, (в темное время),по одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому.
И это лишь малая часть, того, откуда может исходить опасность.
В этом году мною была разработана рабочая программа «Сохраним здоровье» по экологической культуре, здорового и безопасного образа жизни, в перспективный план которой входят темы по правилам дорожного движения: «Безопасная дорога», «Азбука пешехода», правилам пожарной безопасности: «Огонь друг или враг?» и др.
Так же запланированы и частично проведены инструктажи:
« Правила безопасности на прогулках», «Правила безопасности на прогулках в зимнее время», «Правила безопасности на железной дороге», (множество инструктажей по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, иголками, которые систематически повторяем)
В предверии Нового года необходимо провести инструктаж по пожарной безопасности на новогодних праздниках (бенгальские огни, питарды), опасность салютов и бомбочек.
Свою работу по воспитанию у детей безопасного образа жизни, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД.Сл.6Были подобраны методические разработки, иллюстрации по темам.В планах изготовить различные игры - «Лото безопасности», «Собери знак» и др.
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:
-уделяю большое значение беседам по БОЖ, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе. Сл.7(1)
В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Ребенок на примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему.
Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций о безопасном образе жизни. Беседа требует от ребенка напряженного внимания, он должен все время следить за ее ходом, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать.
- игровые занятия;
- решение ситуаций;
- одной из форм работы по БОЖ являются экскурсии. В этом году у нас запланирована экскурсия в пожарную часть.
- проводя целевые прогулки к проезжей частиСл.7(2.3), ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения. Правила поведения пешеходов и др.
Так же с целью закрепления пройденного материала проводятся викторины, тесты.
- использование ИКТ: Сл.8 просмотр мультфильмов – «Азбука безопасности» (смешарики), «Уроки тетушки совы» и др., просмотр презентаций «Безопасность ребенка дома» и др. с их последующим обсуждением.Сл.9
Ребята систематически принимают участие в конкурсах рисунков, поделок по ПДД, БОЖ
Ежегодно проводим тематические недели по БОЖ.
Систематическая работа с детьми по обучению безопасного образа жизни, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они, как можно больше должны применять их на практике.
Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то всегда найдет из нее выход.
Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка. Сл.10