kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«?асырлар сазы» - «Струны столетий» литературно-музыкальный вечер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель клуба – изучение истории родного края.

Задачи, поставленные перед клубом:

1. Формирование представлений  об историческом  прошлом  и настоящем нашего края, 

    о   личностях, оставивших заметный след в истории края.

2. Воспитание толерантности у учащихся  через многонациональную культуру народов

    Северного Казахстана.

3. Воспитание чувства патриотизма  у учащихся  через краеведческую работу.

4. Формировать  у воспитанников  потребность  чтения литературы  о нашем крае.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««?асырлар сазы» - «Струны столетий» литературно-музыкальный вечер»


«Музыкалық-эстетикалық бейімдегі дарынды балаларға арналған

мамандарылған мектеп-интернат - өнер колледжі» кешені

Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат

для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»




«Ғасырлар сазы» - «Струны столетий»

литературно-музыкальный вечер


Дайындаған және өткізген: Темірханова А.С.

Подготовила и провела: Темирханова А.С.




Петропавл қаласы, 2010-2011 ж.ж.

г.Петропавловск, 2010-2011 г.г.


К числу первостепенных воспитательных задач сегодня должно быть отнесено формирование у современного школьника поликультурного сознания. Оно должно быть лишено крайностей национализма и сочетать знание и понимание культуры своего народа со знанием, пониманием и уважением культуры других народов. С 2009 года в ШОДе действует клуб «Краевед».


Цель клуба – изучение истории родного края.


Задачи, поставленные перед клубом:


1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем нашего края,

о личностях, оставивших заметный след в истории края.


2. Воспитание толерантности у учащихся через многонациональную культуру народов

Северного Казахстана.


3. Воспитание чувства патриотизма у учащихся через краеведческую работу.


4. Формировать у воспитанников потребность чтения литературы о нашем крае.


Знакомство ребят с достоянием их предков, поможет им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к истории своего народа. В рамках клуба «Краевед» были проведены следующие мероприятия:


  • «Здесь нашей Родины истоки» /знакомство с историей возникновения г.Петропавловска /,

  • «Времен связующая нить» /Экскурсия в областной музей/,

  • «Улицы нашего города» /С просмотром цикла передач местного ТВ, посвященных улицам.

  • «И силу рук и сердца жар отдай земле, где ты родился»/ Знакомство с творчеством Манзя В.П.

  • «Памяти павших будьте достойны». / Беседа о 314- Стрелковой дивизии.

  • «Город у крутого Яра» / Викторина

  • «Вдоль по старой улочке»/ знакомство с памятниками архитектуры города

  • «Из глубины тысячелетии…» / лит-муз вечер, посвященный русским народным инструментам.


«Струны столетии» / лит-муз. вечер, посвященный казахским народным инструментам, который предлагаю вашему вниманию. Прежде всего, сформулирую цели этого мероприятия.


Первая – развивать у воспитанников познавательный интерес казахской культуре, музыке и музыкальным инструментам, легендам.

Вторая – нравственное воспитание, воспитание толерантности у учащихся.

Третья – формировать у воспитанников потребность чтения и изучения специальной литературы по музыке.












Ведущий 1

Құрметті қонақтар, ұстаздар!

Адамның рухын көтеретін де, көңілін құлазытатын да және жайнатып жадырататын да ұлттық аспаптарда орындалатын ән мен күйлер.

Қазақтың барлық жан дүниесі өзінің халықтың саз аспаптарында көрініс тауып жатқандай.Музыкалық аспаптардың қай-қайсысын алып қарасаңыз да бір-бірін қайталамайтын өзіндік ерекшелігімен құлақ құрышын қандырады. Қазақтың саз аспаптары  — ғасырлар бойы ұрпақтан ұрпаққа мирас болып, көнеден келе жатқан мәдени мұралардың бірі демекші, қазақ музыкалық апаптар әлеміне қош келдіңіздер!


Воспитатель

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в музыкальной гостиной. Наше мероприятие поможет вам открыть дорогу в мир казахских народных инструментов, сегодня мы будем учиться слушать и понимать народную музыку. Итак, свидание с музыкой начинается.

Ведущий 1

Белгілі композитор академик А.Қ.Жұбанов: «Халық аспастарының ішектерінде ғасырлар бойғы даналық тұнып тұр »  деген еді.

Аспаптар негізінен мынадай мақсаттарға пайдаланылады : дудыға, шың, мүйіз сырнай, керней, ұран, дабыл әскери жорықтарда дабыл қағу үшін; бұғышақ, дауылпаз, шыңдауыл аңшылық кезінде. Ал металл сылдырмақтары  бар даңғыра мен қылқобызды және аса таяқты көбінесе бақсылар өздерінің бақсылық ісінде қолданған; сыбызғы, шертер, қос сырнай  қамыс сырнай бақташылардың аспаптары болып саналады; домбыра, металл сылдырмақтары жоқ қылқобыз, жетіген, кепшік, саз сырнай, үскірік, тастауық,  қоңырау және  шаңқобыз  халық таланттары ойнаған аспаптар.


Ведущий 2 «Струны народных инструментов, хранят музыкальную мудрость столетий» - говорил Ахмет Куанович Жубанов известный казахский композитор. Истоки казахской народной инструментальной музыки необходимо искать в глубокой древности. Это огромное духовное богатство народа, которое накапливалось в течение многих столетий.


Ведущий 1 Музыкальные инструменты казахов, будучи типологически общими с инструментами других народов, в то же время имеют свои неповторимые индивидуальные особенности. Для их создания не использовались привозные материалы, все давала природа и хозяйство кочевника. Инструменты рождались: из глины, камыша, рога, кости, древесины различных пород дерева. На мембраны, смычки и струны шли кожа, жилы, конский волос. Развитое кузнечное мастерство позволяло делать инструменты и отдельные их части из металла.



Ведущий 2

Способность «говорить без слов» - это самое чудесное свойство музыкального инструмента. Благодаря этому он может служить посредником между влюбленными, а может спасти и от гибели.


Ведущий 3(Под муз. сопровождение)

Из далеких веков дошла до нас легенда о домбре. Жил когда-то очень богатый бай, и был у него единственный любимый сын. И вот однажды нарушив запрет отца, сын тайком уезжает на охоту, где он встречает стадо куланов и ранит копьем хромого вожака. Разъяренный кулан ударом копыта убивает юношу. Не дождавшись сына с охоты, хан объявляет, что того, кто придет к нему с черной вестью, ожидает страшная кара. Долго никто не осмеливался сообщить хану горькую правду, пока наконец не выискался смельчак – старый домбрист, который исполнил для него кюй. В звуках домбры, в ее печальном напеве хан услышал: «Балаң өлді Жошы-хан! көке, көке» «О несчастный отец, смирись, ты потерял сына, его нет в живых». В гневе приказал хан залить домбру расплавленным свинцом. С тех пор на верхней деке у нее зияет дыра.


Музыкальный номер. Кюй «Хромой кулан»


Стихотворение Ильяса Джансугурова Домбра.Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный разливай,

Журчи как горные ручьи,

На сердце радость напевай.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес,

Чтоб всё заслушалось тебя,

Твои напевы полюбя,

Еще сильней, домбра, играй!

Три колышка да две струны,

Да девять узелков – домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите, пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь,

Играй еще сильней, домбра!

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках народного кюйши.

И даль степей, и страсть души –

Все обращает в кюй игра!

Играй еще сильней, домбра!



(Рассказывает о домбре уч-ся с отделения каз.нар.инструменты, отделение домбра) Лишь с 19 века домбра является королевой казахских народных инструментов. Это щипковый инструмент, изготавливается из цельного дерева (ели, сосны, ореха, березы, кедра). Может иметь различные формы.

Различают два вида домбр – западная и восточная.

Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, они имели овальную форму корпуса и тонкий гриф.

Для домбр восточных областей Казахстана характерны меньшие размеры. Корпус плоский, а гриф короткий. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок.

(Показ западной и восточной домбры)

Приемы игры на домбре также отличались:

1 прием называется «токпе» - удар всей кистью,

2 прием называется «шертпе» - то есть звук извлекают щипком.

(Исполнение 2-х приемов игры)

В 1934 году был создан оркестр казахских народных инструментов. Появилась прима, бас, альт, тенор, контрабас – домбра. Различаются они по размерам и строению. Если раньше на древних инструментах лишь сопровождали исполнение песен, легенд, то теперь для домбры создаются сложные инструментальные кюй. Но не только кюй подвластны домбре, сейчас мы услышим произведение Иоганесса Брамса. Это строгий и вдохновенный художник Германий, в музыке которого сочетается философская глубина и лирическая задушевность. Из впечатлений полученных композитором во время путешествии, самое яркое оказал венгерский фольклор. Брамс блестяще использует венгерские интонации, характерность венгерского музыкального языка для создания драматических, так и лирических образов.

Музыкальный номер :произведение «Венгерский танец» в исполняется на домбре




Ведущий 1

Как уже сказано, домбра получила популярность лишь с 19 века. А что было до нее? До нее в народе бытовал и другой инструмент тоже щипковый, предшественник домбры – «Шертер». Он отличался от домбры меньшими размерами, более сильным звуком и отсутствием ладов на коротком грифе. Струнами на обоих инструментах служили конские волосы. Еще одна отличительная черта шертер 3-х струнный инструмент. Он выдалбливался из цельного куска дерева. Но так же встречались инструменты, корпусы которых обтягивались рыбьей или козлиной кожей. В народных преданиях повествуется о том, что звуками шертера собирали стада овец.



М.Жұмабаев. «Қорқыт» поэмасынан үзінді

Қарағайдың түбінен

Қайрып алған қобызым

Үйеңкінің түбінен үйріп алған қобызым

Аққайыңның безінен айырып алған қобызым

Қара еменді қақ жарып ойып алған қобызым

Ортекенің мүйізін тиек қылған қобызым

Желмаяның терісін шанақ қылған қобызым

Қыл құйрығын тұлпардың қияқ қылған қобызым

Ақ түйенің сүтіне шылап алған қобызым

Қарағайды қоздатып бұлап алған қобызым




(Рассказывает о кобызе, уч-ся с отделения каз.нар.инструменты, отделение кобыз

До середины 19 века кылкобыз был основным инструментом казахского народа. Кылкобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к нему, потому что верил, что кылкобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладает чудесной волшебной силой и способен оказывать воздействие на судьбу человека. Использование инструмента на свадьбах и других празднествах шаманами строго запрещалось. Они были заинтересованы в создании таинственности вокруг инструмента. С этой целью на него навешивались перья филина, внутрь прикреплялись зеркала, насыпались бляшки, камушки, которые при потрясываний инструмента издавали дополнительные звуки. Инструмент изготавливали из цельного дерева, он имел форму ковша. Нижняя дугообразная часть корпуса обтягивалась кожей. Кылкобыз 2-х струнный инструмент струны выполнены из некрученого конского волоса.

Сам инструмент был черного цвета, больших размеров и назывался «нар-кобыз» или «кара-кобыз». Здесь «кара» означает не только черный, но и величественный, могучий, а слово «нар» переводится как «верблюд» - большое сильное животное.

Кобыз – щипковый струнный инструмент, но более усовершенствованный, он может быть 3-4 струнным, струны металлические или жильные. Благодаря усовершенствованию стало несколько разновидностей кобызов.


Ведущий 3 (Под муз. сопровождение)


Сохранилась легенда о шамане Коркуте и о возникновении кобыза. В ней рассказывается, когда Коркуту было 20 лет, во сне к нему явился человек в белой одежде и сказал, что век его недолог, всего 40 лет. Решил Коркут искать бессмертие. Объехал он все четыре угла света, но везде его ждала вырытая могила. Тогда вернулся Коркут на берега родной Сырдарьи, сделал первый на земле кобыз, обтянув его шкурой принесенной жертву верблюдицы. Расстелил он ковер на водах реки и, сидя на нем, стал день и ночь играть. Когда пел его кобыз, замирала вся природа, люди оставляли все свой дела и даже смерть, завороженная музыкой стояла, не смея приблизиться к нему. Но когда он все же уснул, и кобыз смолк в его руках, смерть в облике змеи забрала его. Коркут стал владыкой нижних вод – мира мертвых. Но и по сей день он покровительствует земным шаманам, которые унаследовав его священный инструмент, своей игрой на кобызе помогают людям охраняют их от преждевременной смерти.


М.Жумабаев отрывок из поэмы «Коркут».


- Несравненный отец всех акынов – Коркут,

Кровью жаркой души оросивший свой путь.

Сделав скорбную жизнь эпопеей печали,

Может с другом – кобызом от души отдохнуть


Одного лишь хочу я, как славный Коркут,

Свои песни найти через каторжный труд,

И отдав все мечте, что и можно отдать,

С другом верным – кобызом, закончить свой путь.



Музыкальный номер Кюй Коркыт «Елім -ай»



(Рассказывают о дангыре, асатаяк, шанкобызе уч-ся с отделения каз.нар.инструменты и показывают звучание инструментов)

Но, не все баксы в своих ритуалах использовали кобыз, многие пользовались дангырой и асатаяком из-за чего они не получили распространение в музыкальном быту народа.


Дангыр – представляет собой бубен, ободок, обтянутый с одной стороной кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки и колечки.

(показывают инструмент и его звучание)


Асатаяк напоминает жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами подвесками.

(показывают инструмент и его звучание)


Шанкобыз – это любимый инструмент женщин и детей.

(показывают инструмент и его звучание) Самозвучащий металлический язычковый инструмент, напоминающий маленькую лиру. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. Шанкобыз, изготавливаемый также из дерева, бамбука, кости.В традиционном мировоззрении шанкобыз связан с духами. В далеком прошлом шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.


Саз сырнай – изготавливается из глины с последующим обжигом. Это детские инструменты малого диапазона, на которых подрожали голосам птиц, криком животных, играли простые мелодии. Усовершенствованные глиняные флейты привлекают внимание мягким тембром.

(показывают инструмент и его звучание).

Музыкальный номер: произведение «Көкек» в исполняется на саз сырнае





Дауылпаз – сигнальные охотничьи и военные инструменты. Они имеют котлообразные корпуса, полая часть которых обтягивается кожей, корпус - деревянный.

(показывают инструмент и его звучание).


Ведущий 3 (Под муз. сопровождение)

В глубокой древности жил старик. Было у него семь сыновей. В лютую зиму погиб весь скот. Холодным стал домашний очаг. Поселилось в юрте горе. Смерть одного за другим уносила детей. Вот неожиданно умирает первый сын, от горя отец выбивает кусок сухого дерева, натягивает первую струну и сочиняет кюй «Родной мой». Похоронив второго сына, отец натягивает вторую струну и пишет кюй «Разбитые крылья». Умирает третий сын, натягивает музыкант третью струну и сочиняет кюй «Любимый мой». Похоронив четвертого сына, он натягивает четвертую струну и пишет кюй «Утерянное счастье». Смерть настигает пятого сына, натягивается струна и пишется кюй «Погасшее пламя». Неожиданно умирает шестой сын, отец натягивает шестую струну и сочиняет кюй «Затмившееся солнце». Вот смерть постигла и самого младшего сына, от горя старый музыкант натягивает седьмую струну и пишет кюй «Не утешить горя от утраты семи сыновей». Это легенда о древнейшем инструменте жетыген. Создание его, связано с глобальной катастрофой, когда уходят близкие, уходит земное счастье и гаснет огонь жизни, все становится слепым и безжизненным.


Ведущий 2

Жетыген – щипковый, музыкальный инструмент, имеет вытянутый прямоугольный корпус, семью струнами изготовленного из конского волоса. В качестве подставок под струны служили асыки. Жетыген очень напоминает русские гусли. Жетыген исчез из быта еще в середине прошлого столетия.

Ведущий 1

Музыка способна не только утешать, но и лечить. Она, по мнению казахов, всегда была проводником жизнетворящей энергии и поэтому могла раскрывать все 62 тамыра (кровеносные сосуды, жилы, энергетические каналы) в теле человека. Открыв эти тамыры, можно вернуть к жизни умирающего человека.

Сегодня мы очень много узнали о казахских народных инструментах, ребята скажите какие из инструментов относятся к (струнным, духовым, ударным).

Ответы:

Струнные – домбра, кобыз, жетыген, шертер.

Духовые – сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик.

Ударные – дабыл, асатаяк, дангыра.



Ведущий 2

В слове и в музыке отразилась душа кочевника, а казахские национальные музыкальные инструменты звучат степными голосами: только домбра способна передать дробный топот конских копыт, только кобыз сумеет заплакать голосом заблудившегося верблюжонка, только саз сырнай передаст завывания ветра в песчаных барханах.


Музыкальный номер:

прозведение Н.Тілендиева «Ата-толғауы» в исполнении ансамбля ШОД







Ведущий 1

Ғұмыры мәңгілік бұл ұлттық саз аспаптары келер ұрпақты бесік жыры болып тербетпек. Мұнда қазақ ұлтының бүтіндей бір қазынасы жатқанын ұмытпайық ағайын!






Воспитатель

Растаяли в тишине последние звуки музыки. Подошло к концу наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную, мы хотели показать вам светлую тропинку в мир прекрасного.

Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, она откроет вам свои тайны. Всего доброго дорогие друзья!



Список использованной литературы:


  1. Сарыбаев Б. Казахские народые инструменты. Жалын 1978г.

  2. Казахские музыкальные инструменты. Альбом. – А.: Дидар, 1998г.

серия (Памятники культуры Казахстана).

  1. Воспитание школьников

  2. moodle.nci.kz/Books008/64_muzyka_1_kz/index.html-электронный учебник

  3. Внеклассная работа 2010 №3

/Аяганова С.К. «История казахской народной музыки».































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«?асырлар сазы» - «Струны столетий» литературно-музыкальный вечер

Автор: Темирханова Айжан Сайфуловна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства