Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »
Городской семинар завучей
«Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Формирование УУД младших школьников на занятиях кружка
«Умелые ручки»
Учитель начальных классов высшей категории: Дадаева В.А.
г. Серпухов
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Кружок «Умелые ручки» я веду 4-й год. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Целями и задачами кружка «Умелые ручки» является:
- развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
развитие творческих способностей обучающихся;
привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
совершенствование трудовых умений и навыков.
Всем хорошо известно, что основными требованиями ФГОС является формирование УУД у младших школьников. Большая часть работы идёт на уроках, а продолжение оно получает во внеурочной деятельности на разных занятиях, в том числе и на кружке «Умелые ручки».На каждом занятие можно проследить формирование основных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия: ( в себя включают)
- интерес к новым видам прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, изонить и т.д.)
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов (работа с бумагой, тканью, работа с природным и бросовым материалом и т.д.)
- адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности (оценка должна быть объективной и обоснованной).
Так работая с пластилинографией, квиллингом, торцеванием и другими видами прикладного творчества у детей появляется интерес к новым способам исследования технологий и материалов. Изготовление картины и поделки из пластилина, различные квиллинговые предметы (вазы, игрушки и т.д.)
Так жена занятиях кружка «Умелые ручки» развиваются
Регулятивные универсальные учебные действия:
Это умение планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Основное место на занятиях отводится практической работе. На занятиях обычно используются различные методы (словесные, наглядные, практические) сочетания их.
Как правило, большинству детей при фронтальном показе всё кажется простым и ясным, но приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Тогда необходим индивидуальный инструктаж с каждым учеником. Обязательно анализируем каждый образец изделия по плану:
Обращаю внимание.
Рассматриваю.
Думаю, как сделать.
Делаю.
Получаю результат.
После окончания темы, проводится просмотр готовых изделий, при этом демонстрируются лучшие работы, цветовые сочетания, лучшие детали, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки, также отмечаются достоинства выполненных работ, анализируются ошибки, отмечаются навыки, полученные в результате прохождения темы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Я стараюсь помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер.
Работая в парах, группах и выполняя коллективные работы формируются
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Здесь хочется отметить, что одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, котораяпредполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»
Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этой работы, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечать на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали)
Таким образом, я помогаю и направляю детей осуществлять поиск нужной информации, используя учебную и дополнительную литературу, а значит, развиваю и познавательную учебнуюдеятельность.Умения высказывать и отстаивать своё мнение, анализировать и выделять главное, проводить сравнение по разным критериям.
Так при творческом задании «Сделай открытку ко дню матери» дети планировали этап своей работы, выделяли главное учитывая разные мнения, соблюдали корректность в высказывании и выполняли поставленные задачи.
Результатами наших работ является участие в школьных, городских, районных выставках и конкурсах. На кружке готовим подарки выпускникам школы, ветеранам ВОВ, школе, родным.
Но главная задача спланировать работу кружка на следующий учебный год. Поэтому в конце учебного года я провожу диагностический опрос «Сфера моих интересов». (тест) Таким образом, выделяются текущие интересы учащихся, какие виды прикладного искусства наиболее предпочтительны. На итоговом родительском собрании, где подводятся итоги внеурочной деятельности в форме выставки детских работ предлагаю тест - опрос «Голос родителя». Так через родителей я собираю и уточняю более подробные сведения об увлечениях детей и знакомлю родителей с основными видами деятельности кружка на следующий год. (для того чтобы родители могли за лето приобрести необходимый материал: бисер, фольга, бросовый материал, ткань и т.д.)
Перед вами примерные вопросы в тесте – опросе для детей. В тесте может быть от 15 до 35 вопросов .Дети и родители помещают ответы в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если нравится +, если очень нравится два плюса +,+ если не нравится ставят - если по какой-то причине затрудняются ответить можно оставить данную клетку не заполненной.
При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностям к каким-либо сферам. Поэтому результаты и обработка тестов показывают как планировать работу кружка на следующий год.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, что каждое занятие кружка «Умелые ручки» направлено на формирование основных универсальных учебных действий, а это неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. В кружке «Умелые ручки» виден результат моей работы в том, как становятся дети терпимее, добрее, общительнее. Учатся радоваться своими достижениями и достижениями своих товарищей. И возвращаясь к словам В.А.Сухомлинского хочу ещё раз сказать: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».