kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-правовое воспитание школьников через деятельность в Союзе детей и подростков "Дружба - Ынархас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрыта тема гражданско-правового воспитания в Союзе детей и подростков "Дружба - Ынархас" г.Абакана через вовлечение ребят в работу детского объединения, его органов самоуправления, участие в деятельности правового клуба. Большая роль в Союзе отводится созданию и реализации социальных проектов. Большое место в работе занимает работа по сохранению традиций,  символики объединения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-правовое воспитание школьников через деятельность в Союзе детей и подростков "Дружба - Ынархас" »

Бугаева Ирина Александровна,

Почётный работник общего образования РФ,

заведующая отделом по работе с детьми и юношеством

МБОУ ДД «ЦДТ»

Гражданско-правовое воспитание школьников

в Союзе детей и подростков «Дружба - Ынархас»

Практика государственно-политического управления показывает, что успешное решение государственных задач невозможно без активного участия молодежи в разработке и реализации государственной политики России. Это участие должно быть основано на принципах профессионализма, компетентности, знания молодыми людьми своих прав и свобод и умения самостоятельно защищать их законными методами. Особенно важно формировать правовую культуру детей, подростков и молодежи, тех, от кого зависит, быть ли в России развитому гражданскому обществу и правовому государству в будущем. А детское движение, в котором реализуется социально - полезная, общественная деятельность - сфера благоприятная для осуществления этих целей.

Данные социологического опроса, проведенного Пресс-центром городской детской общественной организации Союза детей и подростков «Дружба – Ынархас» показали, что всего 30 % из опрошенных ребят знают о существовании документов, в которых закреплены права ребенка и их защита. Из всех прав чаще всего дети называют право на учёбу, отдых, жизнь, свободу и медицинское обслуживание.

Не случайно, одним из направлений работы Союза детей и подростков «Дружба - Ынархас», действующего на базе Центра детского творчества г. Абакана, стало гражданско-правовое воспитание школьников.

Союз действует в г. Абакане вот уже 15 год, действующих на базе школ города и объединяет 12086 детей и подростков (по данным на 1.09.2015г). 28 детские объединения и организации, действующие на базе школ, включают в себя еще 135 объединений профильной направленности:

ЮИД 26/450чел

ДЮП 11/167 чел

ВПО 16/260 чел

Музеи 12

Эко центры (Эко отряды) - 12/120чел

Пресс - Центры 19/244 чел

Волонтерские - 6/72 чел

Тимуровские - 5/60 ч

Другие - 28/450чел

Здесь созданы благоприятные условия для формирования и проявления гражданской позиции, навыков парламентаризма, правовой культуры, обучения технологиям избирательного процесса. Мы стремимся создать объединение, в котором ребенок способен проявить себя как равный другим, заявить о себе, попробовать свои силы и возможности в реальных ролях, реализовать свои потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Этому способствует сама структура детского объединения, которая представляет собой сложную структуру взаимоотношений как внутри коллектива (взаимодействие со школьными детскими организациями и объединениями), так и с внешними системами (муниципальными учреждениями, общественными организациями, реализующих молодежную политику), в результате которых у ребят развивается способность самостоятельно ставить цели и реализовывать их. Через игровые формы и реальное самоуправление детей формируются представление об органах государственной власти, о возможностях членов общества существенно влиять на принимаемые государственные решения. Обучение работе в органах самоуправления проходит через участие в деятельности Координационного совета, Штабов (Военно-патриотических объединений школьников, лидеров, юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных), Экологического Совета и работу школы Успеха, где лидеры детских объединений и организаций получают необходимый багаж знаний.

Реальное участие членов детских организаций в самоуправлении приучает их к реальным практическим действиям, создает условия для приобретения личного опыта политических переживаний, формирует умение отстаивать свое мнение. В то же время дети познают необходимость подчинения меньшинства большинству, уважение иной точки зрения.

Формирование готовности к политической деятельности происходит

так же в результате проведения деловых игр «Выборы». Ярким примером могут служить выборы Президента Союза детей и подростков «Дружба – Ынархас», прошедшие в октябре 2007г. при поддержке Избирательной комиссии Республики Хакасия и территориальной Избирательной комиссии г. Абакана, в результате которой 350 человек прошли обучение технологии избирательного процесса.

Чтобы стимулировать работу детских объединений и организаций по гражданско-правовому воспитанию школьников штаб лидеров создаёт социальные проекты, в результате реализации которых применяются новые формы работы. Так, в результате социального проектирования был разработан проект «Право. ru», итоговым мероприятиям которого стала Интернет - версия «Право. ru» - новая форма работы Союза. Для реализации Интернет - проекта «Право. ru» был открыт виртуальный почтовый ящик, на первой странице которого были размещены лучшие рисунки младших школьников на тему «Я рисую свои права», рисованные книги «Конвенция глазами ребенка», эксклюзивные творческие репортажи «С места события…» и присланные ребятами вопросы, группе специалистов в области права, требующие немедленного ответа. На самые интересные и актуальные вопросы специалистам предстояло ответить на заключительном мероприятии Интернет-версия «Право. ru», которое стало итогом работы всей правовой почты. Здесь же, в режиме интернет – он – лайн были показаны и отмечены лучшие работы, присланные на конкурсы. Все участники проекта получили буклеты «Тебе нужна помощь…», в которых были отражены адреса и телефоны всех служб по защите ребенка. Эта форма вызвала необычайный всплеск активности ребят, привлекла внимание к мероприятию, способствовала самообразованию и самовыражению ребят. «Право.Ru» стал Победителем республиканского и Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» в номинации «Охранная грамота детства», лидеры Союза Гильдеев Олег и Алексашина Эллина стали лауреатами в этом конкурсе в номинации «Школа юного сенатора».

С целью повышения уровня правовой культуры детей и подростков, воспитания лидера – гражданина с активной жизненной позицией, обладающего высоким уровнем правовой культуры мы реализовали проект «Правовой Бум!», в рамках которого прошли конкурсы, побуждающие ребят осваивать новые информационные технологии и привлекающие ребят.

Среди них конкурс видеофильмов «Правовой дозор», конкурс электронных презентаций «Право вокруг нас», буклетов «Правовое Эхо», печатных газет «Правовой Ликбез», радиопередач «Правовой репортаж», живых видеороликов «В некотором государстве» и др. (рис 3).

Так же широко мы применяем такую форму правового просвещения, как правовые игры, («Я и мои права», «Права и я»). Для младших школьников - тренинги, театрализованные праздники («В гостях у Декларации». Применяемые нами формы работы являются наиболее любимыми и популярными среди ребят, поскольку, по сравнению с диспутом, конференцией, обычной лекцией - беседой, предоставляют дополнительные возможности. Помимо непроизвольного обучения, запоминания правовой информации в процессе игры, участники получают возможность оказаться в реальной ситуации, разрешить которую можно лишь с использованием правовых знаний. В игре ребята приобретают личный опыт применения права, а непринужденная атмосфера правовых игр дает возможность участникам проявить свои знания и эрудицию, само выразиться и просто пообщаться друг с другом.

С октября 2006г при поддержке Избирательной комиссией РХ стал реализовываться проект «Клуб молодого избирателя «Мы – Россияне», цель которого: проведение молодёжной политики, направленной на повышение уровня гражданско-правовой культуры школьников.

Состоялось 15 заседаний клуба, в результате которых прошли выборы органов самоуправления клуба, встречи с Председателем Избирательной комиссии РХ Смолиной И.Г. «Избирательное право и избирательный процесс», с председателем молодежного парламента РХ по теме «Развитие молодёжного парламентаризма в республике Хакасия», с представителями партий. Запомнилась ребятам выездное заседание, организованное Председателем комитета Верховного Совета по законодательству и правопорядку, комиссией по помилованию и Избирательной комиссией Республики в Абаканскую воспитательную колонию для несовершеннолетних, где состоялась встреча со своими сверстниками, волею судьбы оказавшихся за колючей проволокой.

Ещё одно направление работы по повышению уровня правовой грамотности учащихся – привитие уважения к символам и законам нашего государства. Эта задача решается через привитие гордости, уважения к законам и символам нашего Союза. Во всех детских объединениях и организациях есть документ, в котором определяются основные правила и нормы жизни ребят. В объединениях - Положения, а в организациях - Устав. Только эти правила упрощены для понимания ребят. И детская организация требует соблюдение этих норм и правил жизни коллектива, собранных в законы. Их разработали сами ребята, приняли на Конференции и поэтому есть некоторая заинтересованность в соблюдении. Мы стараемся поддерживать стремление ребят жить по этим законам. И пусть, может быть, не все ребята выполняют правила жизни коллектива, но, знание и выполнение этих Законов взрослыми, воспитывает уважение и ребят к законам детской организации, к законам государства.

То же самое можно сказать и о воспитании уважения к символике. Чаще всего детские организации используют в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. Символика позволяет заинтересовать ребят, привлечь их к деятельности детской организации.

С целью привлечения внимания членов Союза к символике был организован конкурс на лучшую эмблему, флаг. В результате появились эмблема, значок, флаг, галстуки, нашего Союза. Нашим девизом стали слова, придуманные ребятами на одном из заседаний Координационного Совета Союза: «Союз активнейших ребят.

Для нас необходимость

Бороться, верить и искать

За Родину,

Добро

И справедливость!»

В работе нашего Союза есть ритуалы: например, Пост №1, Инаугурация Президента. Яркие и положительно эмоционально окрашенные, они способствуют формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. И соответственно, четкое выполнение ритуалов, уважение к символике государства формирует чувство причастности к стране, ее традициям.

Повышение уровня гражданско-правовой грамотности школьников невозможно без наличия устойчивых широких социокультурных связей с различными ведомственными организациями и учреждениями. Это различные общественные организации, воинские части, военкомат, средства массовой информации, общественные советы (совет микрорайона, МУК, Избирательная комиссия Республики Хакасия, территориальная Избирательная комиссия г. Абакана, комиссия по делам несовершеннолетних Администрации г.Абакана, Управление культуры, молодежи и спорта, образовательными учреждениями города, и др. Благодаря такому сотрудничеству формируется единое правовое информационное пространство, обеспечивающее достижения результата.

И самое главное, претворяя в жизнь любую программу воспитания мы должны начинать с себя. Никогда не привьет воспитатель чувства правосознания гражданской ответственности, патриотизма, если сам не является гражданином, патриотом своей страны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бугаева Ирина Александровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства