Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином
Задачи:
развивать у обучающихся чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
формировать у обучающихся стремление к усвоению правовых знаний;
затронуть сокровенные чувства в сердцах обучающихся, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
способствовать формированию мыслительной деятельности у обучающихся.
Оформление доски (плакаты): А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Я - гражданин России »
Тема: «Я – гражданин России»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином
Задачи:
развивать у обучающихся чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
формировать у обучающихся стремление к усвоению правовых знаний;
затронуть сокровенные чувства в сердцах обучающихся, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
способствовать формированию мыслительной деятельности у обучающихся.
Оформление доски (плакаты): А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
I. Вводная часть
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
II. Основная часть
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине. Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Проводится анкетирование.
Государственные символы РФ.
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет?
Назовите день флага РФ.
Назовите авторов музыки и слов гимна России.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы обучающихся выписываются на доске).
Патриотизм, боль за родную природу, высокая нравственность, любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине.
Но что такое Родина? Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Далее обучающийся читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо, и в глазах задумчивых у нас,
Медленно качается гречиха и дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное, чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе, и в траве тропинка не видна.
Сладкий запах скошенного сена, разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела, до земли чуть-чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
III. Заключительная часть
Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Обучающийся читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит, тот в любви никогда не криклив.
Боль гражданства - не в собственной боли. Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле, даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка, и дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка, ну а вместе - Бородино.
Защищайте леса и озера, прикрывая их грудью своей,
От губительного разора… Не забудьте защиту людей!
Крикуны исчезают бесследно, но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно поднимает гражданственность нас.
IV. Рефлексия
Работа в группах
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы обучающихся и задаются вопросы).
V. Итог
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского: У каждого заботой своей глаза полны,
Наша Родина не что-то, она сегодня - мы.
У каждого дорога своя или тропа,
Но пусть нас очень много, мы все ее судьба.
Она не позабудет ни света и ни тьмы,
Она такою будет, какими будем мы.
И ей, одной - единой, в любые времена
Не спрячешься за спины хоть широка страна.
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Будьте достойными людьми.
Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).