В 1971 году, в год основания МОУ «Андреевская общеобразовательная школа Волновахского района», была основана и школьная библиотека. Какая же школа сможет существовать без нее?! Школа и библиотека – это одно целое, неразрывно связанное…
Книжный фонд библиотеки не очень богат, но достаточно разнообразен, есть литература для младшего школьного возраста, литература приключенческая, литература русских классиков, украинских писателей. Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга?
Сегодня библиотека – это место встречи и общения, а не только получения информации. Поэтому сфера моей деятельности не ограничивается лишь выдачей литературы. Я стараюсь создать комфортные условия для учителей, учащихся в познании чего-то нового и интересного. Стараюсь приобщить детей к чтению книг с помощью интересных мероприятий и организовываю различные тематические выставки. Это очень благоприятно сказывается на духовно-нравственном воспитании и развитии школьников. Конечно же, не забывая и о том, что ко мне приходят, в первую очередь, за оказанием методических консультаций и получением информации.
Очень много ставлю перед собой задач. От моегопрофессионализма, знаний, умений и от моих личностных качеств как библиотекаря: тактичности, начитанности, доброжелательности, вежливости, умении идти в ногу со временем зависит судьба не только библиотеки, а осмелюсь утверждать, даже школы. Поэтому я стараюсь как можно качественнее обеспечивать учебно-воспитательный процесс. Стараюсь формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя, уметь пользоваться книгой так же хорошо, как и другими носителями информации. И это независимо от того, кто мой гость – первоклассник, чья-то мама или директор школы.
Я люблю свою работу, я восхищаюсь своей работой, я знаю свою работу, я горжусь своей работой. Некоторые библиотекари говорят, что работа в библиотеке скучная и не интересная. А мне кажется, что не у всех библиотекарей хватает таланта быть библиотекарями. Они не развиваются сами, поэтому и ничего не могут предложить другим. Не случайно и своим профессиональным кредо взяла девиз: «Ни дня без книги. Чтение – вот лучшая зарядка для ума и души».
За последние пять лет работы в школьной библиотеке, я признаюсь себе в том, что свой выбор сделала не случайно и прекрасно совмещаю работу в библиотеке с педагогической деятельностью.
Чтение – это труд, кропотливая работа. И результат виден не сразу. Научившись читать, человек берется за разные книги. И постепенно среди бесконечного разнообразия книг останавливается на тех, которые нравятся. Кто-то любит читать исторические романы, кто-то – детективы и фантастику, некоторые не могут жить без любовных историй. По-разному читатели относятся к популярным книгам и авторам. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что самые благодарные читатели – это дети. А самый нужный человек в школе – это библиотекарь. Ведь к нему идут не потому, что надо, а потому, что детям интересно узнать что-то новое и интересное. Очень часто ко мне приходят, не зная, какого автора или какое произведение хотели бы прочесть. И здесь очень важно знать и чувствовать ребенка. Чтобы подобрать ему ту книгу, прочитав которую, ребенок будет доволен и придет к вам еще не один раз.
Очень хотелось бы в будущем выйти на более высокий уровень обслуживания своих читателей. Создать им более комфортные условия для работы в библиотеке, для чтения книг. Сделать более доступными и другие источники информации, помимо книги.
Библиотекарь, который любит свою профессию, не ограничивается только книгами. Очень важно общение со своими читателями также вне стен библиотеки. Ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Поэтому я провожу с детьми совместно литературные праздники, уроки мужества, уроки памяти. Уроки мужества, которые провожу 23 февраля, посвящены героизму и патриотизму нашего народа. Акцентирую внимание на любви к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Очень нравится цитата Д.С Лихачева - “Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старый фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть дома и плохие, значит у него нет любви к своему городу, если человек равнодушен к памятникам истории страны, значит он равнодушен к своей стране”. Я считаю, чтодолг каждого человека, и в особенности тех, кто носит или готовится принять благодарное звание защитника Отечества, - помнить и чтить святую память бойцов, отдавших жизнь за Родину. Готовлю выставки: тематические, познавательные, информационные. Детям младшего школьного возраста очень нравится игра-путешествие по страницам любимых книг. Они активно и принимают участие в ней, и активно оказывают помощь в подготовке. Это мероприятие провожу для учащихся 1-4-х классов. Дети заранее получают задание подготовить рассказ о самом любимом прочитанном произведении. А потом на уроке делятся впечатлениями о прочитанном. Рассказывают о чем книга, чем понравилась, по желанию, придумывают продолжение. Очень полезно и познавательно это для учащихся 1 класса, которые ввиду своего возраста, еще не успели прочесть много книг. А эти игры-путешествия не только дают им информацию о новых для них книгах и произведениях, но еще и подталкивают к познанию новых граней литературного искусства.
С мероприятиями стараюсь не повторяться, но каждый год в день Святого Николая готовлю для малышей праздник, даря им сказку наступающих Новогодних праздников. Дети окунаются в радостную, загадочную, волшебную атмосферу чуда.
Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: "С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей".
Можно много говорить о литературных вкусах людей, о том, кто и какие книги любит читать. Главное все-таки в другом. Настоящий читатель – это человек, который умеет использовать в своей жизни то, что почерпнул из книги. Чтение должно быть радостью, открытием, иначе оно теряет смысл. Чтение – это тропинка, которая ведет человека к вершине его духовного развития. И я думаю, что направить на эту тропинку должна именно я. «…Память о замечательной книге, прочитанной нами в Детстве, навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной Полки и многообещающе улыбаясь, сказал: – Прочтите эту, не пожалеете!» (С.Я.Маршак). Я очень хочу остаться в памяти детей именно этим человеком.