идактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей, формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности. Словесные игры и упражнения наиболее эффективней активизируют словарь детей. Играя, они самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяют признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т.д.
Игры со словом в основном помогают развивать речь детей, обогащают словарь, воспитывают правильное звукопроизношение, способствуют подготовке к обучению в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра в педагогическом процессе детского сада »
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей, формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности. Словесные игры и упражнения наиболее эффективней активизируют словарь детей. Играя, они самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяют признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т.д.
Игры со словом в основном помогают развивать речь детей, обогащают словарь, воспитывают правильное звукопроизношение, способствуют подготовке к обучению в школе.
По меткому определению А.М. Горького: "В дидактических играх дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту".
К проведению дидактических игр я предъявляю следующие требования:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для формирования и обогащения словарного запаса.
2. В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Для проведения дидактических игр определяю наиболее удобное время (в свободное от занятий и других режимных моментов время или на занятии), место выбираю, где дети могут спокойно играть, не мешать другим. Определяю количество играющих, продумываю подбор дидактического материала для выбранной игры, изучаю и осмысливаю весь ход игры, своё место в игре.
Начиная игру, особое внимание детей уделяю знакомству с правилами, игровыми действиями, как их надо выполнять, стремлюсь вызывать интерес к ней, использую загадки, считалки, сюрпризы, интригующие вопросы, сговор на игру или напоминаю об игре, в которую дети играли раньше.
Направляю игру так, чтобы не сбиться на форму обучения – занятия. Сохраняю игру, как деятельность, которая радует детей, сближает, укрепляет их дружбу, даю им понять, что их поведение во время игр иное, чем на занятии:
- они могут хлопать в ладоши;
- подбадривать друг - друга;
- сопереживать;
- отстаивать свое решение;
- шутить.
На протяжении всей игры помогаю поддерживать игровое настроение, увлекаю игровой задачей. В начале, помогаю как бы «разыграться» усвоить содержание игровых действий и её ход. В этот период темпы игры - более замедленный, в ходе же игры темп нарастает и к концу эмоциональный настрой несколько снижается. Объяснение правил игры делаю предельно кратко и четко, но понятным детям и этому же учу детей. Часто использую пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и аккуратностью.
Если игра новая, то активно участвую в её ходе с самого начала и до конца. Отмечаю удачливые решения, находки ребят, поощряю правильную речь, поддерживаю шутки, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность - в свои силы.
Ответственно отношусь к подведению итогов в играх с элементами соревнования (кто правильно ответит на вопросы, кто больше опишет предметов).
Здесь использую различные фишки, камушки, ракушки, с помощью которых определяю победителя. В некоторых играх, за неправильное решение задачи, дети вносят фант и в конце отыгрываются. При разыгрывании фантов даю самые разнообразные задания – они имитируют звуки животных, перевоплощаются, называют ласковые слова и т.д. Эти игры вызывают у детей веселье, бодрое настроение, желание общаться. При подведении итогов обязательно подчеркиваю, что путь к победе возможен через преодоление трудностей, что добросовестно выполняли правила игры, радовались победе не только своей, но и других, отмечаю детей, которые раньше не участвовали, а сегодня были активны. Обязательно спрашиваю у ребят, понравилось ли им игра, что больше всего понравилось, кто лучше справился с заданием и почему, что помешало другим выиграть, называю победителей игры, они получают приз (открытку, значок, флажок, игрушку – самоделку). Строю игру так, чтобы не чувствовалось принуждения и скуки. У большинства детей отмечаю значительные успехи:
- они стали выделять и называть существенные признаки и качества предметов;
- речь их стала разнообразней, точнее и богаче по содержанию;
- возросла устойчивость внимания к речи окружающих;
- увеличилась активность словаря, что дает возможность точнее излагать мысли.
- в речи используют прилагательные, для обозначения признаков и качества предметов, отражения временных и пространственных отношений, наречия, личные местоимения.