Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие «Наум наведёт на ум»»
Игра-путешествие «Наум наведёт на ум»
Цель: расширить представление детей о школе; познакомить с историей возникновения школ на Руси; повысить интерес к родному языку, литературе, истории, культуре; воспитывать любовь к школе.
Форма: игра-путешествие
Оборудование: хоругвь с изображением пророка Наума, гусиные перья, цера и писало, картина «В университете», карта путешествия, костюмы, розги.
Участники: учащиеся 1-5 классов
Ход выступления:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы пришли поздравить вас с праздником! А что за день сегодня? (ответы детей). Сегодня - четырнадцатое декабря, а по старому стилю – 1 декабря, день Наума-грамотника!
1: Кто такой пророк Наум?
Он оттачивает ум.
Покровитель школяров.
Каждому помочь готов:
Надоумить, научить
И в учебе подсобить!
2: На Руси сей день -
Особо отмечали,
Потому что в декабре
Учиться начинали –
Деток в школу отдавали.
И Наума-грамотника
В храме прославляли!
Учитель: 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков. Этот день назывался днём святого Наума - одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения. В народе говорят: «Пророк Наум, наставь на ум». И сегодня мы с вами отправимся в путешествие стёжками-дорожками в гости к Пророку Науму.
Итак, мы ступаем на первую тропинку, которая называется «Народ скажет, как завяжет». На доске написаны половинки пословиц, составьте их них целые пословицы.
Мудрым никто не родился, а научился.
Не говори «не умею», а говори «научусь».
Хорошо того учить, кто хочет знать.
Кто хочет больше знать, тому нужно меньше спать.
Повторенье – мать ученья и прибежище для лентяев.
- О чём эти пословицы? Правильно, об учёбе, умении, знаниях. А знания вы получаете в школе. Сегодня мы и вспомним историю появления школ. Для этого перейдём на вторую тропинку «Послушай и запомни».
1: Первая школа на Руси была основана князем Владимиром Великим в 988 году. Это было более тысячи лет назад. Эта школа была совсем не похожа на современную. В классе было от 5 до 8 учеников. Её называли школой «Книжного учения», потому что учитель много читал ученикам, а им надо было всё запомнить. Сами же дети не писали и не читали, а учителями были только мужчины. До нас дошли пословицы, которым больше тысячи лет:
Добрый дядька придёт, ума дитятке принесёт.
Каковы дядьки, таковы и дитятки.
2: Немного позже начали учить детей чтению и письму. Открывали школы при церквах. Книжек и тетрадей не было. А для письма использовали специальные дощечки и палочки: ЦЕРА и ПИСАЛО. Цера изготавливалась из дерева, имела небольшое углубление. Это корытце заливали растопленым воском. По застывшему воску дети стержнем-писалом изображали слова и предложения. А потом лопаткой (другим концом стержня) сглаживали написанное. Для сохранения написанное прикрывали деревянной крышечкой, которая привязывалась шнурком. Про такую вот тетрадь сами ученики даже загадку сочинили: «Два листа, а середина пуста».
3: Учебников у детей не было, учились они по церковным книжкам. Книги были очень дорогие, потому что рукописные. Они очень ценились, а поэтому их приковывали цепью к учительскому столу. Первой специальной книгой для обучения была книга БУКВАРЬ. Первый букварь был издан во Львове книгопечатником Иваном Фёдоровым в 1574 году.
Учитель: Давайте представим, что мы попали в одну из школ прошлого. Посередине комнаты стоял стол, под стеной – длинные скамейки-лавки, на стене висит кнут, на скамейках сидят ученики, за столом – учитель. Занятия в такой школе начинались с семи часов утра и продолжались до вечера. Перемена была 2 часа, чтобы дети сходили домой пообедать. Ученики были разного возраста: одному 8, другому – 10 лет. Каждый ученик получал отдельное задание, и каждый читал всё вслух. Даже пословица была: «Азбуку учат –на весь дом кричат!».
Каждая буква старорусской азбуки имела своё название: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь и т.д. А читали так: сначала называли буквы, из которых состоял слог, а потом выговаривали слова так, как надо. Давайте попробуем и мы.
Буки, аз – ба,
Ведаю, аз – ва,
Добро, аз – да.
- Трудно так читать? Потому и ошибались дети, за что и наказывал их учитель по субботам.
Сценка "В древнерусской школе"
1 мальчик: Куда это мы попали?
2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школ. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!
1. Ой, мама!
2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!
Ваня: Ванюша я.
1. Саня.
Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!
2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.
Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?
1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.
Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.
2. А можно к вам на урок пойти?
Ваня: Если отец дьяк позволит.
Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?
1. А зачем рядиться?
2. Договариваться значит.
Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?
Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо и выпроваживает вон)
НАУМ: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?
2. Смеётесь?
1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!
НАУМ: А вы ещё на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаете. А если бы они вам вместо двойки розгу? Розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени на горох. В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
1. Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!
2. Зато мы всем ребятам такое расскажем!
Будешь грамоте учиться, Всегда в жизни пригодится. Много добрых светлых дум Дарит грамотей Наум.
Если грамоте учен, В жизни много знаешь, И всегда своим друзьям В жизни помогаешь.
Учитель: Перейдём на следующую тропинку «Минутка поэзии», и послушаем стихотворение в исполнении _______________
«Как церковный грамотей в старину учил детей».
В старину учились дети.
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот таким пером писали
Из гусиного крыла.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Учитель: Начало учебного года ныне совпадает с 1 сентября. Учебный год в старину начинался зимой –1 декабря по старому стилю (14 декабря по-новому), в день пророка Наума, который считается покровителем образования и науки. Подготовка к этому дню сопровождалась таким обрядом. К ужину мать готовила горшок пшённой каши. На ужин обязательно приходил с книжкой крёстный отец. Они вдвоём с крестником садились за стол и выучивали на память несколько букв. После крёстный подстригал своего крестника, а мать смывала ему голову пахучим зельем, чтобы Наум наставил на ум. Утром школьник надевал новую сорочку и штаны, молился перед Евангелием и вместе с отцом они шли в школу. При этом не лишним было взять с собой и горшок с кашей. Пока отец договаривался с дьяком, а позднее – с учителем об условиях обучения, будущий школьник должен был стоять в углу у пучка розг. Они напоминали ему, что если будет плохо учиться, придётся отведать «берёзовой каши». Это означало, что учитель имеет право выпороть за непослушание бер ёзовой розгой. Устроив сына, отец оставлял ребёнка в школе, а сам шёл в церковь и ставил свечку у иконы святого покровителя, приговаривая: «Батюшка Наум, наведи сынка на ум!». Ежегодно на праздник пророка ученики должны были приносить в школу горшочек с кашей. Это было природное проявление высокого уважения к своему научителю. Ему посвящали сочинения и стихотворения, в которых от всей души благодарили за полученные знания. Это событие отражено и в пословицах и поговорках:
Пришёл Наум – пора браться за ум.
Я не знаю ни аз, ни буки, придёт Наум и принудит к науке.
А про тех, кто не желал хорошо учиться, говорили: «Партача и Наум не выведет на ум».
Вот такие обряды, связанные с обучением, были когда-то у наших предков.
1: Учебный год длился всего 3 – 4 месяца, т.к. весной, летом и осенью детям надо было работать на поле. Шло время, и школьные принадлежности менялись, изменялась и школа. Появились гусиные перья, чернильницы, счёты, доска, мел. В школьной сумке было несколько хорошо заточенных пёрышек, а на шее, на шнурочке, висела чернильница – каламар. Чернила дети готовили сами: заваривали дубовые орешки, добавляли вишнёвый клей и мёд.
Учитель: Переходим на тропинку «Блиц». Я называю фразеологический оборот, а вы подбираете к нему слово-объяснение.
НЕРВНИЧАТЬ – сидеть на иголках;
СОХРАНЯТЬ ТАЙНУ – держать язык за зубами;
НЕОЖИДАННО – как снег на голову;
СКАЗАТЬ НЕПРАВДУ – кривить душой;
МОЛЧАТЬ – набрать в рот воды;
ЗАПОМНИТЬ – зарубить на носу.
Учитель: А теперь направимся в «Справочное бюро тетушки Совы» и узнаем, что означают слова «портфель» и «пенал».
2: Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. «Порт» - носить, «фель» - листок. Портфель так навали потому, что в нём носят тетради и книги.
3: «Пенал» - из латинского языка. «Пена» - означает перо, а пенал – ящичек для перьев.
Учитель: Да, ребята. Разными в то время были портфели, учебники, да и задачи были не такие, как мы решаем теперь, в современной школе. Чему же ещё учат в нашей школе? Давайте послушаем.
Песня «Учат в школе»
Учитель: Теперь переходим на последнюю тропинку – «Сокровищница памяти». Обратитесь к своей сокровищнице памяти и вспомните:
Когда была основана первая школа на Руси?
Кто был её основателем?
Какими были первые тетради у учеников?
Когда начинался раньше учебный год?
Что означает «зарубить на носу»?
- Я вижу, что вы и пополнили свою сокровищницу памяти. А хотите, чтоб в ученье у вас всё получалось, тогда повторяйте за мной: «Наум, Наум наведи меня на ум».
- А наше путешествие подошло к концу.
Дорогие ребята, с днём Наума-грамотника я вас поздравляю!