Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».
Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».
Данное внеклассное мероприятие формирует представление об экологической ценности всех явлений и предметов природы, о взаимосвязях между ними. Развивает эстетическое восприятие природы, ценностное отношение к любому объекту природы, наблюдательность, фантазию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».»
Игра – путешествие по экологическим тропам
«Царства Фауны».
Цели:
формировать представление об экологической целостности всех явлений и предметов природы, о взаимосвязях между ними. О приспособленности организма к условиям среды, формировать эстетическое восприятие природы, ценностное отношение к любому объекту природы, формировать представление об их уникальности, формировать у детей эмпатичное отношение к природе, развивать наблюдательность, фантазию.
Звучит запись «Звуки леса». На доске - карта «Царство Фауна».
Ведущий:
Есть на земле 2 царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, воздух... Это царство животных – Фауна и царство растений – Флора.
(на доску вывешиваются таблички с названиями царств)
Жители Царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь, жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.
В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, воде и на ее поверхности.
Эти существа – насекомые.
1 ученик:
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
2 ученик:
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
3 ученик:
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Ведущий:
- Как выдумаете, почему их назвали насекомыми? (От слов «насечка», «насекать»).
-Давайте рассмотрим насекомых и пронаблюдаем чем все они похожи?
Дети рассматривают муляжи насекомых, определяют количество конечностей (их всегда шесть) и количество частей тела (их три – голова, грудь, брюшко).
-Теперь, когда вы знаете 3 основных признака: насечки на брюшке, 3 части тела, 6 конечностей, вы сможете без труда отличить насекомых от других животных.
-А сейчас я приглашаю вас попутешествовать по этому уголку и поближе познакомиться с его жителями.
-Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей).
Появляется мальчик в костюме муравья.
Муравей:
Размышляет муравей
Под ветвистой елочкой:
-Как бы справиться живей
С хвойною иголочкой?
Здесь ложбинка, там бугор,
Травки встали, как забор...
Пронесу ли я иглу
По узлистому стволу?
Ведущий:
Среди муравьев есть карлики и великаны. Великаны-муравьи имеют длину тела до 4 см, а муравьи-лилипуты – 2-3 мм. Муравьи живут семьёй. В семье есть родоначальница – царица. Она живет в самом укромном и безопасном месте.
Мелкие муравьи – няньки, ухаживают за ней. Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Рабочие муравьи строят муравейник. Добывают пищу и вскармливают молодых муравьев. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи-солдаты. Их обязанность защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьев одного вида на колонию муравьев другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьев – челюсти. Есть и ядовитые муравьи.
- Как называется «дом», в котором живут муравьи?
Обычно мы видим только наземную часть муравейника, а под ней находятся подземные этажи с множеством ходов и камер.
- Из чего построен муравейник?
В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается определенная температура и влажность.
На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, там, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны.
Видят муравьи плохо и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают все. При помощи усиков они находят дорогу к своему гнезду, отличают своих сожителей от «чужаков».
Если вы хотите узнать о погоде в ближайшее время – понаблюдайте за жизнью в муравейнике.
Если муравьи строят высокие муравейники, а строительство начинают с середины лета – к холодной и долгой зиме.
Если ходы открыты и заметно бойкое движение – к хорошей погоде. Если прячутся, закрывают ходы - к ненастью, к дождю.
Муравьи полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых, они охраняют наши леса.
Муравей:
А сейчас я хочу послушать стихи о природе, которые вы, ребята, подготовили.
Дети читают стихи о природе.
Ведущий:
Ребята, отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Выходит девочка в костюме бабочки.
Бабочка:
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим.
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Мы привлекательны, красивы
Но просим помнить, что должны, вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку нектар попить.
Цветы поможем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем.
Ведущий:
Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды? У бабочки крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.
Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные легко повреждаются. Так стоит ли ловить бабочек?
- Чем питаются бабочки?
Нектар находится в глубоких чашечках цветков, и бабочка достает его с помощью длинного хоботка, который скручивает в виде спирали.
С помощью бабочек также можно определить погоду:
Много бабочек над цветами – к хорошей погоде. Залетают в дом, укрытие – к ветру.
- Как же начинает свою жизнь бабочка?
Дети рассматривают таблицу, на которой изображены этапы развития бабочки.
Жизнь бабочки начинается в яйце на листе. Из яйца появляется крохотная гусеница (личинка), которая ест лист и быстро растет. Гусеница становится толстой и вялой. У нее вырастает жесткое покрытие, и она превращается в куколку. Куколка почти не двигается, но внутри происходят большие изменения: гусеница превращается в бабочку. Под твердой оболочкой ей становится тесно, куколка раскрывается и из нее выползает бабочка. Как только у нее высохнут и расправятся крылья – она улетит.
Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают. Одни как птицы улетают на юг, другие спят всю зиму, а третьи отложат личинки и умрут.
Бабочка:
Ребята, я хочу с вами поиграть. Вот 2 стакана: в одном вода простая, в другом – сладкая. Определите в каком стакане сладкая вода, представив, что вы бабочка. Но есть одно условие – воду нельзя пить (дети должны попробовать «лапкой»).
Ведущий:
Следующая загадка:
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке?
Красный плащ, семь черных точек
Улетать совсем не хочет?
(Божья коровка)
Выходит девочка в костюме божьей коровки.
Божья коровка:
У Егорки на ладошке
Отдохну еще немножко.
Отдохну совсем чуток –
Перепрыгну на листок!...
Вся наша жизнь так интересна,
И людям часто неизвестна,
Ведь, вы живете в городах,
А мы – в лесах. полях, садах.
И о защите очень просим!
Ведущий:
- Как вы думаете, почему это насекомое получило такое название?
В старые времена «божьим» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого и беззащитного. Божья коровка так же безобидна и беззащитна! Она не кусается не царапается, защищается только тем, что выпускает желтое «молочко». Поэтому и называется коровкой.
У божьей коровки 2 мягких прозрачных крылышка и 2 твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре. Когда она хочет полететь, то расправляет надкрылья, поджимает их, выпускает прозрачные крылья и летит.
Тля – основная пища для нее. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растения. Божья коровка верный помощник человека в борьбе с тлёй и другими вредными насекомыми. Эти полезные жучки ядовиты и почти не имеют врагов. В случае опасности жук прижимает к телу ножки усики и ... падает на землю – притворяется мертвым. Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако, редкая птица отважится отведать этого жука. Если такое и случается, она долго чистит клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»
Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают – к ясной теплой погоде.
Божья коровка:
- Ребята, попробуйте меня нарисовать с закрытыми глазами.
Детям завязывают глаза платком. Они рисуют божью коровку мелом на доске.
Ведущий:
Следующая загадка:
С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летит над дорожками.
(Кузнечик)
Появляется мальчик в костюме кузнечика.
Кузнечик:
Из травы с земляной кочки
Раздается странный звук
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек
То в траве застрекотал
Маленький кузнец-кузнечик.
Ведущий:
Повсюду летом раздается стрекотание кузнечиков. Но обнаружить его не так просто: слишком хорошо маскируется в зелени густой травы.
Ушки у кузнечика не на голове, а на ногах передних. А где же у него находится скрипочка? Оказывается на надкрыльях. «Играя», кузнечик потирает маленькими выступами своих задних ног о твердые края надкрыльев. Стрекотать могут только самцы.
Поймать кузнечика нелегко, у него хорошо развиты задние ноги. При опасности он распрямляет ноги и прыгает вперед, на лету распуская крылья и пролетая иногда до полсотни метров.
Кузнечик полезное насекомое поедает тлю, мелких гусениц.
Кузнечик:
- Ребята, представьте, что вы кузнечики. Сядьте ко мне спиной, когда я хлопну в ладоши, вы должны что-то сделать, чтобы меня услышать.
Дети должны повернуть колени к кузнечику.
Ведущий:
Еще одна загадка:
Что за девчонка
В поясе тонка,
Огромные очи
Летит – стрекочет.
(Стрекоза)
Входит девочка в костюме стрекозы.
Стрекоза:
Быстрый, шустрый,
Вот – над капустой,
Вот – над травой.
Над головой,
Вот – над малиной
Вертолет стрекозиный...
Вот опустился.
Вот припустился
Вертолетик без расписания
Где он сядет?
Кто знает заранее?
Ведущий:
Стрекоза это живой вертолет, в котором вместо мотора работают чудо-мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза настоящая хозяйка воздуха.
Быстро увидеть свою жертву при таком полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и еще 3 глазка на темени.
Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая потом перебирается на сушу.
Стрекоза:
Для игры мне нужны 2 человека. Этим ребятам я дом листочки, на которых написаны предложения. Вы их молча читаете, потом с помощью мимики и жестов ребятам объясняете, что вы прочитали. Остальные ребята внимательно смотрят и угадывают эту фразу.
Ведущий:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы узнали для себя новое и интересное.
- Ребята, а что произойдет, если уголок насекомых исчезнет?
Если мы будем уничтожать насекомых, кто станет опылять растения? Их вырастет меньше, ведь в природе все взаимосвязано друг с другом. Исчезнут насекомые – исчезнут растения и птицы, которые ими питаются.
Очень часто осенью можно наблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая трава. Нужно ли поджигать старую траву? Как это отразится на жизни природных обитателей?
В траве под ее защитой устраивают гнезда многие птицы, живут ящерицы. Сколько насекомых находят кров в травинках! Значит для всех этих животных существ сухая прошлогодняя трава – их дом. А огонь превращает этот дом в черный пепел...
Я призываю вас научиться понимать язык животных, уважительно и разумно относится к ним!
Дети читают стихи.
1 ученик:
Давайте будем
Дружить друг с лругом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит Солнце
Со всеми с нами.
2 ученик:
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
3 ученик:
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..
Ведущий:
- Ребята, а какое насекомое самое красивое? (Бабочка)
Давайте на память о нашем путешествии сделаем бабочку. Показывает образец изделия.
Практическая часть
Из каких деталей состоит бабочка? (тельце – 2 детали, 2б.крыла – цв.бумага, 2м.крыла – цв.бумага, усики – цв.бумага).
Бабочка сделана из красивой цв.бумаги. Ее крылышки – узкие полоски, согнуты петелькой. Они вклеены между двумя одинаковыми деталями тельца.
Нам понадобится:
2 узкие полоски разного цвета из цв.бумаги – для крылышек;
плотная цв.бумага или цв.картон – для туловища;
2 узкие полоски черного цвета – для усиков;
обрезки цв.бумаги, блестки – для отделки;
клей ПВА, ножницы, карандаш, кисточка для клея.
Итак, приступаем к работе:
К изнаночной стороне цв.бумаги приложим длинную полоску бумаги, обведем, вырежем. То же и с короткой полоской.
Длинную полоску сложим пополам, разрежем. Каждую полоску сложим петелькой, склеим концы. Получили большие крылышки. То же самое и с короткой полоской.
Сложим плотную бумагу пополам цветной стороной внутрь. На изнаночную сторону обведем по шаблону тельце. Вырежем. Получим 2 детали.
На одной детали тельца на изнаночной стороне разложим крылышки, приклеим.
Вырезаем усики, приклеиваем.
Намажем клеем изнаночную сторону второй детали тельца. Уложим ее сверху, приклеим.