У каждого времени и у каждого человека есть свои любимые книги. Литературные герои сопутствуют нам всю жизнь. Меняются их имена, одни уступают место другим. Но есть, действительно, вечные книги, которые всегда с нами. Среди них – наши любимые сказки.
Мы с хорошей сказкой неразлучны. А чудес у сказки – до небес! Вы представьте, как бы было скучно, Если б в мире не было чудес!?
Е.Соломатина
Свет в зале гаснет. Зажигаются бра.
На экран проецируется слайд “В.Максимов “Бабушкины сказки”.
Звучит спокойная музыка.
Чтецы:
Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой; Заберешься на печь К бабушке седой.
И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить:
Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал.
И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич – Это будто я.
Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет.
Демонстрируется слайд “И.Билибин “Иван-царевич и Жар-птица”.
Чтецы:
Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;
Прыгает в той клетке, Весело поет, Ярким, чудным светом Сад весь обдает. И.Суриков “Детство”
Демонстрируется слайд “Ковер-самолет”
(слайд-комплект “Сказка в произведениях В.Васнецова”).
Ведущая: А вот уже Иван-царевич летит на ковре-самолете. Крепко держит он в руках клетку с волшебной Жар-птицей, а внизу проплывают леса и моря, поля и луга.
И мы с вами вслед за Иваном-царевичем отправимся в путешествие. Путешествовать мы будем по сказкам. А чтобы вам не было скучно, помогут нам различные игры.
Итак, в путь, друзья!
Под мелодию песни “Вместе весело шагать” дети переходят в другой кабинет.
1-я остановка – “Горница волшебных картинок”
Дети делятся на пары, каждая из которых получает набор кубиков, либо мозаику по сказкам.
Задача детей: сложить картинку-иллюстрацию к сказке, назвать сказку и ее автора.
Под музыку Н.Римского-Корсакова “Полет шмеля” дети переходят в другой кабинет.
2-я остановка – “Сад цветов невиданной красы”
Ведущая: В нашем волшебном саду растут цветы невиданной красы. Вот они, эти сказочные цветы!
Назовите их, пожалуйста!
Проводится викторина “Всё о цветах”.
1. “… И вот повела та девица его к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют…”
Как называется этот цветок?
Как звали мастера, который очень хотел создать каменный цветок?
(Данила, П.П.Бажов “Каменный цветок”)
2. “… И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать… Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит…”
О каком сказочном цветке идет речь?
Назовите автора сказки “Аленький цветочек”.
(С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”)
3. “… Девочка очнулась и побежала в чащу цветы искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и камнями, на кочках и под кочками – куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник – и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели…”
Какие цветы собирала девочка?
Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале?
(Подснежники, С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев”)
4. “… Он растет перед хижинами в сумерки… Этот цветок в маленьких горшках…”
5. В каком балете П.И. Чайковского на сказочный сюжет цветы танцуют вальс?
(“Щелкунчик”)
Демонстрируется отрывок из балета “Щелкунчик”.
6. “… Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок… Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.
И вдруг в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой…”
Что это был за цветок?
Для какой сказочной героини Г.Х.Андерсена этот цветок служил домом?
(Тюльпан, Дюймовочка)
7. Какое название носит улица Цветочного города, где жил Незнайка со своими друзьями?
(Улица Колокольчиков)
8. “… С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета…”
Как называется этот красивый цветок?
Кто автор сказки “Цветик-семицветик”?
(Цветик-семицветик, В.Катаев)
Ведущая: Верно, эта сказка называется “Цветик-семицветик”. И также называется игра.
Проводится игра “Цветик-семицветик”.
Дети делятся на 4 группы, каждая из которых получает рисунок цветика-семицветика без лепестков и наборы лепестков, на которых написаны названия сказок.
Задача детей: составить цветики-семицветики по темам: “Русские народные сказки” и “Сказки русских писателей”.
По окончании игры под мелодию песни “Улыбка” дети переходят в другой кабинет.
3-я остановка – “В гостях у сказителя”
Демонстрируется отрывок из мультфильма “Конек-горбунок”
(Старик читает сказки).
Ведущая:
Сказка, сказка – прибаутка, Рассказать её не шутка…
Слово мудрое, как соль на языке, а сама сказка, как музыка – и печалит, и веселит, и бодрит.
Я приготовила для вас слова, из которых вы должны составить пословицы о сказках.
Сказка, а, песня, красна, складом, ладом. (Красна сказка складом, а песня – ладом.)
Дремлет, без, сказочник, и, понукалки. (Без понукалки и сказочник дремлет.)
Угонится, быль, сказкой, не, за. (Быль за сказкой не угонится.)
Ведущая: Посмотрите, друзья! Вот иллюстрации к сказкам. А вот предметы и вещи из этих сказок. Только кто-то тут без меня побывал и все перепутал, наверное, Домовой шутит. Ну-ка, помогите мне, пожалуйста, навести порядок, чтобы все вещи в своих сказках очутились.
“Снежная королева” – санки, розы.
“Красная шапочка” – корзиночка, клубок шерсти со спицами.
“Приключения Незнайки и его друзей” – палитра, кисти, краски.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” – зеркальце, яблоко.
“Дядя Федор, пес и кот” – тельняшка, бутерброд.
“Морозко” – валенки, посох.
По окончании игры под мелодию песни “Голубой вагон” дети переходят в зал.
4-я остановка – “В гостях у мудрой совы”
Демонстрируется отрывок из мультфильма “Винни-Пух и день забот”
(Винни-Пух приходит к Сове).
Ведущая:
Сидит под деревом сова, Символ мудрости она. И потому “Что? Где? Когда?” – Её любимая игра. Н.Денисова
Давайте и мы сыграем в эту игру.
Проводитсяблиц-турнир “Что? Где? Когда?”.
Вопросы:
1. Из какой сказки эти слова? Ночь настала, Месяц всходит, Поле все Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом. Звезды на небе считает И краюшку уплетает. (П.П.Ершов “Конек-горбунок)
2. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
(Емеля, печка, русская народная сказка “По щучьему велению”)
3. Какие сказки “перепутались” и ошибочно попали не на свое место?
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрыпела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. В глазки с нежностью глядит, Сладки речи говорит: “Бесподобная девица! Согласися быть царица!”
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”, П.П.Ершов “Конек-горбунок”)
4. Что у лукоморья вместе с Бабой Ягой идет-бредет сама собой? (Ступа)
5. Назовите растение, у которого вместо листьев, по утверждению Лисы Алисы, вырастают монеты. (Дерево)
Черный ящик
1. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских народных сказок. (Игла)
2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка и кто её автор? (Мочалка, К.И.Чуковский “Мойдодыр”)
3. В ящике находится необычное рыболовное орудие, с помощью которого Волк удил из проруби рыбу, приговаривая при этом: “Ловись, рыбка, большая и маленькая!”. (Волчий хвост, русская народная сказка “Лисичка-сестричка и серый волк”)
4. То, что находится в ящике, может быть молодильным, может быть напоено ядом, а может быть в большом количестве собрано в мешок, который Заяц отнесет своим деткам: четырем сыночкам и лапочке-дочке. (Яблоко)
5. Предмет, который лежит в ящике, доставали со дня моря для Царь-девицы; с его помощью богатый купец вернулся к трем своим дочерям, а если его “перекинуть с руки на руку” – явятся тотчас двенадцать молодцев и выполнят любое поручение. (Перстень, кольцо)
Иллюстрации
1. Команда получает картинки с изображениями сказочных домиков.
Кто живет в домике, и из какой он сказки?
(Баба Яга, поросенок Ниф-Ниф, Снежная королева)
2. Звучит фонограмма песни “Кузнечик” В.Шаинского (инструментальный вариант).
Кто из сказочных героев поет эту песенку в мультфильме, снятом по одноименному роману-сказке, и кто автор стихов? (Незнайка, Н.Н.Носов)
3. Демонстрируется слайд “Бочка по морю плывет” (слайд-комплект “Сказки Пушкина в иллюстрациях И.Билибина”).
Кто находится в бочке и как называется эта сказка?
(Царица и царевич, “Сказка о царе Салтане…”)
4. Демонстрируется репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич на Сером волке”.
Перед вами репродукция картины “Иван-царевич на Сером волке”, написанная великим русским художником, называвшим себя “былинником, сказочником”.
Кто этот художник? (В.М.Васнецов)
5. Перед вами карточка с силуэтами героев шести различных сказок.
Назовите сказки, написанные русскими писателями.
(А.Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”, А.Пушкин “Сказка о царе Салтане…”, С.Аксаков “Аленький цветочек”)
Ведущая: Дорогие друзья! Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами вспомнили многие сказки, которые так любимы всеми: и взрослыми, и детьми.
Чтецы:
Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца. В.Берестов
Звучит фонограмма “Песни о сказке” (муз В.Шаинского, сл.Ю.Энтина).