kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИКОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Наша Родина-Россия-является многонациональной страной, то есть в ней живут представители различных национальностей. И все эти люди во что-то верят.Жить ни во что не веря, невозможно- все мы верим в правду, справедливость, у каждого человека существуют какие то убеждения. И точно так же, как в добро и справедливость, многие люди верят в Бога. Вера в Бога называется религией.

Многие люди ходят в церковь. Молятся, говорят о Боге, но вряд ли всерьёз задумываются над этими вещами. А ведь то. во что верят люди-очень важно! От этого зависят их принципы, поступки, выбор жизненного пути.

Актуальность разработки  объясняется следующими причинами:

- необходимость концентрации на духовном совершенствовании личности;

- приобщение подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности;

- в обстановке духовных заблуждений(секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИКОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ »

Конспект урока по теме:









ИКОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ





















Курс: Преподавание мировых религиозных культур и светской этики.



2015г.











Наша Родина-Россия-является многонациональной страной, то есть в ней живут представители различных национальностей. И все эти люди во что-то верят .Жить ни во что не веря, невозможно- все мы верим в правду, справедливость, у каждого человека существуют какие то убеждения. И точно так же , как в добро и справедливость, многие люди верят в Бога. Вера в Бога называется религией.

Многие люди ходят в церковь. Молятся, говорят о Боге, но вряд ли всерьёз задумываются над этими вещами. А ведь то . во что верят люди-очень важно! От этого зависят их принципы, поступки, выбор жизненного пути.

Актуальность разработки объясняется следующими причинами:

- необходимость концентрации на духовном совершенствовании личности;

- приобщение подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности;

- в обстановке духовных заблуждений(секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.

Цель: обеспечение информацией об особой роли икон в православной культуре;

Задачи: Образовательные -вы узнаете: -

-Почему икона так необычна

- Почему изображают невидимое

- В чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины

- Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога

- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой

Воспитательные- воспитывать интерес и уважение к православным традициям;

Развивающие- развивать цельное представление о православии в истории России



Литература:

1. ЕллецкаяЕ.А.Основы православия.Ростов-на-дону, «Феникс», 2011г.

2. Кураев А.Почитание икон в православной традиции. .

3. Митрополит Владимирский . Иконы в православной церкви. Лекция в Святовладимирской духовной семинарии





































Дорог мне, перед иконой в светлой ризе золотой,

Этот ярый воск, возжженный чьей неведомо рукой.

Знаю я - свеча пылает, клир торжественно поет:

Чье-то горе утихает, кто-то слезы тихо льет,

Это - светлое мгновенье в диком мраке и глуши,

Память слез и умиленья в вечность глянувшей души...


А.Майков







Храм заполнен иконами.. Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».

Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям.

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).













СВЕТ ИКОНЫ

Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда

Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).





Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.

Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.

Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.

Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.





Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.















ИКОНА И МОЛИТВА

Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Ведь, когда вы беседуете по телефону, ваши слова обращены не нему, а к собеседнику. Вот так же, если человек видит на иконе апостола Павла – он не молится «икона, помоги мне», а говорит - «Святой апостол Павел, моли Бога о мне».



Кстати, не только святых, но и друг друга христиане могут просить помолиться о себе. Ребёнок может просить маму помолиться о нем. А взрослые очень верят в силу именно детских молитв.

Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.

В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.

Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Поэтому можно сказать, что икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное не эгоизм, а любовь.









Испокон веков в православии было принято иконопочитание. Это значит , что Иисус Христос , Матерь Божья, ангелы и святые изображались на иконах, которым люди могли возносить свои молитвы.На иконах изображаются лица или события, описанные в Священном писании-Библии, или святые, заслужившие своей праведной жизнью почитания и после смерти.

Считается, что если молишься перед иконой с изображением, например . какого –либо святого. Это то же самое, как если бы молились перед ним лично.

Если зайти в любую православную церковь, сразу можно увидеть как много там икон. Но иконы есть н только в храме, существуют и образа поменьше. Чтобы люди могли дома молиться Богу, Божьей Матери, ангелу-хранителю или своему святому.











У православных существует множество икон с изображениями Иисуса Христа, Божьей Матери, святых. И зачастую изображения, например одного и того же святого могут настолько отличаться друг от друга, что невольно возникает вопрос: «А один и тот же святой изображён на этих иконах?» Могут смутить и различные названия икон. Например Казанская икона Божьей Матери, Владимирская икона Божьей Матери, «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и т.д.

«Неужели всё это разные Богородицы? Ведь Божья Матерь одна!»

Конечно же Божья Матерь одна, точно так же как и Христос, и святые. Просто в разные времена, в разных местах и разными иконописцами святые лики изображались на иконах по разному. Так что не стоит удивляться, войдя в церковь и увидев там десятки икон Иисуса Христа или Божьей Матери, отличающиеся друг от друга.







Название же иконы может подсказать , о чём можно молиться перед этим образом. Например перед иконой Божьей Матери «Воспитание» родители молятся о помощи в правильном воспитании детей. Перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы православные люди просят у Богоматери защиты и помощи.

В христианстве считается, что святой, имя которого мы носим, является нашим покровителем. То есть он так же . как ангел –хранитель, защищает нас от злых сил. Поэтому в православии есть специальные молитвы и к ангелу-хранителю и к нашим святым покровителим.

В иконописи существует такое понятие -«списки». Список-копия , сделанная иконописцем с определённой почитаемой иконы. Поскольку икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при её создании- только посредник, то «прототип» и «копия» совершенно равнозначны, поэтому список имеет то же название. Что и оригинал, и имеет все его свойства.Образ Божьей Матери в России занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник- Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

Казанская икона Божьей Матери-одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы на Руси. Эта икона Божьей Матери была выполнена древнерусским монахом- иконописцем по образу византийской иконы, написанной . по преданию. Евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.

В 1579 году в Казани случился страшный пожар, истребивший большую часть строений. Горожане начали восстанавливать город. В то время десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани, чтобы люди взяли Её икону, скрытую в земле, и указала Матроне место, где её искать.

И вот на том самом месте жители нашли икону богородицы с Младенцем. Икона была светлая, без порчи красок. Как будто только что написанная. Случилось это 8 июля 1579года.

Икону перенесли в благовещенский собор и по дороге в храм произошло первое чудесное исцеление- прозрел слепец, три года ничего не видевший. И в дальнейшем происходили подобные исцеления.

Во все тяжёлые времена русские люди обращались к чудотворной иконе, и она, как рассказывают легенды, всегда помогала нашему народу преодалеть трудности и победить врагов. Именно перед ней чаще всего молятся о заступничестве , о помощи в бедах и болезнях.



Владимирская икона Божьей Матери-так же, как и Казанская, одна из самых почитаемых и известных на Руси. На этой иконе богоматерь с младенцем Христом на руках изображены умильно прильнувшими друг к другу. По церковному преданию , икона написана Евангелистом Лукой.

Владимирская икона Божьей матери сопровождала Россию на всех этапах её истории.

Согласно легенде , эта икона попала в Константинополь из Иерусалима в 5 веке. В 12веке она была привезена из Константинополя на Русь, в Киев, в дар от византийского патриарха. Из Киева икона была привезена в новую столицу-Владимир. В 14 веке Владимирская икона оказывается в новом духовном и политическом центре страны- Москве. Московский Успенский собор с тех пор стали называть домом Богородицы. Но за самой иконой закрепилось название «Владимирская»

В1395 году москвичи молились перед Владимирской иконой о спасении города от нашествия Тамерланаи, как верят православные , Божья Матерь отвела беду. В1480 году Богородица развернула войска хана Ахмата от границ Руси. На реке Угра, где стояли войска Ахмата, по преданию. Явилась хану Сияющая Дева и велела покинуть русские земли.

Впоследствии русские люди много раз обращались в молитвах за помощью к Богоматери перед Владимирской иконой, и богородица всегда помогала нашему народу.

Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского, «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь» (39). Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви.















Тема урока

Иконы

Цель урока

Углубление представлений учащимся о православной традиции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Задачи урока
  • Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

  • Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

  • Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Словарик к уроку
  • Икона (от греч. «изображение») - в христианстве - название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В Православной и Римской (Католической) Церквах И. составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина.

Средства наглядности

Репродукции картин (например, М. Нестеров «Христос» из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве; Н. Ломтев «Нагорная проповедь», Г. Гагарин «Исцеление расслаблен¬ного» и др.). Фотографии образцов христианского искусства (например, «Троица» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора).

Основные вопросы урока
  • Почему икона так необычна?

  • Почему изображают невидимое?

Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

Сначала размышляем сами

Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории. Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы.

  • Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

  • Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

2. Исследовательская работа с текстом

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.

Чтение текста

Послетекстовая работа

Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме?

Вопросы

  • Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

  • Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

  • Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

  • Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте фрагмент из работы Б.Успенского. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял?

3. Подводим итоги

Сядем в кружок

Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?

В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе – точки взаимодействия меняются местами: от источника света–святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.

Творческие задания для учеников

Икона

Вопросы и задания
  • Найти информацию о людях, причисленных к лику святых.

  • Подобрать иллюстративный материал.

  • Составить кроссворд или викторину по статье учебника.

  • Придумать свои вопросы по статье учебника.

  • Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

  • Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

  • Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

  • Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИКОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона". "
    ["seo_title"] => string(48) "modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-urok-15-ikona"
    ["file_id"] => string(6) "127398"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415297851"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока по курсу ОРКСЭ  Модуль "Основы православной культуры" Тема "Икона"(4 класс)"
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotkaurokapokursuorksemodulosnovypravoslavnoikulturytiemaikona4klass"
    ["file_id"] => string(6) "265513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449958934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-matierial-po-moduliu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-kursa-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "247820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446633044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация урока ОРКСЭ, "Основы православной культуры" по теме : Иконы "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-uroka-orkse-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-po-tiemie-ikony"
    ["file_id"] => string(6) "142853"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418379372"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок "Православный храм" Модуль Православная культура"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_pravoslavnyi_khram_modul_pravoslavnaia_kul_tura"
    ["file_id"] => string(6) "384675"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485550119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства