Интерактивные формы работы с обучающимися по профилактике табакокурения «КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ»
Интерактивные формы работы с обучающимися по профилактике табакокурения «КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ»
В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Табачная зависимость – это хроническое заболевание, которое внесено в «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти». Сейчас табакокурение – серьезная социальная проблема. Вред от этого настолько значителен, что в последние годы во многих странах введены меры, направленные против курения: запрет рекламы табачных изделий и продажа табачных изделий детям, запрет на курение в общественных местах и транспорте. Эта актуальная тема обсуждается на мероприятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы работы с обучающимися по профилактике табакокурения «КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ»»
Интерактивные формы работы с обучающимися
по профилактике табакокурения
«КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ»
Задачи:
Показать причины и последствия курения;
Выработать критическое отношение к курению;
Привить навык отказа от сигареты.
Необходимый материал:
Приложение (распечатать, если нужно ведущему);
Ручки для каждого;
Листы ватмана;
Маркеры;
Карточки: 11000 рублей, 33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей - для упражнения
«Купи мечту»
1. Вступление.
В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Табачная зависимость – это хроническое заболевание, которое внесено в «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти». Сейчас табакокурение – серьезная социальная проблема. Вред от этого настолько значителен, что в последние годы во многих странах введены меры, направленные против курения: запрет рекламы табачных изделий и продажа табачных изделий детям, запрет на курение в общественных местах и транспорте.
2. Цифры и факты
В мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков;
В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин;
Живут курильщики в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников;
Ежедневно 700 россиян умирает от болезней, вызванных курением, причем половина курильщиков умирает в трудоспособном возрасте;
Расходы на «курево» занимают 15-20 % семейного бюджета;
Средний возраст начинающих курильщиков в России – 11 лет;
После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через 7 секунд и повышает временно их активность. Одновременно расширяются сосуды, возникает чувство притока сил, чувство успокоения, затем происходит резкое сужение сосудов и понижение активности мозга. Чтобы вновь почувствовать состояние прилива энергии, курильщик тянется за другой сигаретой. Так возникает привычка.
За 1 год через легкие курильщика проходит и откладывается до 1 кг угля;
В Чувашии почти половина граждан – активные курильщики. Причем каждый из них вовлекает в процесс «пассивного» курения своих детей, окружающих;
Каждый год отмечаются 2 даты, посвященные проблеме курения табака - 31 мая - Международный день борьбы с курением (День без табака) и третий четверг ноября - День отказа от курения, с целью привлечь внимание общественности к медицинским последствиям курения табака;
3. История табакокурения.
Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности в Европе, Азии и Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился из Испании по всей Европе. В Россию табак начал поступать в начале XVII века. Первоначально табаку приписывались лечебные свойства, считали, что он отгоняет злых духов. Французский посол Жан Нико подарил французской королеве табачный порошок, ей очень понравилось новое «лекарство». Ювелиры изготавливали красивые табакерки, украшали их драгоценными камнями. В Англии дело даже доходило до того, что детей отправляли в школу с табаком и атрибутами для его курения. Но врачи уже тогда стали быть тревогу и считали, что табачный дым осложняет многие заболевания. Уже в 1604 году вышел первый труд о вреде табака, принадлежащий королю Англии Якову I Стюарту.
В 1634 году в Москве был пожар, горела половина города, причиной было курение. Поэтому курить было запрещено под страхом смерти. Но из этой борьбы табак выходил всегда победителем, побеждали купцы, фабриканты, получавшие от торговли папиросами баснословные прибыли. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком.
Исторические сведения о мерах борьбы с табакокурением.
Англия: курильщикам отрубали головы и выставляли для всеобщего обозрения на площади;
Испания: монахов, замеченных в курении табака, заживо замуровывали в монастырской стене;
Турция: курильщикам вырывали ноздри, сажали на кол;
Россия: в 1649 году царь Михаил Романов издает указ: "Запрещаю ввозить табак, а пойманных торговцев повелеваю ссылать в дальние города, также портить им ноздри и резать носы. Всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить кнутом, пока не сознается, откуда получил".
4.Тренинг.
1. Мозговой штурм.
Назовите причины, которые побуждают людей курить.
Дополняете список, если что-то не было названо:
Хотелось почувствовать себя взрослым.
Друзья курили.
Это модно.
Хотелось привлечь к себе внимание.
Чтобы снять стресс.
Интересно было попробовать.
Закурил после того, как выпил.
Просто так.
А вообще, многие начинают курить именно для того, чтобы не быть белой вороной. Можно бояться стать белой вороной, а можно повернуть ситуацию с точностью до наоборот, как в анекдоте:
Появилась белая ворона в стае.
Ее спрашивают:
— Ты что такая белая?
— Не белая, а платиновая блондинка! Вот так!
Что чаще всего подталкивает к первой пробе сигареты?
Кто нам предлагает закурить?
Что курящие люди хотят нам продемонстрировать своим курением? Какие комплексы и проблемы чаще всего прикрывают сигаретным дымом?
Можно ли общаться без сигареты?
Может ли некурящий человек стать лидером молодежной компании? Что чаще всего определяет лидерство?
Какие виды деятельности (профессии) не приемлют употребление табака?
2. Пассивное курение.
Кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими. Расскажите, что вы ощущали? (Выслушиваются наблюдения 2-3 человек).
Почему вы чувствовали себя плохо? (варианты ответов: потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате, и его вдыхают все находящиеся в помещении).
3. Задание «Составь права некурящих людей»
4.Закончи предложения:
1. У курильщика изо рта …………пахнет.
4. От курения зубы …
5. От курения язык …
6. Курение приносит вред легким, так как …..
7.Курение приносит вред сердцу, так как ……….
8.Курение………………. кровеносные сосуды.
9.Когда человек курит его органы не получают достаточно……………………..
5. Мозговой штурм «Хорошо или плохо»
В форме дискуссионных качелей обсуждается «Почему курить – хорошо», «Почему курить – плохо»
(ИЛИ - Задание 1. Записать преимущества некурящего человека (хорошее самочувствие, меньше болеет, не чувствует усталости, свежее лицо, здоровая кожа, белые зубы, уверен в себе). Кто больше? Задание 2. Записать самые неприятные (какие только придут в голову!) слова по поводу курения.)
6. Игра «Сигарета» или как сказать «НЕТ»
Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от курения и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет сигарету и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять ее. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары – 3 минуты. После этого сигарета переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать курить.
Легко ли отказать предложению закурить?
Легко ли было подбирать достойные отказы?
Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?
Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?
Почему сигарета приобрела такой привлекательный вид?
В обществе сложился стереотип взрослого мужчины – курильщика. Если вокруг ребенка курит много взрослых, ему тоже хочется скорее стать взрослым (если в семье курят, то вероятность того, что ребенок будет курить увеличивается на 50-60 %);
Запрограммированность курения: курит крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», курят большинство актеров и актрис. В ребенке, его сознании, закладывается программа, сознание искажено ложными представлениями и сведениями о табаке;
Влияние сверстников. Когда курят друзья, старшеклассники – у многих возникает желание попробовать. Срабатывает механизм социальной зависимости. Особенно часто это случается у девушек и женщин;
Многие начинают курить во время стресса, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, причем такое случается даже в возрасте 40-50 лет. В трудный момент кто- то протягивает сигарету: покури – станет легче. Это действительно дает временное облегчение, на несколько минут, пока горит сигарета, проблема отодвигается в сторону;
Многие курение считают привычкой, полагая, что бросить курить легко, стоит только приложить усилия. Но курение – это определенная форма наркотической зависимости, с которой расстаться довольно трудно.
Какие мотивы выдвигают школьники в пользу курения:
самоутверждение,
подражают старшим,
желание казаться взрослым,
любопытство,
стремление к необычному состоянию.
Девочки считают, что курить – это красиво и модно, что это нравится мальчикам.
Но мальчики к курению девочек относятся отрицательно, из многочисленных опросов следует: нет ни одного, кто бы хотел иметь курящую жену.
7. Групповая дискуссия «Как бороться с курением».
Составить план борьбы с курением.
8. Упражнение «Купи мечту»
Пояснение: Это упражнение дает возможность студентам оценить, чего они лишаются или могут лишиться из-за курения. Для этого упражнения необходимо заготовить карточки: 11000 рублей, 33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей.
Инструкция: Скажите, у вас есть вещи или предметы, которые вы хотите купить? Участники говорят «ДА». Отлично! Сейчас каждый из вас случайным образом получит карточку с указанием некоторой денежной суммы. Затем я дам вам 5-10 минут, чтобы вы подумали, что вы хотите себе купить на эти деньги. Старайтесь реально оценивать свои покупки, не думайте о том, как приумножить эту сумму, думайте,
что бы вы хотели купить на эти деньги, если бы они появились у вас прямо сейчас. Подумайте, какие у вас есть мечты и желания. Вот вам чистые листы и ручки. А вот - ваши «деньги».
После этого раздайте ребятам по кругу карточки: одному - 11000 рублей, второму - 33000 рублей, третьему - 55000 рублей, четвертому - 110000 рублей, пятому - опять 11000 рублей и т.д.
После того, как все выполнили задание, попросите ребят рассказать о своих покупках согласно их денежной сумме.
Анализ упражнения: После того как все группы выступили, можно произнести: Есть все-таки, к чему стремиться. Мечтать не вредно, вредно не мечтать! Вы хотите, чтобы ваша мечта сбылась? Дождитесь положительных ответов. А как вам кажется, как это упражнение связано с курением? После этого вопроса участники, скорее всего, сразу догадаются. Подтвердите их догадки:
Здесь простая арифметика. Я исходил(а) из того, что пачка сигарет в среднем стоит 30рублей, и что постоянному курильщику нужна пачка сигарет в день.
Умножил(а) на 365 дней и округлил(а). Получилось, что в год курильщик на сигареты тратит 11000 рублей. Потом я посчитал(а) сумму за 3 года, 5 лет и 10 лет. Так получились эти суммы.
Вот сколько денег! А если бы мы их не тратили, то смогли бы купить все, что вы назвали!
Представляете, сколько упущенных возможностей? Или, может быть, у кого-то есть лишние деньги?
После этих слов может организоваться небольшая дискуссия, в которой ведущий должен твердо и уверенно отстаивать точку зрения, что человек, который курит, теряет массу возможностей. Если кто-то из участников будет настаивать, что у него и так «все есть», «подарите» ему афоризм: «Если тебе хватает денег, значит, тебе не хватает воображения».
9. Рефлексия. Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
Вывод: очень важно, чтобы вы поняли, что самодисциплина, сила духа помогают человеку быть успешным в жизни, найти достойную работу, хорошую зарплату.