Собрание проводится с использованием технологии критического мышления, приём «Фишбоун».
На Стадии вызова происходит актуализация имеющихся у учащихся, учителей и родителей информации по вопросу
« Причины снижения успеваемости учащихся?». Все ответы фиксируются на доске.
На Стадии содержания все участники родительского собрания размышляют над вопросом «К чему может привести снижение успеваемости?». Осуждают в группе причины и пути решения проблемы. Ответы учащихся фиксируются на доске. Каждой группе предлагается выработать рекомендации: дети для родителей, родители для учителей, учителя для детей, нацеленные на достижение успешной учебной деятельности.
На Стадии рефлексии каждый участник отвечает на вопрос, что он будет делать для улучшения положения дел с учёбой и повышения качества знаний. Каждая группа обсуждает свои решения и озвучивает их.
Данная методическая разработка может быть использована для проведения совместного собрания родителей, учащихся и педагогов для 6-8 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция усилий родителей, педагогов и учащихся»
«Интеграция усилий родителей, педагогов и учащихся по формированию успешной учёбы»
(совместное собрание родителей, учащихся и педагогов 7-ых классов)
Задачи:
Выявление причин учебных затруднений учащихся.
Организация диалога между родителями, детьми и учителями, с целью поиска путей выхода из сложившейся ситуации и объединения усилий для ее решения.
Расширение поведенческого репертуара всех участников образовательного процесса через выработку рекомендаций и знакомство с советами.
Родительское собрание проводится с использованием приёма «Фишбоун», технология развития критического мышления.
Для проведения собрания организованы три группы: родителей, дети и учителя. В группах выбраны кураторы, снабженцы, ответственные за тишину и секретари.
Стадия вызова.
Перед началом работы в группах было предложено пожать руку тем, кто согласен с высказыванием:
Пожмите руки те, кто хотел бы, чтобы в школе ставили одни «4» и «5».
Пожмите руки те, у кого в школе есть или был любимый предмет.
Пожмите руки те, кто знает или догадывается о причине, по которой мы сегодня здесь собрались.
Пожмите руки те, кто нацелен на плодотворную работу.
Вступительное слово классного руководителя.
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
На доске чертится схема «фишбоун». Всем участникам семинара предлагается заполнить её верхнюю часть, отвечая на вопрос « Причины снижения успеваемости учащихся?»
Каждый участник записывает на своём листочке 3-4 причины
Идёт обсуждение в группе, выбираются две причины, наиболее часто встречающиеся. Ответы фиксируются на двух полосках бумаги.
Выбирается отвечающий от группы, который должен прокомментировать выбранные причины.
Все ответы фиксируются на верхних «косточках фишбоуна» (лень, новые интересы-компьютер, безответственность, нерегулярное выполнение домашнего задания, отсутствие контроля со стороны родителей).
Стадия содержания.
Этап I. Когда верхняя часть схемы заполнена, всем участникам предлагается поразмышлять над вопросом «К чему может привести снижение успеваемости?»
Обсуждение в группе
Выбирают отвечающего
Выступление от групп (пробелы в знаниях, повторный год обучения, окончание школы со справкой, невозможность поступить в престижное учебное заведение).
Этап II. Каждой группе предлагаются две причины снижения успеваемости (по одной от каждой группы), нужно обсудить в группе причины и найти пути решения проблемы.
Обсуждение в группе
Оформление ответов на бумаге
Выбирают отвечающего
Выступление от групп
Оформление на доске нижней части «фишбоуна», на верхних косточках причины, на нижних пути решения проблемы. (Повысить контроль со стороны родителей, ограничить работу за компьютером, усилить контроль и самоконтроль, сделал дело гуляй смело, научиться правильно распределять время и расставлять приоритеты).
Этап III. Каждой группе предлагается выработать рекомендации: дети для родителей, родители для учителей, учителя для детей, нацеленные на достижение успешной учебной деятельности. Каждая группа озвучивает свои рекомендации, после чего им раздаются Советы (приложение 1). Каждая группа дорабатывает свои рекомендации и знакомит с ними всех участников собрания.
Стадия рефлексии
В конце каждого педагогического совета, совещания, родительского собрания принимается решение, и сегодня нам с вами нужно будет принять решение, что каждый из нас будет делать для улучшения положения дел с учёбой и повышения качества знаний. Каждая группа обсуждает свои решения и озвучивает их.
Решение учеников:
Регулярно выполнять домашнее задание.
Правильно организовать режим дня.
Внимательно слушать учителя на уроке.
Решение родителей:
Контролировать выполнение домашнего задания ежедневно.
Поддерживать связь с классным руководителем.
Решение учителей:
Поддерживать связь с родителями через дневник.
Контролировать запись домашнего задания учениками на уроках.
Источники информации
fs.nashaucheba.ru Родительское собрание на тему «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться»
lib2.podelise.ru Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться".
Никитин А.Г. Фишбоун. Технология развития критического мышления// Новое образование.-2006-№4 –С.19.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Советы родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Советы ученикам:
Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и тоже время (если учишься и I смену, то с 16-17 часов).
Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.
Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.
Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут
Пользуйся словарями и справочниками.
После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши в тетрадь.
Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.
Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.
Советы учителям:
Правило 1: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило 2: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило 3: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило 4: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило 5: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.