«Математик-бизнесмен»
Цель игры: Пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям, формирование навыков «перевода» математических вычислений на язык экономики и приобретение умений устанавливать связь математики с экономикой, расширение и углубление представлений у учащихся о культурно – исторической ценности математики, развитие математических способностей и привитие ученикам определённых навыков научно – исследовательского характера, воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Форма проведения: игра между 4 командами в классе.
Оборудование: карточки с заданиями
План игры:
1. Предварительный этап – создание эскизов денежных купюр, выбор лучшего эскиза, размножение денег в нужном количестве; выбор банкиров, выбор ведущего – аукциониста. В роли эксперта может выступать учитель
2. Организационный момент
2. Этапы игры:
Получение ссуды в банке;
Объявление правил игры;
Игра с управляющими банка.
Проведение аукциона;
Ход игры:
1. Организационный момент
Класс делится на 4 команды, которые представляют банки, осуществляющие денежные операции, наращивающие капитал. Выбирают управляющего банком. Команды, представьтесь, пожалуйста.
( Банк «ТуранАлем», «Альянс-банк», «Казкоммерцбанк», «Темирбанк» ).
Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Задание для акционеров. Акционеры каждой команды по очереди отвечает на вопрос, выбрав его номер. За правильный ответ – 100 тенге. За выкрики -100 тенге.
Как называется равенство, содержащее переменную? (Уравнение)
Какой буквой обозначается ось абсцисс? (х)
Какое число не должно стоять в знаменателе? (0)
Сотая часть числа. (Процент)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана)
Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)
Утверждение, не вызывающее сомнений. (Аксиома)
Прямые, не пересекающиеся на плоскости. (Параллельные)
Угол, который меньше прямого. (Острый)
Радиус окружности равен 6 см. Чему равен диаметр окружности? (12 см)
Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число, большее 2 и меньшее 3? (Запятая)
Как называется вторая координата точки? (Ордината)
Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр)
Фигура, образованная двумя лучами. (Угол)
Равенство двух отношений. (Пропорция)
Его носят на голове английские лорды и американские сэры. (Цилиндр)
Плоскость, на которой отмечают точки и строят графики. (Координатная)
Как называется ось ОУ? (Ординат)
Произведение одинаковых чисел. (Степень)
2 конкурс “Пойми меня!”
2 часть “Расскажи!” – По одному участнику от команды вытягивают карточку: на ней 5 математических понятий. Необходимо за 30 секунд объяснить как можно больше этих понятий своей команде, не используя однокоренных слов. Каждое угаданное слово – 1 балл.
№1 Луч прямой угол формула треугольник алгебра
№2 Прямая число график вертикальные углы учебник
№3 Отрезок развернутый угол линейка скорость тетрадь
№4 Угол отрицательные числа сантиметр доказательство карандаш
№5 Квадрат пятерка градус час дневник
№6 Точка десятичная дробь параллельные прямые смежные углы ластик
2. Правила игры
1. Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
2. Стартовый капитал каждого банка –1000 т.
3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 200 до 2000т.
4. Если команда, представляющая банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
a) 50% стоимости задания, если другой банк так же не сможет ответить верно;
b) 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ.
6. Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности. (Эта таблица - на доске, за временем следит жюри – классный руководитель)
Стоимость задания, тн. 200 500 1000 2000
Время 30 с 1 мин 1 мин 30 с 2 мин
8. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 200т.
9. Игра считается законченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
10. Победителем объявляется тот, в чьём банке будет больше «денег» по окончанию игры.
3. Этап проведения.
Вопросы стоимостью 200т.
1.Мастерица связала свитер и продала его за 100 т. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 т. за моток, а на украшение свитера понадобилось бисера стоимостью 10 .
Ответ: 30т.
2.Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 т., а его расходы составили 3000 т. Другой наторговал на 1000т. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 т. Кто выиграл спор?
Ответ: никто.
3.Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т. е. 1 доллар=5,5 франков.
Ответ: 605 франков.
4.Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 т. за газету и стали продавать их по 5 т. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
Ответ: 200 т.
5. Один отец дал своему сыну 150 т., а другой своему – 100 т. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 т. Чем это объяснить?
Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 т., сын дал своему сыну (внуку) 100 т., у сына 50 т., а вместе 150 т.
6.Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000 т., а на рынке стала продавать его по 12 т. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед?
Ответ: 200 т.
Вопросы стоимостью 500 т.
1.Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег?
Ответ: в первый день
2.Бизнесмен положил в банк 100 000 т. Через год он забрал из банка 150 000 т. Сколько % составила прибыль?
Ответ: 150%
3.Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 000 т. При этом было израсходовано: на сырье 20 тыс. т. на топливо 1,5 тыс. т. заработная плата 14,5 тыс. т. кредиты, налоги 4,5 тыс. т. Итого: 40,5 тыс. т.
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Ответ: прибыль 9,5 тыс. т.; рентабельность 9,5: 40,5*100%=23,5%
4.Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 т. и купили его за 300 т. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 т. Мальчик подумал: “А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 т., а себе возьму 20 т.” Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 т., т. е. все вместе они отдали 270 т., 20 т. осталось у мальчика, т. е. всего290 т. Куда делись 10 т.?
Ответ: Складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.
5.Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 т., а второму – 1 т. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга?
Ответ: 5 т.
Вопросы стоимостью 1000т.
1.У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
a) Вложить 80 т., а получить 100 т.
b) Вложить 20 т, а получить 30 т.
c) Вложить 100 т., а получить 140 т.
Какой вариант вы выберите и почему?
Ответ: второй.
2.В ваш банк положили 500 000 т. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода?
Ответ: 525 тыс. т.
3.Какую сумму денег вы сможете отдать через 5 лет если в ваш банк положили 500000 т. под 10% годовых .
Ответ: около 805 тыс.т.
4.Фермер продает лошадь по числу подкованных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 10 т., за второй – 20 т., за третий – 40 т. и т. д., т. е. каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
Ответ: 635 350 т.
Вопросы стоимостью 1500 т.
1.Отец обещал сыну за каждую решенную задачу бросать в копилку по 12 т., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 т. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 т. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно?
Ответ: 12 задач решил правильно, 8– неправильно.
2.Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакан лимонада составляют 30 т. По цене 60 т. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 50 т. – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
Ответ: 50 т. за стакан
3.Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время.
10 мин – мытье овощей
10 мин – их резка
10 мин – очистка картофеля
30 мин – его варка
10 мин – приготовление пюре
10 мин – приготовление котлет из фарша
30 мин – жарение котлет
10 мин – накрывание на стол
Итого: 2 часа
Но у девочки был всего час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?
Ответ: 1) очистка картофеля; 2) варка картофеля, в это же время: а) приготовление котлет; б) жарение котлет; в) мытье овощей и резка; 3) приготовление пюре. За оставшиеся 10 минут накрыть на стол.
4. У четырех братьев 4500 т. Если деньги первого увеличить на 200 т., а деньги второго уменьшить на 200 т., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить
вдвое, то у всех братьев окажется поровну. Сколько денег у каждого?
Ответ: у 1-го – 800т., у 2-го – 1200т., у 3-го – 500т., у 4-го – 2000т.
Игра с акционерами
1.Продолжите пары слов:
дорого – дешево; оптом – в розницу
доход –
прибыль –
поставщик –
продавец –
потребление –
2.Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,
но стоит букву заменить, так можно акции купить. (баржа – биржа)
3.Угадай, кто как зовется, что за деньги продается.
Это не чудесный дар, а просто-напросто… (товар)
4.Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чем мечтает любой кто бизнес начинает. (доход)
5.Тимофей носки связал и на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни … (убытки)
6.Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить, надо все это … (купить)
7.Что нужно иметь, чтобы получать дивиденды? (Акцию)
8.Как называется дело, приносящее доход? (Бизнес, предпринимательство, коммерция,…)
9.Что помогает помочь увеличить продажу товара? (Реклама)
10.Как называются деньги иностранного государства? (Валюта)
11. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера?
На 19 день
4. Рефлексия
1. Какую новую информацию Вы почерпнули из этой игры?
2. Какую связь можно установить между математикой и экономикой?
3. С какими новыми терминами Вы ознакомились в процессе игры?
5. Подведение итогов
Счетная комиссия подводит итоги игры: выигравшей считается та команда, которая имеет больше денег в банке. Победитель награждается.
Приложение1
Название банка
| ФИО | приход | Штрафные баллы |
Управляющий банком | | | |
Менеджер №1 | | | |
Менеджер №2 | | | |
Менеджер №3 | | | |
Акционеры | | | |
итого | | | |
1. На столе расположена рулетка с карточками в виде разноцветных лепестков. Каждая команда по очереди раскручивает рулетку и вытягивает выпавший ей лепесток.
Лепестки:
1.Ваше состояние удваивается.
2. Ремонт оборудования обошёлся вам в 300 у.е.
3. Ваше состояние утраивается.
4. Ваш конкурент дарит вам 200 у.е.
5. У вас день рождения и вы получаете подарок от конкурента 100 у.е.
6. Вас посетил рекетир и забрал 200 у.е.
7. Рост цен на сырьё принёс вам убыток в 300 у.е.
8. Неожиданный подарок родственнику разорил вас на 100 у.е.
9. Заплатите штраф за нарушение экологии 300 у.е.
10. Вы заключили выгодную сделку и получили доход в 500 у.е.
11. Вас посетил рекетир и забрал 200 у.е.
12. У вас сгорел склад и вы понесли убыток 200 у.е.
13. Удачная коммерческая операция принесла доход в 1000 у.е.
14. Стихийное бедствие нанесло вам убыток в 500 у.е.
15. Вы получили наследство 500 у.е.
16. Экспорт продукции принёс доход в 400 у.е.
ПОСЛОВИЦЫ.
1. Кто ест скоро, тот и работает споро.
2. Семь раз отмерь – один отреж.
3. Кто много знает, с того много и спрашивается.
4. Медведь неуклюж, да дюж ( силен).
5. Рыба худа – не наварна уха, рыба жирна – янтарна уха.
6. Рыбак рыбака видит из далека.
7. Сытый голодному не товарищ.
8. Что рано посеешь, рано пожнешь.
9. Не спеши языком, спеши делом.
10. Ум хорошо, а два лучше.
3 задание. Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа (по четыре пословицы). Объяснить их смысл.
Обещанного три года ждут.
Один в поле не воин.
Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает. Два сапога – пара.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Знать, как свои пять пальцев.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.