А??ау,ашы? мінезім бар а??ылда?.Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Всё в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык.
То и меня вы больше не найдете!?азір біз ?аза? ж?не орыс тілдерінде с?здерді жылдам о?ып шы?амыз, ал сіздерді? міндеттері?із а?ылшын тілінде аудармасын айту. Егер ?атысушы с?зді? аудармасын білмейтін болса, ж?ргізушіні? ?ры?сатымен бас?а ойыншы жауап бере алады.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Fine feathers make fine birds. -Одежда красит человека. – Адам көркі шүперек.
Fish begins to stink at the head. Рыба с головы гниет (портится).- Балық басынан шіриді.
Fool's haste is no speed. -Поспешишь — людей насмешишь. – Асыққан шайтанның ісі.
A bargain is a bargain. - Уговор дороже денег. – _____________________________________________________________
A sound mind in a sound body. -В здоровом теле здоровый дух.- Тәні саудың – жаны сау.
A word spoken is past recalling. - Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Айтылған сөз, атылған оқ.
After dinner comes the reckoning. -Любишь кататься, люби и саночки возить._______________________________________________________
All that glitters is not gold. - Не всё то золото, что блестит.- Жылтырағанның бәрі алтын емес.
2- ведущий: А теперь конкурс «Загадок».
1- ведущий: Берілген жұмбақтардың жауабын шешіп үш тілде айтып беріңіздер.
2- ведущий: Отгадайте загадку и переведите отгадку на 3 языка –казахский, русский и английский. За каждый правильный ответ участник получает 3 балла.
2- ведущий: Лежал, лежал, да и в речку побежал (Қар, snow, снег.)
1- ведущий: Қар сияқты аппақ, өзі сондай тәтті-ақ (қант, sugar,сахар).
3- ведущий: What has legs but cannot run? (Орындық, a chair, стул).
2- ведущий: Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище. (a fox, лиса, түлкі).
1- ведущий: Ол жұмса көзін, ұйықтаймыз өзіміз. (Шырақ, a lamp, лампа).
3- ведущий: The little old man who has 12 children. (жыл, a year, год).
2- ведущий: Қабат-қабат қаттама. Ақылың болса аттама. (кітап, книга, book)
1- ведущий: Зубов много, а ничего не ест. (Тарақ, расческа, comb)
3- ведущий: What is found over your head but under your hat? (Hair, Волосы, шаш)
2- ведущий:Лесом катится клубок, у него колючий бок, Он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёжик, кірпі, hedgehog)
1-ведущий: Айналада ақ отау, аузы-мұрны жоқ отау. (жұмыртқа, яйцо, egg)
3- ведущий: Five rooms but one door. ( a glove, перчатка, қолғап)
2- ведущий: Летом вырастают зелёными, А осенью опадают желтыми. (Листья, жапырақ, leaves)
1- ведущий: Ти десем тимейді, тиме десем тиеді. (ерін, губы, lips)
3-ведущий: Green and round, rabbits like it. (cabbage, капуста, қырық қабат)
2- ведущий: Если рядом нет воды - Натворить готов беды. (Огонь, от, fire)
3- ведущий: Блиц-конкурс. «Что мы знаем о языке».
Мы задаем вопросы по очереди каждому участнику, если отвечает верно получает 3 балла, если ответ не правильный другим участникам так же предоставляется ответит на этот вапрос.
Тіл туралы ғылым қалай аталады? Как называется наука о языке? (Лингвистика)
Тілдің маңыздылығы неде? Главное назначение языка. (Средство общения, Средство выражения мысли, Өз ойыңды жеткізу)
3. Ертеде «Толмач» деп кімді атаған? «Толмач» - кого так раньше называли? (Переводчик-аудармашы)
4. Тіл маманы деп кімді атайды? Кого называют – языковед? (Ученый, специалист по языкознанию)
5. Әлемде 700 миллион адам сөйлейтін тілді атаңыз. Назовите язык, на котором говорит 700 миллионов человек (Қытайша-Китайский,)
6. Әлемдегі кең тараған тілдерді атаңыз. Назовите наиболее распространенные языки мира. (Английский, французский, немецкий, китайский, арабский, испанский)
7. Компьютер жүйесінің ресми тілі. Официальный язык международной компьютерной сети? (Английский)
8. «Өлі тіл» дегеніміз не? Оны қалай түсінесіз? Что такое «мертвый» язык? Как вы это понимаете? (Язык, вышедший из живого употребления и сохранившийся в письменных памятниках либо употребляемый только в определенной отрасли науки)
9. Қандай «Өлі тілдерді» білесіз? Какие «мертвые» языки вы знаете? (латын- Латинский, ежелге парысы- древнеперсидский, скифтық-скифский)
10. Қандай уақытта тілді көрсетуге мүнкіндік болады? Есть экстремальные ситуации, когда показывают язык. (У врача на приеме)
11. Көп тілді меңгерген адамды қалай атайды? Как называют знатока многих языков? (Полиглот)
12. Қазақстан Республикасының мемлекеттік тілі? Какой язык в Казахстане является государственным? (Казахский)
13. Қазақстан мемлекетінің ұлт аралық тілі? Какой язык в Казахстане является языком межнационального общения? (Русский)
14. «Қара сөздердің» авторы кім? Назовите автора произведения «Слова назидания» (Абай)
15.Қай жылдан бастап Қазақстан Республикасы Президентінің Жарлығы бойынша Тілдер күні жалпы мемлекеттік мерек болып саналады? В каком году Указом Президента РК День языков народов Казахстана и стал общим праздником всех казахстанцев? ( 20 января 1998 г.)
16. Жер шарында қанша тіл бар? Сколько на Земле насчитывается языков? (более 7 тысяч)
3- ведущий: Келесі сөздердің мағынасын түсіндіріңіздер, дұрыс жауабы үшін 2 балл аласыздар.
2- ведущий: Объясните следующие выражения: за каждый правильный ответ получаете по 2 балла.
1) Ақынның тілі қылыштан өткір. ()
2) Злые языки (Сплетники, клеветники)
1) Айтпас жерде тілің тарт. (Сөз бермеген жерде үндемеу керек)
2) Что на уме, то и на языке (Что думает, то и говорит)
1) Қотыр қолдан, пәле тілден жұғады. (Тазалық қолан, дұрыс сөз тілден басталады)
2) Сорвалось с языка (Сказал нечаянно, не подумав)
1) Өнер алды – қызыл тіл. (Қызыл тiл дегенiмiз – ауыздан шыққан сөздiң терең ойы мен бояуы, оның мағынасы мен көркемдiгi, яғни өнердің бастауы.)
2)Держать язык за зубами (Молчать, когда это нужно)
3- ведущий: Следующий наш конкурс «Конкурс стихов на трех языках». Келесі сайысымыз «Өлеңді мәнерлеп оқу»
Бірінші сайыскер: Чатанова Айгүл
Приглашаем второго чтеца: Ауезхан Акбидай
Келесі сайыскер: Мирошниченко Яна
Приглашаем на сцену: Оралбек Бейбарыса
Ал енді Тен Диананы ортаға шақырамыз
Следующий участник конкурса Жолдаякова Мадина
Қазір Рудева Яна өлеңін оқып береді
Последняя наша участница Наурзбекова Аягоз.
Просим жюри подвести итоги нашего мероприятия.
1- ведущий: Бірінші басымдық – жалпы ұлттық бірлік. Тәуелсіздігіміздің тарихы – барлық этностар достығының шежіресі. Ойы озық, рухы берік елді ешкім жеңе алмайды.
2- ведущий: У всех народов Казахстана общий путь –
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
2- ведущий: Пока жюри подводит итоги. На последок давайте составим слово. Всех участников попрошу выйти в центр. Каждый участник должен взять по одной букве и встать так, чтобы получилось слово связанное с нашим мероприятием. (ПОЛИГЛОТ)
1- ведущий:Тіл – ұлттың жаны, халықтығының асыл белгісі, намысы, тыныс тіршілігінің көзі, Ата Заңымен қорғалатын, еркіндігінің үні. Оны құрметтеп, қорғау, келешек ұрпаққа жеткізу, Қазақстанның бақытты да парасатты, білімді де еңбекқор ұл-қыздары бізге ғасырлар бойы ата-бабаларымыздан жеткен аманат. 2- ведущий: Ведь любой язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем не скучный. Настанет время- и оно не за горами – языки станут изучать везде и всюду, и знание нескольких языков станет само собой разумеющимся. Ведь человек, знающий только один язык, уже не является конкурентом на мировой сцене, на которой вы должны будете достойно представлять свое государство, свой народ.
3- ведущий: А сейчас слово предоставляется счетной комиссии.
2- ведущий: Казахстан, в котором мы живем, является народным государством. У нас сложились крепкие дружеские связи с другими странами мира, мы живем в мире и согласии. И нам необходимо беречь то, что мы имеем. Нам надо гордиться своей страной, где каждый чувствует заботу о себе, о своих родных. Наше мероприятие мы завершаем таким лозунгом «Халық достығы - тілдер достығы».