Каждый человек живёт в семье: и вы, и я, но семьи у нас с вами разные: большие и маленькие, полные и неполные, с бабушками и дедушками, с братьями и сёстрами. И отношения между членами в каждой семье тоже разные.Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Жить в семье-искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство жить в семье»
«Искусство жить в семье»
(час общения)
Семья – вот истинная ценность,
Опора, сила и полёт.
Семья расцветит повседневность,
И боль отпустит и уйдёт.
Цель: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Учитель: Не случайно эти стихотворные строки взяты в качестве эпиграфа. Разговор мы сегодня поведём об искусстве жить в семье. Чтобы настроиться на рабочее состояние, упорядочить свои мысли, выполним упражнение «Импульс». Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать «импульс» будем сжатием руки друг друга. «Импульс» отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс счастья.
Теперь ,не уходя из круга ,давайте продолжим предложение:
Семья-это…
(каждый ребенок называет по одному слову, которое ассоциируется у него со словом семья)
Каждый человек живёт в семье: и вы, и я, но семьи у нас с вами разные: большие и маленькие, полные и неполные, с бабушками и дедушками, с братьями и сёстрами. И отношения между членами в каждой семье тоже разные. Накануне нашего часа общения мы провели соцопрос среди старшеклассников нашей гимназии. Были заданы следующие вопросы:
1. Я хотел(а), чтобы моя будущая семья была похожа на семью моих родителей.
2. Я хотел(а), чтобы мой муж (моя жена) был(а) похож(а) на моего (мою) папу (маму).
3. Я вообще не хочу иметь семью.
В результате опроса получены следующие данные:
1.Да-38%,нет-62%,
2.Да-43%,нет-57%,
3.Нет-100%.
О семье сказано много разных слов. Я предлагаю вам вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.
(для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова )
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” Л.Толстой;
“Взаимная любовь скрепляется детьми” Менандр;
“Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы” Н.Карамзин;
“Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость” Ж.Руссо;
“Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им” В.Ключевский;
“Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени” Я.Райнис;
“Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери” В.Сухомлинский.
Всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. Вам не нравиться, когда взрослые на вас кричат, когда вас наказывают. Хочется поскорее вырасти и уйти из-под опеки взрослых, а когда тебе 16 лет… О том, когда тебе 16 лет поёт Менжинская Надежда (звучит песня).
Учитель: Всё начинается с любви :создается семья, в ней рождаются и растут дети, и вдруг из очаровательной малышки выросла почти взрослая девушка. И мать с дочерью перестают друг друга понимать. Представьте ,что вы разговариваете с мамой и она вам рассказывает:
Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: причёска, голое пузо, курение – это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у неё – как после бомбёжки. Везде всё разбросано. В шкафу на верхней полке – учебники вперемешку с коготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает – это, мол, её «территория детства». Про учёбу уже не говорю – в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обречённо) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Учитель: А теперь послушаем дочь.
Дочь: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Помой посуду!»
А главное постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.
Если начинаешь отрываться, сразу называют неблагодарной. А я всё равно буду всё делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Учитель: Два совершенно различных мнения, даже не верится, что они живут в одной семье. Ребята, как вы считаете:
- хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
- можно ли назвать их семью счастливой?
- что отравляет отношение? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
- из-за чего столько эмоций и обид?
- как уладить ситуацию в этой семье? (ответы детей)
(Ребята работают в группах. Каждая группа высказывает своё мнение)
Накануне нашего часа общения каждой группе было предложено задание разыграть проблемную ситуацию. Давайте посмотрим ,что у них получилось и обсудим.
Ситуация 1:
Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.
Ситуация 2:
У дочери красивый маникюр .Она категорически отказывается мыть посуду.
Ситуация 3:
Дочь требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ей, что сделать это сейчас нет возможности.
(учащиеся делятся на три группы. Каждый из них придумывает для своей группы какую – либо жизненную ситуацию. Первая группа («актеры») творчески представляет свою ситуацию, вторая («совет дела») ищет выход из нее, третья («наблюдатели») анализируют и ситуацию, и найденный из нее выход. После этого группы меняются ролями. При анализе игры дается оценка действиям каждой группы, выполненным ролевым установкам, проявлению организаторских знаний и умений.
Группа/этап
I.
II.
III.
Первая
А
Н
С
Вторая
С
А
Н
Третья
Н
С
А
А – «актеры»
С – «совет дела»
Н – «наблюдатели»)
Учёные утверждают, что 2/3 подростков конфликтуют в семье, только 1/3 умеет ладить с близкими.
По статистике в нашем классе:
- конфликтуют-38%,
- умеют ладить-62%.
Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удаётся некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы.
Я предлагаю вам закончить предложения.
1. Умение владеть собой – это:
- контролировать своё поведение;
- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
- держать себя в руках;
- не позволять себе грубости, хамства;
- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенными, корректными.
2. Что бы научиться владеть собой, нужно…
- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
- читать книги по психологии;
- не терять своего достоинства;
- научиться уважать других людей;
- научиться видеть свои недостатки;
- быть строгими к себе и снисходительным к другим.
3. Чтобы найти компромисс, нужно…
- найти такое решение, которое устроит всех;
- войти в положение другого человека;
- видеть правоту другого человека;
- отказаться от своего эгоизма;
- не считать себя выше других;
- уважать чужое мнение.
Многие проблемы в семье возникают из-за распределения обязанностей.
(Работа в группах.)
Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи.
(Словосочетания на полосках бумаги заранее заготовленные)
- мыть посуду;
- мыть полы;
- мыть обувь;
- вытирать пыль;
- стирать;
- готовить завтрак;
- готовить обед;
- готовить ужин;
- готовить в выходные дни;
- ухаживать за домашними животными;
- пылесосить в доме;
- поливать комнатные растения;
- заниматься с младшими детьми;
- выносить мусор;
- ходить в магазин;
- прибить что-нибудь;
- чинить одежду.
(Каждой группе предлагается семья из разного числа человек)
I Папа
Мама
Старший ребёнок
Младший ребёнок
II Папа
Мама
Ребёнок
III Папа
Мама
Ребёнок
Бабушка
Дедушка
(Обсуждение домашних обязанностей. Выступают представители от каждой группы)
Учитель: Мы с вами обсудили, как в семье избежать конфликтов, как распределить домашние обязанности, чтобы каждому члену семьи нашлась работа.
И в заключении мне бы хотелось, чтобы мы снова встали в круг и обратились с пожеланиями к себе и всем присутствующим.
(Каждому участнику занятий по цепочке (в определённой последовательности)предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий руководитель, подводя определённый итог.)
Я желаю всем вам, чтобы вы относились к другим так, как хотелось, чтобы относились к вам.