kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческая композиция, посвящённая Петру 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая композиция. посвящённая 290-летию кончины Петра Великого. Аудитория - учащиеся среднего звена, продолжительность -10-12 мин. Цель мероприятия не только актуализировать достижения Петра1, но и показать противоречивость фигуры царя. Для этого в композацию включены 2 персонажа, олицетворяющие нравственную борьбу Петра -человека. Это Белая и Чёрная сущности. Сопровождение - презентация, где демонстрируются портреты представляемых деятелей, поскольку "артисты" костюмов не имеют.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческая композиция, посвящённая Петру 1 »

Сценарий мероприятия «Пётр 1»

Действие 1. Детство. Борьба за престол.

Вед . 8 февраля 1725года скончался 1 русский император Пётр Алексеевич Романов.

Слуга. Государь пришёл в себя, государю легче стало. Матушка – государыня, государю полегчало.

Пётр. Кажется, легче стало. Может, поживу ещё. Жизнь как 1 день пролетела.

Картина 1.

Мать. Петруша, хватит бегать по двору, сядь рядком, поговорим ладком.

Пётр. Некогда, матушка, «потешные» ждут, жаль, что пушки только деревянные.

Мать. Зато кафтаны настоящие пошиты. И ружья, хоть и деревянные, а как настоящие.

Пётр. То и дело, что деревянные, а мне нужны настоящие и пушки, чтоб палили! А если война, то репой стрелять придётся?! Прикажи, матушка, с пушкарского двора пушки железные прислать, да чтоб с пушкарями!(убегает)

Картина 2

Пётр. Борьба за жизнь, за престол: братец Иван вечно больной телом и головой скорбный. И Софья – змея Милославская готовая в любое время стрельцов поднять на бунт.

Софья. Незавидна участь русской царевны – 1 путь в монастырь! А если умна, сметлива, образована и жизнь вокруг бурлит, неужели сидеть, сложа руки? Нет, не бывать нарышкинскому выкормышу на русском престоле!

Пётр. Подавлены, разгромлены стрелецкие мятежи! Сонька в монастыре Новодевичьем заключена, путь к престолу свободен.

Картина 3.

Появляются чёрная и белая сущности , олицетворяющие Совесть

Чёрная. Да , престол твой, теперь ты можешь править без оглядки.

Белая. Но стоило ли такую бойню устраивать: самому пытать людей, самому головы рубить?

Чёрная. Это лишь путь к достижению цели! Теперь ты царь и никто тебя не осудит.

Белая. Никто, кроме тебя самого.

Действие 2. Семья.

Картина 4.

Евдокия Лопухина. Я первая и законная, но нелюбимая жена царя Петра.

Пётр. Меня женили в 16 лет, чтобы законно занять престол и лишить регентства Софью.

Евдокия. Но простая русская женщина с русской душой, с русской любовью не нужна была Петру. Ему нравилась иноземщина : Анна Монс, портомоя Марта. И вместе со сброшенным русским кафтаном была оставлена и русская жена. А дети? Царевич Александр умер рано. А законного наследника престола царевича Алексея ждала горькая учесть.

Царевич Алексей. Ненависть к моей матери превратилась в ненависть к сыну. Батюшка ездил заграницу ,строил корабли, воевал, он успевал везде, только не видел, как растёт его сын.

Пётр. Я хотел видеть в сыне наследника, продолжателя моих дел, но мне доносили, что вокруг него стали собираться мои недруги.

Алексей. Обманом , пообещав прощение, привёзли силой из-за границы. Дома по приказу отца пытали и казнили.

Евдокия. Бог наказал Петра, не дав ему больше наследника, и престол в России оказался у немки - прачке Марты, при крещении Екатерины 1.

Чёрная сущность. Да, закон о престолонаследии изменён, но всё делалось с лучшими намерениями. Престол – достойному!

Белая. А достойных рядом не оказалось. И началась эпоха дворцовых переворотов. Эпоха потрясений.





Действие 3, Сподвижники.

Картина 5

Меньшиков А.Д. Светлейший князь. Великий человек! Необыкновенный человек! Кто кроме него смог изменить не только жизнь дворянства, но и взгляды на жизнь? Кто как не он продвигал людей не сонных, а деятельных и талантливых. Кто кроме него сумел оценить преданность и отвагу Александра Меньшикова, в швейцарце Франце Лефорте увидеть наставника в европейской политике…

Картина 6.

Пётр . (мечется по сцене) Воровство! Кругом обман и воровство! Невозможно к каждому приставить по солдату – преображенцу. Это что? Ткань на паруса? (рвёт ткань). Ткань на солдатские кафтаны? Кто поставлял?

Слуга. Александр Данилович Меньшиков со товарищи.

Пётр. Вор!. Злодей! (бьет Ал.) Как ты мог?!.

Меньшиков. Чёрт попутал, мин херц, ошибся маленько.

Екатерина (вбегает). Больно же ему!

Пётр. Сукно поставишь лучшее, сроку – неделя! За свой счёт! А не поставишь, на площади кнутом бить прикажу!

Меньшиков. Да как можно, мин херц, да когда ж я тебя обманывал.

Пётр. Это кто?

Меньшиков. Экономка..

Пётр. Вечером на ассамблее встретимся, экономку не забудь.

Екатерина. Так простая девушка, прачка стала сначала русской царицей, а потом и императрицей.

Картина 7.

Нартов Андрей Константинович. Токарь, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка, почти на 100 лет опередивший англичанина Модсли. Пётр не мог сидеть без дела, он отдыхал в токарной мастерской. Корабль мог собрать своими руками

Слуга. «Его величество с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее работая, нежели старый и весьма обученный плотник». Так писали о нём иностранцы, видившие его за работой.

Нартов. Вникал во все тонкости кузнечного дела. Царь отдыхал в столярной мастерской.

Демидов Никита. Никита Демидов Атюфеев, тульский кузнец, происходил из государственных крестьян.

Пётр. Вот, немецкой работы пистолет, не стреляет, поломался. Не везти же в Германию, чтобы тамошние мастера его починили! А у нас пока нет таких мастеров.

Демидов. Государь, а что если я попробую?

Пётр. Смотри. Не доломай окончательно, немецкая работа - тонкая работа! На обратном пути заберу, а если попусту хвалился – не жди пощады.

Демидов. На обратном пути государь снова встретился с Никитой Демидовым.

Пётр. Ну, показывай. Так, славно, а точно ли палит? (стреляет) Точно. Вот, что значит работа немецких мастеров!

Демидов. Немецкие мастера – славные мастера. Да только, государь, их пистолет починке не подлежал, этот пистолет моей работы, а немецкой вот.

Пётр. Ну, Демидыч, удивил, ну, порадовал. Проси, чего хочешь.

Демидов. Слышал я, государь, что на Урале у тебя железоделательные заводики имеются. А железа там немало, если получше поискать. Отдай мне заводик в аренду, а уж я налажу производство и пушек и ружьишек.

Пётр. Быть посему. В 1702 году Демидову были отданы казенные железные заводы, на реке Нейве, что на Урале с обязательством уплатить казне за устройство заводов железом в течение 5 лет и с правом покупать для заводов крепостных людей.

Демидов. Уже в 1720 году демидовские заводы давали, по меньшей мере, две трети металла России.

Чёрная . Видишь, какие великие дела затевались, скольким людям дорога открылась?

Белая. Да, десятки, может сотни вышли из тени, а как же те сотни тысяч, сгинувших безымянно…

Действие 4.Участники событий.

Картина 8.

Пётр Меньшикову показывает карту. А здесь, на Заячьем острове, город велю заложить, крепость поставлю с 6 бастионами, Петропавловскую крепость, город именем своего святого назову Санкт-Питербурхом.

Строитель С-Петербурга. Началось строительство 16 мая 1703года. Стоя по грудь в воде, съедаемые мошкарой, мрущие от лихорадки, строили мы град Петра. Более 100 тысяч человек сложили здесь свои головы.

Демидовский рабочий. Нас привезли на Урал из Тулы, среди нас беглые крестьяне, солдаты, раскольники и каторжники. Никита и его сын Акинфий не знали жалости. Кнут, плети, батоги и застенок – всё шло в ход. Легенда о затопленной вместе с людьми Невьянской башней в наше время не была легендой. Это была быль.

Картина 9.

Вед. Вот уже 300 лет личность Петра привлекает к себе внимание и никого не оставляет равнодушным.

Меньшиков. Современники и потомки были восхищены результатами преобразований.

Алексей . А потом пришло прозрение и историки обратили внимание на ту жестокость, с которой проводились преобразования.

Пётр. Я был сыном своего времени, не жалел других, но и не жалел себя.

Нартов. В бурю, наводнение, государь оставил лодку для не умеющих плавать людей, бросился в ледяную воду.

Демидов. Мы все были сыновьями своего времени. К концу правления Петра в десятки раз увеличилось количество заводов и мануфактур, а к концу века 80% производимого железа и меди в Европе были наши, уральские.

Нартов . Он не просто открыл «окно в Европу», но и открыл двери своего государства для иностранцев. Им разрешалось беспрепятственно приезжать в Российскую империю, открывать свой бизнес и заниматься торговлей. Но Петр І не только приглашал мастеров из-за границы, но и русских отправлял учиться в другие страны.

Меньшиков. Он мечтал возвести русский Амстердам, город на воде. На сегодняшний день ни один город мира, находящийся на широте 60 градусов с.ш. и выше не может похвастаться населением хотя бы в один миллион человек, а в Санкт-Петербурге оно превышает 5 миллионов. 

Екатерина. Он показал красоту русской женщины, заставив бояр и дворян посещать ассамблеи с жёнами и дочерьми. Ввёл европейскую моду. Европейское летоисчисление, встречу Нового года, наконец.

Слуга . Образование сделалось обязанностью дворянства. Не знаешь арифметики – не смей жениться. В период с 1701 до 1721 года в российских провинциях открыли цифирные школы, где дети всех чинов могли учиться бесплатно. Заработали специализированные научные учреждения: школы навигационных наук, артиллерийские, инженерные и медицинские. А за год до смерти, в 1724 году Петр издаст указ об основании Академии наук. 

Евдокия. Первые музеи в России, печатная газета, аптекарские огороды, картофель и многое другое…

Белая . Никто и не спорит, сделано много, но.. жизнь простого человека не стала лучше!

Чёрная. Да, тяготы увеличивались, сотни тысяч гибли от голода и болезней, но удивлённая Европа вдруг увидела перед собой огромное государство, населённое не дикими русскими, а сильное и дружелюбное, и её царя тащившего страну в Европу.

Пётр. Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалея здоровья и жизни для единого блага – вот девиз всей жизни Петра Великого, который он свято выполнял и требовал выполнения от других. А историки пускай спорят…
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Историческая композиция, посвящённая Петру 1

Автор: Князькина Людмила Владимировна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства