Главная цель исторической гостиной является изучение истоков милосердия в России, формирование общих компетенций понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса через исторические примеры преданности делу и высокого понимания своего долга, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историческая гостиная "У истоков милосердия"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«У ИСТОКОВ МИЛОСЕРДИЯ»
2016
Одобрена на заседании цикловой
методической комиссии _________________
Протокол №___от_______________________
Председатель___________________________
Автор: Т.М. Ишкова - преподаватель высшей квалификационной категории
Оглавление
Методический лист…………………………………………………….3
Ход мероприятия……………………………………………………….4
Список используемых источников……………………………………16
Приложения……………………………………………………………..17
Методический лист
Вид занятия: литературно-музыкальная гостиная
Продолжительность: 60 мин.
Аудитория – актовый зал или учебная аудитория
Аудитория слушателей – студенты первого и второго курса
Участники – студенты 2 курса 214 группы Сестринское дело
Цели мероприятия
Учебная цель – продолжить формирование профессиональных компетенций:
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
Воспитательная цель – продолжить формирование общих компетенций:
ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Развивающаяцель – развивать способности у студентов:
ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 4.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 4.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 4.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации, демонстрации музыкальных клипов и видеофильмов.
Оснащение: портреты сестёр милосердия, высказывания о милосердии, презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Слайд 1.
Добрый день уважаемые студенты, коллеги! Сегодня наша историческая гостиная будет посвящена важной теме «У истоков милосердия».
Слайд 2.
Флоренс Найтингейл утверждала, что сестра должна иметь тройную квалификацию: научную - для понимания болезней; техническую – для ухода за больными; сердечную – для понимания больных.
Слайд 3.
Для формирования основных профессиональных компетенций нужны знания и умения во многих областях медицины, но не менее важна и нравственная составляющая нашей самой гуманной профессии.
Слайд 4.
Известный хирург Н.Н. Петров считал, что медицинских сестёр надо выбирать из числа женщин, в душе которых горит огонь бескорыстной любви к своему делу и людям.
Слайд 5.
«Наша сестра милосердия… не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, и притом она непременно должна сохранять чувствительное сердце» - отмечал Н.И. Пирогов.
Слайд 6.
Чувствительным сердцем, чувством долга обладали многие женщины, преданные служению больным и страждущим.
Целью нашей исторической гостиной является изучение истоков милосердия в России, формирование общих компетенций понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса через исторические примеры преданности делу и высокого понимания своего долга, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.
Слайд 7.
Предлагаем вам написать сочинение на тему «Может ли служение милосердию быть смыслом жизни?».
Слайд 8.
Философ Николай Бердяев утверждал, что милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила.
Слайд 9.
Звучит музыка, проигрывается клип с романсом «Сестры милосердия» в исполнении Юлии Березиной
Ведущий 1 – Лыжина Светлана:
Слайд 10.
Сестры милосердия, ангелы земные,
Слайд 11.
Добрые и кроткие, грустные немного,
Слайд 12.
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Слайд 13.
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Слайд 14.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
Слайд 15.
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Слайд 16.
Тихо принимавшие раненых молитвы...
Ведущий 2 –: Франчук Екатерина
Слайд 17.
История сестринского дела в России уходит своими корнями далеко в прошлое. В древней Руси врачеванием занимались волхвы, ведуны, знахари.
Слайд 18.
Известный историк медицины Забелин считал, что этими способностями в большей степени обладали женщины, знавшие тайны естества, и умеющие творить заговоры и заклинания.
Слайд 19.
Женщины древности нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными, инвалидами, потому что именно женщинам присущи сострадание и милосердие.
Ведущий 3: Теличко Кристина
Слайд 20.
Осталось немного сведений о женской медицинской помощи, на Руси, Мы знаем о Евпраксии-Зое (1108 г.р.), внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящен вопросам физиологии, гигиены, пропедевтике и профилактики некоторых болезней.
Слайд 21.
Новгородские летописи сообщают нам, что «в числе городских лекарей была "Натальица клементьевская жена лекарица», лечившая новгородцев во второй половине 16 века.
Слайд 22.
Официальные больницы (места, где «боль кладет человека ниц») впервые в России появились в 11 веке при монастырях, помощь в них оказывалась нищим и бездомным, в основном монахами из числа мужчин. Женщины оказывали помощь по уходу за больными из числа домашних и вплоть до 18 века практически не применялся в больницах.
Ведущий 4: Пережогина Людмила
Слайд 23.
Преобразования Петра I положили начало организованной женской помощи. Слайд 24.
В 1715 году специальным указом были созданы воспитательные дома, где служить должны были женщины.
Слайд 25.
В 1716 году вышел Военный устав, где была определена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». Но, из-за отсутствия прочной системы организации женского труда этому начинанию Петра суждено было прерваться почти на 100 лет.
Ведущий 5: Баранова Александра
Слайд 26.
В 1803 году была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы.
Слайд 27.
Первым организатором службы сестринской помощи в России был Христофор фон Опель. Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году, в нем впервые давались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.
Слайд 28.
В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.
Слайд 29 - 30.
После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге. В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок.
Ведущий 1:
Слайд 31-32.
В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры
Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия, в которую принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, а с 1855 года - только православные.
Слайд 33.
Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке.
Слайд 34.
Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
Ведущий 2:
Слайд 35.
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. «Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох.
Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы»
Ведущий 3:
Слайд 36.
Сколько их было в России, сестер милосердия – молодых и не очень, известных и тех, чьи имена не сохранились в истории. Известный хирург Н.Н. Петров утверждал, что медицинских сестер надо выбирать из числа женщин, в душе которых горит огонь бескорыстной любви к своему делу и людям.
Ведущий 4:
Слайд 37.
Чувствительным сердцем, чувством долга обладали многие женщины, преданные служению больным и страждущим. Даша Севастопольская... Мало кому знакомо это имя. Оно выброшено из учебников истории, как и многие другие прославленные имена, которые составляли гордость страны. Даша Севастопольская… - сестра милосердия, не ради славы мирской, а по зову души и сердца. Главный врач военно-временного госпиталя в Севастополе вспоминал: «Когда войска наши, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнуренными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекавших кровью», Дарья «обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашелся в ее повозке и уксус, и кое-какое тряпье, которое употребила она для перевязки ран... Проходившие мимо нее команды с ранеными являлись к ней, как на перевязочный пункт за помощью, и только тогда прекратилось пособие, когда израсходовались у нее все заготовленные запасы. Таким образом, повозка Даши была первым перевязочным пунктом, а сама она первою сестрою милосердия».
Ведущий 5:
Слайд 38.
Даша была награждена золотой медалью с надписью: «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром за оказываемое ею примерное старание в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе».
Ведущий 1:
Слайд 39-40.
Крымская война послужила историческим поводом для создания общин сестер милосердия нового типа. По инициативе Н.И. Пирогова, Великая княгиня Елена Павловна учредила ставшую знаменитой Крестовоздвиженскую общину, предназначенную, главным образом, для оказания помощи раненым и больным в действующей армии. История сохранила память о сестрах милосердия, помогавших раненым и больным
во время этих событий.
Ведущий 2:
Слайд 41.
Екатерина Михайловна Бакунина являет собой пример личного подвига во имя милосердия. Сестра милосердия – вот её главная в жизни регалия.
Слайд 42.
Демонстрируется фильм Лики милосердия. Сестра милосердия Екатерина Бакунина, продолжительность 14.21. Остановка на 6.мин.
Ведущий 3:
Слайд 43.
Екатерина Бакунина, Елизавета Карцева, Варвара Щедрина, Екатерина Хитрово... Свыше двухсот сестер милосердия Крестовоздвиженской общины участвовали в этой работе. Бывало, что сестры проводили по 17 часов в сутки в госпиталях, не жалея сил и здоровья, раздавали раненым свое жалованье, пищу, белье. Благодарность воинов была безгранична: «матери наши» – звали они сестер милосердия. После смерти первой настоятельницы общины Екатерины Александровны Хитрово, во главе общины встает Екатерина Михайловна Бакунина.
Ведущий 4:
Слайд 44.
По выходе из общины Екатерина Михайловна Бакунина поселилась в своём
наследственном имении - селе Казицыне, где на свои скромные средства она устроила лечебницу для больных крестьян, тем самым, начав новый период своей деятельности на благо страждущих, продолжавшийся более 30 лет – вплоть до её кончины. Сегодня лучшие медсестры России награждаются международной медалью имени современницы Екатерины Бакуниной – англичанки Флоренс Найтингейл, вошедшей в историю мировой медицины как героини той же Крымской войны и создательницы системы подготовки медсестер в Англии. В ее честь учрежден денежный фонд, ее именем названы медицинские заведения, учреждена медаль, которой награждаются лучшие
медсестры в разных странах. Ее имя знает и помнит весь мир.
Слайд 45.
Имя Е. Бакуниной было забыто. Наша забывчивость – наша самая главная проблема. Бакунина была одним из организаторов госпитального дела в России в целом и медицинского обслуживания в Тверской губернии в частности. Ее заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания. В 1893 году, за год до смерти, Бакунина написала книгу «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины» - о событиях, происходивших с ней в период с 1854 по 1860 год. В нашей стране нашлись люди, которые понимают, что без истории нет будущего. Они создали в 2011 году Благотворительный Фонд имени Е. Бакуниной. Одним из направлений деятельности Фонда является работа по возрождению в общественном сознании значимости профессии медицинской сестры и служения сестер милосердия.
Для популяризации имени Е.М.Бакуниной и ее духовно-нравственного и медицинского наследия в современном медицинском сообществе, а также для повышения престижа самой профессии медицинской сестры Фондом в 2011г. была учреждена медаль общественного признания «Сестра милосердия Екатерина Бакунина». Девиз медали «Долг Подвиг Милосердие». Имя Екатерины Бакуниной носят одна из улиц Севастополя, Общество православных врачей г. Тверь и тверской областной перинатальный центр. В Тверском медицинском колледже учреждена стипендия им. Бакуниной для лучших студентов.
Ведущий 5:
Слайд 46.
Крест красный на белой косынке
И грустная нежность в глазах,
Лицо озаряет улыбка,
Тебя не увидишь в слезах.
Росла ты в дворянском поместье,
Согретая лаской родных,
О совести, долге и чести
Ты много слыхала от них.
Как гром среди ясного неба:
В России война настает.
И служат священники требы,
Орлов провожая в полет.
И брат, и отец, и любимый
Ушли защищать рубежи.
Ты тоже хотела бы с ними
Родимой стране послужить.
Покинув родное именье,
И став милосердья сестрой,
Взвалила на плечи каменья
Нелегкой судьбы фронтовой.
С рассвета до утренней зорьки
Ты видишь лишь раны и кровь.
Идешь ты от койки до койки,
Всем ласку даря и любовь.
Прости, мы не помним как звали
Твоих бескорыстных подруг.
Но их имена повторяли
Десятки запекшихся губ.
Слайд 47.
И тиф, и холера, и пули
Косили, косили солдат.
Несчастья тебя не минули.
И ты не вернулась назад.
Остались нам лишь фотоснимки -
В архивах хранятся они.
Там девушки в белых косынках,
Отдавшие жизни свои.
Ведущий 1:
Слайд 48 - 52.
Началом серьезной перестройки и дальнейшего развития системы общин сестер милосердия явилось создание в 1867 году «Общества попечения о больных и раненых воинах», которое было переименовано в 1876 году в «Российское общество Красного креста», вошедшего в международную организацию Красного креста. Первым настоящим испытанием для Красного креста стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Говоря об этом периоде истории сестринского дела, нельзя не вспомнить о замечательной женщине, сестре милосердия Ю.П. Вревской, баронессе, первой красавице Петербурга в продолжение почти двух лет бывшей сестрой милосердия в эвакуационном госпитале действующей русской армии в Болгарии.
Ведущий 2:
Слайд 53.
Самопожертвование всегда было отличительной чертой русских женщин. Юлия Вревская подала пример всем кто работал в госпиталях рядом с ней, а своей смертью не отпугнула, а привлекла многих в ряды сестер милосердия. Вревскую почти не знают в России и боготворят в Болгарии. Больница ее имени, площадь ее имени, памятник. «Спасибо» целого народа не за войну, а способность смягчить ее удары, противостоять злу добром, просто любить и жалеть человека.
Ведущий 3:
Слайд 54.
Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные
обязанности и светская жизнь.
Ведущий 4:
Слайд 54
В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия.
Слайд 55. Отрывок из фильма «Воспоминание о Юлии Вревской»: начало 02.54.56 и окончание 08.59.58.
Ведущий 1:
Слайд 56.
С учреждением Русского общества Красного Креста в его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин сестер милосердия. К 1 января 1894 года в распоряжении Российского общества Красного креста находилось 49 общин сестер милосердия, в которых насчитывалось 1074 сестры и 744 испытуемых.
Ведущий 2:
Слайд 57.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, посвятившая свою жизнь заботе о больных и
бедных, в 1907 основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, которая содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу. Члены царской семьи также стали сестрами милосердия. В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. К началу ХХ в общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.
Ведущий 3:
Слайд 58.
К 1913 году общее число общин сестер милосердия составило 109, в них насчитывалось 3442 сестры. Польза, приносимая сестрами милосердия, получила всеобщее признание. «Каждый врач, которому приходилось работать с сестрами милосердия, должен преклониться перед их деятельностью…» - писал о них Н.И. Пирогов.
Слайд59. Звучит песня «Сестра Милосердия» Григорий Лепс и видео.
Слайд 60.
Хранишь войной не тронутую нежность,
Сидишь у изголовья до утра,
И лишь одна не веришь в неизбежность,
Святая, милосердия сестра.
В твоей душе любовь и состраданье,
Смиренный взгляд слезой благославен.
Слайд 61.
Заботой облегчая мне страданья,
Не просишь благодарности взамен.
Меня коснувшись ласковой рукою,
С молитвой обращаешься к Христу.
Слайд 62.
Склонившись безутешно надо мною,
Даруешь неземную красоту.
Жестоки безнадежные мгновенья,
Израненную душу не спасти.
Улыбкою скрываешь сожаленье
Мою беду не в силах отвести.
Слайд 63.
Ты пишешь за меня письмо, вздыхая.
Святая ложь ложится на листок.
Но все поймет любимая, читая,
Слезу твою, увидев между строк.
Хранишь войной нетронутую нежность,
Сидишь у изголовья до утра,
И лишь одна не веришь в неизбежность,
Святая, милосердия сестра.
Ведущий 4:
Слайд 64.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х.
В 1992 г была возрождена Марфо-Мариинская обитель. C 1995 в ней работает детский приют, в 1999 начал свою деятельность Центр по подготовке дипломированных сестер милосердия. Сестричество во имя св. царевича Димитрия основано в 1991 году.
Слайд 65.
При нем открыто первое в современной России православное медицинское учебное заведение Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, которое окончило уже более 700 человек. Сестричество святой великомученицы княжны Елизаветы сформировалась в 1994 из числа православных сотрудников и волонтеров первого в России хосписа.
Ведущий 5:
Слайд 66.
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы.
Слайд 67
Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Слайд 68. Демонстрация видеофильма «Один день сестры милосердия» - 9 минут
Ведущий 1:
Слайд 69.
«Институт» сестер милосердия возрождается в России, а как иначе должно было быть в стране, на языке которой слово «милосердие» означает не что иное, как «МИЛОСТЬ СЕРДЦА».
Слайд 70.
Это особая форма подвижничества, трудолюбия и высокая нравственная ответственность, самоотверженность, целомудрие и строгость поведения, основанная на любви к ближнему.
Слайд 71.
История не стоит на месте, развивается и сестринское дело, профессия становиться высокотехнологичной, но нравственная основа должна оставаться неизменной.
Слайд 72. Звучит песня в исполнении Николая Расторгуева «Сестра»
Преподаватель
Слайд 73.
Уважаемые ребята, мы рассказали вам, как зарождалась служба сестринской помощи в России. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов по теме исторической гостиной.
Ведущий 2:
Слайд 74.
Мы пытались донести до вас главную заповедь сестёр милосердия: истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Ведущий 3:
Слайд 75.
Помните, что мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Самое малое может произвести огромное действие. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным.
Ведущий 4:
Слайд 76.
Милосердие не ждёт знак свыше, чтобы реализовать себя! Милосердие действует здесь и сейчас! «Потом» может не быть! Нет причин не помочь тому, кто в беде!
Ведущий 5:
Слайд 76.
Это – выбор каждого из нас. Пусть этот выбор будет правильным!
Слайд 77.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Список используемой литературы
1.Постернак, А.В. «Очерки по истории общин сестёр милосердия» [Текст] / А.В. Постернак. - М.: Изд. «Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия», 2001 – 256 с.
2.Махаев, С. «Подвижницы милосердия» [Текст] / С. Махаев. - М., 2003 – 145 с.
3.Перфильева, Г.М. Теория сестринского дела [Текст]: учебник / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных; Под ред. Г.М. Перфильевой. - Издательская группа «Гэотар -Медиа», 2009 -
4.История сестринского дела [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html.
8.Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20.