Работа представляет версию презентации о гитаре, которая была представлена преподавателем для учащихся и родителей отделения народных инструментов. Презентация написана с целью привлечения учащихся на обучение в класс классической гитары и. конкретно, на дополнительные предпрофессиональные программы, где срок обучения составляет 8-9 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"История инструмента в картинках и фотографиях"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновска
Методическая разработка
«История инструмента в картинках и фотографиях»
автор:
преподаватель по классу гитары
МБУ ДО ДШИ № 8
Бурова Екатерина Евгеньевна
Март 2016 г.
Аннотация
Работа представляет версию презентации о гитаре, которая была продемонстрирована преподавателем для учащихся и родителей отделения народных инструментов. В презентации широко была использована анимация и звуковая запись всемирно известных исполнителей. Презентация проводилась с целью привлечения учащихся на обучение классической гитары и, конкретно, на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, где срок обучения составляет 8-9 лет, а не привычные 3-5 лет.
Содержание
1.Вступительеая часть.
2.История развития гитары.
3.История развития русской гитары.
4. Русские исполнители и педагоги.
5.Заключение.
6.Использованная литература.
«История инструмента в картинках и фотографиях»
1.Вступительеая часть.
Когда гениальнейшего гитариста XX столетия Андреса Сеговию спросили, к какому времени он относит появление гитары, он ответил следующее: «О, это было очень, давно… Аполлон страстно влюбился в Дафну. Однажды он задушил её в своих объятиях, и Дафна превратилась в лавровое дерево. Из этого священного дерева и была сделана первая гитара. Мне нравится считать её дочерью Аполлона, ведь она дитя Солнца».
Гитара занимает особое место в семействе струнных инструментов. Одна из ее особенностей – это постоянная эволюция, поиск наиболее оптимальной конструкции, не завершившиеся до сих пор. Если скрипка, виолончель и альт в XIX веке по своему внешнему виду практически ничем не отличаются от современных, то так называемая «классико-романтическая» гитара, для которой писали Ф.Сор, Д.Агуадо, М.Джулиани, Ф.Карулли, М.Каркасси и многие другие выдающиеся композиторы, и гитара сегодняшняя отличаются друг от друга существенно.
"Золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов – Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 – 1841), М. Каркасси (1792 - 1853).
В истории развития гитары можно выделить три этапа:
испанский,
итальянский,
русская школа.
Испанская школа – это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками.
Её серьезность и фундаментальность подтверждаются достижениями крупнейших испанских гитаристов-виртуозов Д. Агуадо, Ф. Сора, Э. Пухоля, концертной деятельностью выдающихся гитаристов-виртуозов А. Сеговии, М. Льобета, Р. Сайнц дела Маса, Н. Йепеса и других
Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных учебных заведениях всего мира. Ей присущи строгая методичность и научность, пристальное внимание к тончайшим деталям технического мастерства, высокая художественность исполняемого репертуара. Испанскую школу нельзя рассматривать как застывшую догму: она развивается и изменяется во времени.
М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси – представители итальянской гитарной школы, в основу которой положены блестящая виртуозность, глубокая разработка технических приемов, широкое использование всех музыкальных форм – от небольшой миниатюры до сонаты и концерта в сопровождении оркестра.
Основоположниками отечественной гитарной школы советского периода с полным правом можно считать П. С. Агафошина (1874 - 1950), П. И. Исакова (1885 - 1958), В. И. Яшнева (1879 - 1962) и А. М. Иванова-Крамского (1912 -1973).
Гитара − старинный щипковый музыкальный инструмент, дата возникновения которого пока точно не известна.
Однако, по мнению исследователей, гитара была завезена в Испанию и Италию в X-XII веках из стран Востока. Также, по мнению некоторых ученых, гитара могла возникнуть в процессе эволюции древнегреческой кифары или древнеегипетского инструмента наблы.
История развития гитары
Изначально у гитары было три двойные струны. Каждая пара струн звучала одинаково между собой. Затем в XIV-XVI веках были добавлены 4-я и 5-я струны. С XVI века этот вид гитары стали называть - "испанская" гитара.
В XVII-XVIII веках пятиструнная гитара стала сольным музыкальным инструментом и приобрела широкую популярность благодаря таким гитаристам, как Франческо Корбетту (1620-1681), Роберт де-Визе (1650-1723).
В конце XVIII века испанская гитара перестает быть пятиструнной. Добавляется еще одна шестая струна и происходит отказ от двойных струн. Первыми знаменитыми гитаристами и композиторами шестиструнной гитары стали: Ф.Сор (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849) - основоположники испанской классической школы.
Мауро Джулиани (1781-1829), Фердинанд Карулли (1770-1841), Маттео Каркасси (1792-1853) - основоположники итальянской классической школы.
В XX веке шестиструнная гитара выходит на качественно другой уровень, благодаря выдающемуся испанскому гитаристу Андресу Сеговии. Он поднял технику и чистоту исполнения, обновил, обогатил репертуар гитары собственными переложениями фортепианной и оркестровой музыки, привлек современных композиторов для сочинения пьес, сонат, концертов для гитары с оркестром.
Если на академической сцене гитара время от времени теряла свою популярность, то в народе, в быту ее не забывали никогда. Ярчайший тому пример − фламенко.
Фламенко − уникальное музыкальное направление, в котором соединяется триединство гитары, пения и танца.
История развития русской гитары
Гитара в Росси появилась в XVII веке и была пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами в России были итальянцы, которые приезжали к зажиточным аристократам на службу.
Большую роль в популяризации гитары в России сыграли цыгане, для которых этот музыкальный инструмент был самым любимым. В XIX веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Их искусство стало неотъемлемой частью музыкальной жизни России.
В течение XVIII-XIX веков параллельно с шестиструнной гитарой в России появляется семиструнная гитара, которая в дальнейшем стала именоваться русской гитарой.
Первые русские исполнители
Первым русским гитаристом-шестиструнником, ставшим знаменитым на весь мир, был Марк Данилович Соколовский – поляк по происхождению (1818-1883). Родился на Украине близ Житомира. На гитаре научился играть самостоятельно, по Школам Джулиани, Лениани и Мертца. В 1863-1868 годах он совершает триумфальное турне по крупным городам Европы: Париж, Лондон, Берлин, Брюссель, Дрезден, Милан, Краков, Варшава. "Великим артистом" называют его в Германии, "Паганини гитары" - в Англии, "Костюшко гитаристов" – в Польше.
Огромную роль в развитии гитары XX века в России сыграл Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973). Он был выдающимся исполнителем, аранжировщиком, композитором и педагогом, переложившим множество русских и советских музыкальных произведений на гитару, сочинившим ряд произведений и выпустившим целую плеяду выдающихся учеников. А. Иванов-Крамской в 1948 году выпустил учебное пособие "Школа игры на шестиструнной гитаре".
Фраучи Александр (р. 1954)
Один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей в Центральной музыкальной школе при Консерватории им. Чайковского в Москве.
Александр Фраучи неоднократно приглашался как член жюри на международные конкурсы гитаристов.
Заслуженный артист России, музыкальный педагог, профессор Российской академии музыки (бывшего Музыкально-педагогического института им. Гнесиных) в Москве.
Гитара в нашей стране, как и во всем мире, стала одним из самых любимых музыкальных инструментов.
Заключение
Существует огромное количество переложений для шестиструнной гитарыкомпозиторов-классиков и обработок народных песен.
Использованная литература
1. Ларичев Е. Техника А. Сеговии // Муз. альманах. Вып. 1. М., 1989.
2. Михайленко Н. Избр. статьи. М.,1989.
3. Сеговия А. Письмо моему биографу. М.: Сов. музыка, 1960.
4. Шилин Е. Мастер-классы (Электронный ресурс). – gitarshilin. ru