Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление народного образования
Администрации Камбарского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Борковская основная общеобразовательная школа
НОМИНАЦИЯ: «ПРАЗДНИК ДЕТСТВА»
«Изготовление оберега»
мастер-класс
Возрастной адрес программы:
для детей (9-16 лет) (и родителей)
Автор-составитель:
Кудрявцева Лариса Вилориевна
учитель географии
МБОУ Борковской ООШ
1 квалификационная категория
стаж работы – 15 лет
Борок, 2015
Пояснительная записка
Идеей проведения мастер-класса по изготовлению оберега послужила подготовка к школьному празднику «День независимости Удмуртской Республики». Мастерская по изготовлению оберега включена в план учебно-воспитательной работы рабочей программы, а также в учебный курс «Исследуем родной край» в 5 классе (педагог Кудрявцева Л.В.).
Цветовое сочетание подобрано в соответствии с цветами Государственного флага Удмуртской Республики: красный (цвет солнца), белый (символ чистоты нравственных устоев), чёрный (цвет земли).
Цели и задачи:
Образовательные:
• Создание оптимальных условий каждому участнику для самореализации
личности
• Стимулирование творческой активности детей
• Формирование и развитие специальных умений и навыков у детей и
родителей посредством прикладного творчества
Развивающие:
• Расширение знаний кружковцев и родителей в области
- декоративно- прикладного творчества;
- значения государственных символов Удмуртии
Воспитательные:
• Приобщение детей и родителей к совместному творческому труду
средствами прикладного творчества
Условия и особенности реализации материала:
Технические средства:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- мультимедиапроектор,
Мастерскую могут посетить (участвовать) дети вместе с родителями (бабушками и дедушками) или учащиеся вместе с классным руководителем.
- площадка – МОУ Борковская основная общеобразовательная школа.
Возрастной адрес: учащиеся - 9 – 16 лет, родители – без ограничения возраста.
План занятия:
1. Вступительное слово педагога
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Форма занятия:
индивидуальная (один ребёнок)
коллективная (ребёнок и родитель)
Ход занятия
Организационный момент
Вступительное слово педагога
Сегодня мы с вами будем плести оберег «Божье Око». Этот оберег представляет собой оплетённые нитками две перекрещенных палочки. Такой оберег встречается в самых разных культурах по всему миру, например, у славян, американских индейцев, африканцев. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра на все четыре стороны света.
Как сказано в книге археолога и историка Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древней Руси»: «Крестообразная, четырехчастная композиция стала устойчивейшим орнаментальным узлом y многих народов…», «она»* прочно утвердилась в русском прикладном искусстве с X по XII в. включительно и перешла на предметы христианского культа».
Обереги бывают самые разные – кольца, бусы, браслеты, предметы домашнего обихода: например, обережные вышивки на рушниках и полотенцах, резные деревянные наличники на окнах.
Суть оберега очень точно передаёт его название. Обереги предупреждают своего хозяина о любом негативном воздействии и по мере сил оберегают от него (несчастные случаи, болезни и прочие неприятности). Обереги для дома охраняют всех живущих в доме, отгоняя нечистую силу. Самые сильные обереги – это семейные реликвии. Например, оружие, передаваемое по мужской линии, или всевозможные украшения, передаваемые по женской линии.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготовляются только по доброй воле и от чистой души.
Правило третье. Самые сильные обереги – те, которые изготовлены, сделаны для вас кровными родственниками: отцом, матерью, братом, сестрой, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
Правило четвёртое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберега, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаёте.
Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взором его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.
Самым простым оберегом с давних времён считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на одежде, головных уборах, полотенцах. Главное в вышивке-обереге – это цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка признана защищать.
* Чтобы не было повтора, выражение «четырехчастная композиция» заменено на слово «она»
Места расположения и цвет вышивки.
Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем.
- защита любовной сферы – красно-оранжевые узоры, в которой преобладают круговые и крестовидные формы;
- защита маленького ребёнка от напастей – силуэт коня или петуха, нитки красные или чёрные; для ребёнка постарше – сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;
- помощь успешному ведению дел в любой сфере деятельности - голубая или золотисто-зелёная вышивка
Женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить себя от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий (защита от стихий и от гибели) и зелёный цвета (защита от ран). У детей этого не было. Считалось, что они находятся под опекой и защитой своего рода.
Для изготовления оберега «Божье Око» чаще всего используются шерстяные, льняные или хлопковые нитки.
Для нашего оберега мы будем использовать цвета Государственного флага Удмуртии: красный (цвет солнца), белый (символ чистоты нравственных устоев), чёрный (цвет земли).
2.Основная часть
У вас на столах находятся чёрные, белые и красные нитки и две деревянные палочки, а также технологические карты.
Выполнение оберега (см. приложение №3)
3.Заключительная часть.
Подведение итогов.
Обмен впечатлениями. Фотографирование с готовыми изделиями.
Список литературы
• Рыбаков Б.А. "Язычество древней Руси", Москва, изд. "Наука", 1987, 790 с.
Перечень ссылок сети Интернет
• http://www.babylessons.ru/pletenie-mandaly-iz-nitok/
• http://stranamasterov.ru/node/17004?c=favorite
• http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post214769684/
• http://www.youtube.com/watch?v=OU2Fol18nBU
• http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-62214/
• http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EB%E0%E3_%D3%E4%EC%F3%F0%F2%E8%E8
Приложение №1
Инструменты и приспособления
Ножницы
Игла для трикотажа
Кусачки
Линейка
Наждачная бумага мелкая
Приложение №2
Материалы
Палочка деревянная.
Можно использовать бамбуковые палки, которые продаются в цветочных
магазинах или деревянные шпажки
Нитки вязальные (шерсть, полушерсть)
чёрного цвета – 1м
белого цвета – 1,5м
красного цвета – 3м
Приложение №3
Технологическая карта
Разметить место разделения палочки
Разделить палочку кусачками.
«Откусить» острый конец палочки
Зачистить концы палочек наждачной бумагой
Двойной узел.
Таким узлом крепится чёрная нитка
к палочкам.
Связать две палочки двойным узлом посередине
Раскрыть палочки под прямым углом
Обматывать палочки, направляя нитку
снизу вверх. Свободный кончик нитки
приматывать к палочке. Следить за тем,
чтобы натяжение нитки было ровным без
зазора между рядами.
Уложить чёрными нитками 10-12 рядов
(в зависимости от размера оберега)
Далее привязать белую нитку и аналогично обмотать палочки
Закончить оберег красными нитками, обматывая концы палочек
Сделать петельку
Вдеть нитку в трикотажную иглу и спрятать
кончик внутрь
Готовые обереги