Раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда, воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу, познакомить с живописными произведениями художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Хлеб-всей жизни голова!» »
«Хлеб-всей жизни голова!»
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда, воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу, познакомить с живописными произведениями художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
«Именно в труде и только в труде велик человек».
М. Горький.
«Кто любит труд, того и люди чтут!»
Русская пословица.
Ход мероприятия:
РЕБЁНОК:
«Хлеб?!
Вот невидаль какая! –
Закричит мудрец иной. –
Я по вкусу покупаю белый,
Серый и ржаной!
Мне его снимает с полки
Тётя Зина – продавец!
Я ношу его в кошёлке, -
Скажет маленький мудрец.-
По дороге, между прочим,
Хлеб горячий вкусен очень.
Я, пока пройду свой путь,
Не могу не отщипнуть.
А потом его не ем –
Не люблю его совсем!
Мне о хлебе всё известно!
Мне читать неинтересно».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Нет, читатель мой учёный,
Ты прочти хотя бы раз
Про обычный хлеб печёный
Немудрёный мой рассказ.
ДЕВОЧКА:
Ведь обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
ДЕВОЧКА:
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
ДЕВОЧКА:
Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба – ерунда!
ВСЕ ДЕВОЧКИ ВМЕСТЕ:
«Хлеб, кормилец, - пища наша,
Хлеб насущный – сила наша,
молодецкая еда», - говорил народ всегда.
МАЛЬЧИК:
На работе и в походе у народа хлеб в почёте.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век!
МАЛЬЧИК:
И недаром хлеб солдатский
Наши воины по-братски
Честно делят меж собой,
Уходя на смертный бой.
МАЛЬЧИК:
А бывало в окруженье
И такое положенье:
Весь в пыли, в крови солдат
Даже корке хлеба рад.
Пусть черства она –
И всё же
Не найти еды дороже!
ВСЕ МАЛЬЧИКИ ВМЕСТЕ:
Ведь когда стреляют пушки
И когда враги вокруг,
То последнею краюшкой
С другом делится лишь друг.
ДЕВОЧКА:
Хлеб душистый, пропечённый,
С хрупкой спинкой золочёной
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом.
ДЕВОЧКА:
Не везде, дружок, на свете
Хлеб едят досыта дети.
ДЕВОЧКА:
Под чужим заморским небом
У простых людей нужда.
И с друзьями нашим хлебом
Мы поделимся всегда.
МАЛЬЧИК:
И везут в открытом море
С красным флагом корабли
В те края, где с хлебом горе,
Дар твоей большой земли.
МАЛЬЧИК:
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.
Ведущий:
В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.
Выступление 2-го ученика:
Хлеб — наша жизнь и богатство. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране. (Далее идет рассказ о годах коллективизации в нашей стране, о подвиге Павлика Морозова и т. д. ).
Ведущий:
Началась Великая Отечественная война. (Тихо звучит фонограмма песни «Священная война»). 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. 125 граммов — дневной паек блокадного хлеба, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы смазывали соляркой.
Выступление 3-го ученика. Читает стихотворение Ольги Берггольц «Разговор с соседкой»:
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке...
Выступление 4-го ученика. Читает стихотворение поэта Григория Люшнина, написанное им в фашистском лагере смерти Бухенвальде:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе — да в кучу.
Хлеб бы вышел белый, пахучий.
Мы б тюремные стены сломали...
Ведущий:
После окончания войны Родина позвала людей на освоение целинных земель. (Звучит песня «Едут новоселы»).
Слава тем, кто хлеб растил, — Не жалел трудов и сил!
(Девочки в русских костюмах вносят на вышитом полотенце караваи хлеба — древний и вечный символ русского гостеприимства, доброго расположения и подают его гостям).
Выступление гостей — людей самых различных профессий, связанных с производством хлеба.
Ведущий:
Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как А. А. Пластов, Т. Н. Яблонская и др.
... В летний день кипит на току работа. Яркие, солнечные краски, светлый колорит картины подчеркивают радостное, бодрое настроение колхозниц, чувствуется, что труд доставляет им радость и удовлетворение. Т. Н. Яблонская так вспоминает о своей работе над картиной «Хлеб»: «В 1946 году я поехала с группой студентов на практику в один из лучших колхозов Украины... Когда началась уборка и я попала на огромный колхозный ток, то поняла, что именно здесь найду свой сюжет и смогу, может быть, выразить то, что меня переполняло».
Хлеб — золото высшей пробы, умей его беречь.
Ведущий задает вопросы учащимся: что такое бережливость? Кого и почему вы считаете бережливым? и др.
Выступление учащихся (о результатах рейда в школьную столовую).
Ведущий:
Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», — свидетельствует народное поверье. Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
И если примечу кусок в небреженье —
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движение —
Поднять и спасти это чудо земли.
Ведущий:Мероприятие о хлебе будет продолжено. Сегодня после обеда наша группа поедет на экскурсию. Мы побываем на станичной хлебопекарне и посмотрим, как ваши мамы и бабушки пекут хлеб. Берегите хлеб, ребята! Хлеб – всему голова!