Цель: Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи: Воспитать у детей доброе отношение к хлебу.
Показать нравственное значение труда.
Подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей.
Помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб.
Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.
Оборудование: костюмы (татарский, русский), рушники, рисунки детей, хлебобулочные изделия, книги о хлебе, колосок с загадками, пословицы и поговорки, ноутбук, костюмы к сценкам, иллюстрации о хлебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Хочу сказать о хлебе!"»
ГБОУ Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внеклассное мероприятие в 5 классе
«Хлеб – всему голова»
Воспитатель: Скворцова С.Е.
Цель: Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи: Воспитать у детей доброе отношение к хлебу.
Показать нравственное значение труда.
Подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей.
Помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб.
Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.
Оборудование: костюмы (татарский, русский), рушники, рисунки детей, хлебобулочные изделия, книги о хлебе, колосок с загадками, пословицы и поговорки, ноутбук, костюмы к сценкам, иллюстрации о хлебе.
Музыкальное сопровождение: синтезатор.
Вос-ль: Сегодня мы проводим открытое занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
-Хлеб. Как часто мы думаем, говорим, слышим о нём. Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб-соль на Руси символ гостеприимства и доброго расположения. Самых дорогих гостей встречают хлебом-солью. А в Татарстане таким символом является татарское национальное блюдо «Чак-чак».
1 Ученица: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом
Встретить щедро от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
2 Ученица: Вот он хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой, витой,
Вот он мягкий, золотистый
Будто солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.
Слава хлебу!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
(Исполняется песня о Родине)
Вос-ль: Никита, прочитай, пожалуйста, тему нашего занятия. Как ты думаешь, о чём мы сегодня будем говорить?
Ученик: Мы сегодня будем говорить о хлебе.
Вос-ль: Хлеб, ребята, не просто дар родной земли, родного неба. Уважение к хлебу – это прежде всего уважение к труду человека. Ведь как много надо потрудиться, чтобы вырастить хороший урожай ржи или пшеницы. А вот некоторые дети проявляют неуважительное отношение к хлебу: кидаются им, мнут, много крошат и даже пинают его. Вот об этом мы с вами и поговорим.
Ученица:(читает загадку)
Широко, а не море.
Золото, а не деньги.
Сегодня на земле
Завтра на столе.
Вос-ль: Как вы понимаете слова «Широко, а не море»?
(хлебное поле широкое, как море)
«Золото, а не деньги»?
(хлебные колосья жёлтые, как золото)
«Сегодня на земле,
Завтра на столе».
(хлеб растят на земле, зерно идёт на переработку, потом приходит к нам на стол).
-Мы любовно называем хлебное поле золотым, а жатва на этом поле считается самой важной сельскохозяйственной компанией года.
Ученица: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба.
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное работой пахнет хлеб.
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним профессии, что помогли вырастить, убрать урожай, испечь хлеб. Чья в этом заслуга? Эти профессии в почёте.
водитель – перевозит зерно с поля на зерноток, на элеватор ,
на хлебозавод, развозит мягкий хлеб по магазинам;
пекарь – выпекает хлеб;
продавец – продаёт хлеб.
Вос-ль: Ребята, а как отличить пшеничные зёрна от ржаных?
Дети:(ответы детей).
Ученик: Жить можно без многих продуктов,
Без хлеба вовек не прожить.
Всему труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом
Зовёт его часто народ.
Вос-ль: А сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Исправь ошибку».
(На слайде написана пословица «Не тот урожай, что в амбаре, а тот, что в поле».)
-Правильно ли написана эта пословица? Что нужно исправить?
Дети:(исправляют ошибку, меняют слова местами).
Вос-ль: Веками вырабатывались умение и навыки хлеборобов. Чуть промедлишь с посевом или уборкой по своей вине, или по причине непогоды – пропал урожай, пропал труд многих людей. Вот поэтому девиз хлеборобов : «Убрать выращенное, убрать без потерь».
Ученик: Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Вос-ль: Хлеб был, есть и всегда остается продуктом номер один. Ребята, кроме того, что хлеб создан руками человека, он полезен для организма.
Хлеб - это продукт растительного происхождения. В нём есть белки, углеводы, минеральные соли (железо, фосфор, кальций и т.д.). Для вашего растущего, детского организма особенно важно содержание белков и витаминов, они способствуют росту и правильному развитию. А так же повышают выносливость и сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
(Показывает кусочки хлеба по 250 гр. и 125 гр.)
- Вот, ребята, посмотрите на эти кусочки хлеба. Для вас это много или мало? Хватит вам этого кусочка на целый день, чтобы утолить голод?
- Правильно, не хватит. А вот в годы Великой Отечественной войны такую норму хлеба – 250 гр. взрослая и 125 гр. детская получали жители Блокадного Ленинграда. Им тогда была дорога каждая крошка хлеба, им работающим под бомбёжками и маленьким детям, в холодном и голодном городе.
Состав хлеба: немного ржаной муки, целлюлоза (опилки), жмых, вытряска из мешков. Формы смазывали соляркой.
Ученица: Был хлеб всегда в почёте на Руси.
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? – спроси
Тебе ответят Ленинградцы.
В дыму Ленинградское небо,
Но горечь смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Сценка: «Брат и сестра в ожидании».
Сестра: Как холодно! И мама не идёт
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу?
Хочу! Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с малиновым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминания эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат:(строго) Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Вос-ль: На Руси всегда было особое почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже маленький кусочек хлеба. А как поступают сейчас.
-Ребята, внимательно послушайте и посмотрите инсценировку стихотворения С. Михалкова «Булка».
Вос-ль: Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я - пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
- Ребята, как вы оцениваете поступок наших героев и почему?
(Ответы детей)
Ученик: Мальчик, ногою пинающий хлеб.
Мальчик, голодных незнающий лет.
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись и за хлеб умирали,
Не для того, чтобы в футбол им играли.
В слове народном, мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Вос-ль: Ребята, я хочу спросить вас. А как вы обращаетесь с хлебом? Все ли бережно к нему относятся?
(Ответы детей)
Вос-ль: Ребята, вы заметили, что иногда мы говорим слово «выбрасываем». Если мы выбрасываем хлеб, значит – зря трудились хлеборобы, трактористы, мукомолы, напрасно стоял у жаркой печи пекарь. Каждый из нас должен помнить, что иметь хлеб на столе – это большое счастье. А сейчас внимательно послушайте и запомните слова писателя М. Алексеева.
Ученик:(Читает слова с плаката)
«Поклонись же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомни о руках посеявших, вырастивших этот хлеб».
Вос-ль: Мы признательны всем, кто непосредственно причастен к его сотворению, его трудному и долгому пути – от зерна, лёгшему в землю, до этой ни с чем несравнимой радости тёплого хлеба.
-Ребята, обратите внимание на эти пословицы (показывает на плакаты с пословицами).
(Дети читают пословицы и объясняют их смысл.)
«Много снега – много хлеба».
«Без золота проживёшь, а без хлеба нет».
«Каравай хлеба не свалится с неба».
Вос-ль: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вот, ребята, перед вами колосок. Этот колосок не простой, здесь зёрнышки – вопросики.
(Дети вынимают вопросики, читают, отвечают.)
Золотист он и усат
В сто карманах – сто ребят. (колосок)
В долг зерно возьмёт
Каравай на стол вернёт. (поле)
Как мы называем того,
Кто убирает хлебное поле? (комбайнёр)
В чём надо хранить хлеб? (деревянной или пластмассовой
хлебнице, он в них не так быстро
черствеет).
Если хлеб зачерствел, как его освежить, сделать мягким и вкусным? (Подержать над паром или слегка
помочить и обжарить на сковороде без масла).
Вос-ль: Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен,
Выходи смелее в круг.
1-й ученик: Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
2-й ученик: Дождик, дождик поливай
Будет славный урожай
Будет белая пшеница
Будет рожь и чечевица.
3-й ученик: Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю
Тем, кто трудится на ней.
4-й ученик: Зёрна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите, берегите хлеб родной».
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь
«Берегите хлеб, вы люди
Научитесь хлеб беречь!»
(Исполняется песня «Бабушкины булочки»)
Вос-ль: Вот и подошло к завершению наше занятие. Хочу спросить вас, о чём мы сегодня вели разговор и чем занимались?
(Ответы детей).
Вос-ль: Надеюсь, что когда вы окончите школу, то выберете одну из этих почётных профессий, кто знает, может кто-то из вас станет знаменитым хлеборобом.
-Все активно участвовали, большое всем спасибо, молодцы! Спасибо гостям! Наше занятие закончено. (Угощаем гостей чак-чаком и хлебобулочными изделиями).