kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хронограф недосказанной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне,  для учащихся  9 классов

 Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Данное мероприятие посвящено 70-летию  Победы нашего народа в Отечественной войне.
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хронограф недосказанной жизни »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №5 имени А.М. Дубинного г. Пятигорска.









Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы: литературная гостиная «Хронограф недосказанной жизни»







Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Никонорова Надежда Владимировна.








Пятигорск

2015г



Содержание:

  1. Введение.

  2. Сценарий литературной гостиной «Хронограф недосказанной жизни» (Образ матери на войне)

  3. Приложение.


























Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне, для учащихся 9 классов

Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Данное мероприятие посвящено 70-летию Победы нашего народа в Отечественной войне.
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.


Цели:

Обучающие:

-уметь создавать литературный дневник;

-знакомство с творчеством русских писателей, главной темой творчества которых является тема матери

-рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

- уметь использовать средства художественной выразительности


Развивающие:

- развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.

- развитие навыков исторического анализа событий и явлений

Воспитательные:

- воспитывать чувства любви и доброты, сострадания и милосердия

- воспитать чувства патриотизма и гуманности


ВВЕДЕНИЕ.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Женщина и жизнь - слова синонимы. Женщина дарит жизнь и оберегает её. Война уносит эту жизнь, единственную и неповторимую. Женщина и война несовместимы. Поэтому тема материнства на войне являет собой одну из самых трагичных, но в то же самое время –одну из самых мужественных страниц той печальной летописи продолжительностью 1418 страниц.

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов- слово: «МАМА». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего, - это слово «МАМА». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся - это слово «МАМА», потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека.











Литературная гостиная "Хронограф недосказанной жизни" (Образ матери на войне)


Оборудование.

- слайд с изображением картины С. Рафаэль "Сикстинская Мадонна",

-слайд с изображением иконы Владимирской Божьей матери;

-слайд с изображением памятника "Родина-мать зовет" Тоидзе.

- видеозапись сериала «Стихи военных лет»


Оформление:

- аудиозапись С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся».

- зажжённая свеча

- выставка книг и детских работ «У войны НЕ женское лицо»

Ход мероприятия.

Просмотр отрывка из сериала «Стихи военных лет»: «Февральский дневник» О.Берггольц. (исп. Е.Гусева) (На финальной сцене учитель зажигает свечу)

Слово учителя.
Ребята, сегодня в нашей литературной гостиной мы составим наш небольшой дневник под общим названием «Подвиг матери». А эпиграфом для него вам хотелось бы предложить необыкновенно проникновенные слова М. Горького :«Люди – это всегда дети своих матерей…ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» Ведение дневника предполагает предельную искренность в проявлении эмоций, в выражении мыслей.

Итак…

«ЗАПИСЬ» ПЕРВАЯ: 28.02.2015г (Последний день зимы, до 70-летия Победы осталось 70 дней)

Образ матери - символ самого дорогого, родного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать. В трудные времена для Родины вставали сыновья, не жалея своих жизней. Мужчины были на войне, поэтому женщинам - матерям было очень трудно. Все это глубоко отражено в знаменитом памятнике-«Родина - мать зовет». Этот памятник-символ скорби и вечной памяти. Посмотрите на слайде.

-Ребята, вы знаете, где находится этот памятник?

-В Волгограде (Россия), в Киеве (Украина)

Чтение обучающимися отрывков из 11 главы «Сказки об Италии» М.Горького (Приложение 1)

Обсуждение прочитанного:

- Согласны ли вы с финалом данной главы? Возможно ли представить развитие событий иначе? (Ответы обучающихся)

«ЗАПИСЬ» ВТОРАЯ: 1 марта 2015 (Первый день весны, до 70-летия Победы осталось 69 дней)

Слово учителя:

Ребята, во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Божья Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, потому что Богородица прежде всего Мать. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна». Написана она в Риме для монастыря св. Сикста.

С 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Давайте, послушаем историю создания этого портрета.

Обучающийся рассказывают историю создания

История создания портрета

Существует гипотеза, что картина была написана в1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн. В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля.


Слово учителя:

Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля. На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе.

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства. Образ довершают проницательный взгляд папы Сикста и умилительная святость великомученицы Варвары.

Да, картина Рафаэля непревзойденный шедевр искусства, она достойна уважения и восхищения, но и наша отечественная литература и искусства в целом так же уделяют немало внимание образу матери.

Давайте прослушаем произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся».

«Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с тобою

Благодатная ты в женах,

И благословенен плод чрева твоего

Яко Спаса родила еси душ наших.»

Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матерью. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово “мать”, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.

Чтение стихотворения Э.Асадова «О скверном и святом» (Приложение 2)

Слово учителя:Посмотрите на слайде Владимирская икона Божьей матери Эту икону называют –Древнейшей песнью материнства. Все обращение к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.

Чтение обучающимися отрывка из повести В.Закруткина «Матерь человеческая» (Приложение 3)

- Каждый ли сможет простить то, что простить, казалось бы, невозможно? Откуда взяты Марией силы для такого поступка? (Ответы обучающихся)

«ЗАПИСЬ» ТРЕТЬЯ: 5 марта 2015г. (Опять весна шагает по планете, до 70-летия Победы осталось 65 дней)

Слово учителя: Да, суметь простить и понять, обогреть и приласкать способна только настоящая МАМА. Всем было страшно на войне, а матерям в сотни, тысячи раз, потому что нет ничего страшнее, чем хоронить своих детей!

Чтение обучающимися Баллады о матери (Приложение 4)

Слово учителя:Мы открыли наш небольшой дневник 28 февраля 2015г, в последний день зимы. Только отгремели салюты в честь Дня Защитника Отечества.

- Скажите, случайна ли именно эта дата, накануне весны? Какие у вас ассоциации со словом ВЕСНА?

(По итогам ответов учеников составляется синквейн на тему: «Весна», Приложение )


«ЗАПИСЬ» ЧЕТВЁРТАЯ: 8 марта 2015 года, (Международный Женский день, до 70-летия Победы осталось 62 дня)


Чтение обучающимися стихотворения Т. Лавровой «Девочка, прошедшая войну» (Приложение 6)

Слово учителя: Скажите, вы когда-нибудь задумывались над вопросом: «Каждый ли способен на подвиг?» (Ответы обучающихся)

Заключающая запись нашего дневника будет посвящена вашим мамам. Я предлагаю вам, создавая словесный портрет ваших мам, закончить следующую фразу: «Подвиг моей мамы…»

Слово учителя: В заключение нашей встречи мне хотелось вам вручить то, что на войне было дороже всего – треугольное письмецо, так как именно они дарили людям надежду. Но текст этого письма обращён к вашим мамам:

«Сколько звезд на небе!

Всех не сосчитать.

Эти звезды маме

Подарю опять.

И однажды утром,

Глядя на меня,

Мама улыбнется:

«Звездочка моя»!»








































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


    О Матерях можно рассказывать бесконечно.
    Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз -они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.
    Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, - а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага?
    Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады - город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом.
    По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались -не идут ли на приступ враги?
    Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.
    Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов - всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.
    В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.
    Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:
    - Это она?
    - Она!
    И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:
    - Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...
    Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.
    Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей - теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять- что легче, что тяжелей.
    Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.
    Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила:
    - Муж?
    - Нет.
    - Брат?
    - Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот - сегодня.
    И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:
    - Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!
    - За что? - спросила первая, а та ответила ей:
    - Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину. я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..
    Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:
    - Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили:
    - Ты - человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.
    - Я - мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал.
    Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:
    - По чести - мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница - твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, - и - вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!
    - Да! -сказала она. -Это страшнее.
    Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, - матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
    Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.
    Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.
    Подошли и спросили - кто она, куда идет?
    - Ваш предводитель - мой сын, - сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась - ее сын таков и должен быть!
    И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, - в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё - так, как должна быть; именно таким она видела его много раз во сне - богатым, знаменитым и любимым.
    - Мать! - говорил он, целуя ее руки. - Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
    - В котором ты родился, - напомнила она.
    Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
    - Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя -он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь - завтра - я разрушу гнездо упрямцев!
    - Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком; - сказала она.
    - Камни - немы, если человек не заставит их говорить, - пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу!
    - Но -люди? -спросила она.
    - О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои!
    Она сказала:
    - Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...
    - Нет! - возразил он. - Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри - мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но - точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город.
    - Который пережил все имена, - напомнила мать.
    Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова.
    Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни.
    Мать -всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, -ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце.
    И он не знал, что Мать - зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она. Мать, творит и охраняет.
    Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать.
    Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды.
    Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, - она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.
    С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
    - Может быть, мы обрушимся на него еще ночью. - говорил ее сын, -если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их - всегда при этом много неверных ударов, - говорил он, рассматривая свой меч.
    Мать сказала ему:
    - Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...
    Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
    - Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
    - А женщины? - спросила она, наклонясь над ним.
    - Их - много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.
    Она спросила его в последний раз:
    - И ты не хочешь иметь детей?
    - Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отметить за них.
    - Ты красив, но бесплоден, как молния, -сказала она, вздохнув.
    Он ответил, улыбаясь:
    - Да, как молния...
    И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
    - Человек -я сделала для родины всё, что могла; Мать -я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
    И тот же нож, еще теплый от крови его - ее крови, - она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть.



М.Горький





































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,     
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Э. Асадов













ПРИЛОЖЕНИЕ 3

"Матерь человеческая"

Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…

Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.

Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.

Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…

Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…

Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…

- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание?

в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

-Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:

- Ты небось пить хочешь?

Немец закивал головой.

- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.

Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…

Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.

- Что мне с тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?

Вернер Брахт - так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.

Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:

- Мама! Мама!

И Мария поняла,

Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.

Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…

Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…

Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…

В.Закруткин.













































ПРИЛОЖЕНИЕ 4


  Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

А.Дементьев



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Весна

Прекрасная, изящная

Радует, будит, поёт

Дарит людям счастье

Тайна.









































ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Девочка, прошедшая войну

Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

Всех, кто дорог был, любим и близок,
Забрала разлучница-война.
Пожелтевший обгоревший снимок:
Два солдата в форме и она.

Предлагали сердце, душу, руку.
Жизнь, как в сказке, счастье чередой.
Да лежит один в Великих Луках,
А под Сталинградом спит другой.

И стоит в печали одинокой
Слушая седую тишину,
Бабушкою ставшая до срока
Девочка, прошедшая войну.

Т.Лаврова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Хронограф недосказанной жизни

Автор: Никонорова Надежда Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства