Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне, для учащихся 9 классов
Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Данное мероприятие посвящено 70-летию Победы нашего народа в Отечественной войне.
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хронограф недосказанной жизни »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №5 имени А.М. Дубинного г. Пятигорска.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы: литературная гостиная «Хронограф недосказанной жизни»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Никонорова Надежда Владимировна.
Пятигорск
2015г
Содержание:
Введение.
Сценарий литературной гостиной «Хронограф недосказанной жизни» (Образ матери на войне)
Приложение.
Методическая разработка написана для проведения литературной гостиной, посвященной образу матери на войне, для учащихся 9 классов
Методическая разработка представляет собой подробный сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию учащихся. Данное мероприятие посвящено 70-летию Победы нашего народа в Отечественной войне. Мероприятие направлено на воспитание у учащихся чувства долга, патриотизма, любви к своей Родине.
Цели:
Обучающие:
-уметь создавать литературный дневник;
-знакомство с творчеством русских писателей, главной темой творчества которых является тема матери
-рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
- уметь использовать средства художественной выразительности
Развивающие:
- развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.
- развитие навыков исторического анализа событий и явлений
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви и доброты, сострадания и милосердия
- воспитать чувства патриотизма и гуманности
ВВЕДЕНИЕ.
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
Женщина и жизнь - слова синонимы. Женщина дарит жизнь и оберегает её. Война уносит эту жизнь, единственную и неповторимую. Женщина и война несовместимы. Поэтому тема материнства на войне являет собой одну из самых трагичных, но в то же самое время –одну из самых мужественных страниц той печальной летописи продолжительностью 1418 страниц.
На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов- слово: «МАМА». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего, - это слово «МАМА». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся - это слово «МАМА», потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека.
Литературная гостиная "Хронограф недосказанной жизни" (Образ матери на войне)
Оборудование.
- слайд с изображением картины С. Рафаэль "Сикстинская Мадонна",
-слайд с изображением иконы Владимирской Божьей матери;
-слайд с изображением памятника "Родина-мать зовет" Тоидзе.
- выставка книг и детских работ «У войны НЕ женское лицо»
Ход мероприятия.
Просмотр отрывка из сериала «Стихи военных лет»: «Февральский дневник» О.Берггольц. (исп. Е.Гусева) (На финальной сцене учитель зажигает свечу)
Слово учителя. Ребята, сегодня в нашей литературной гостиной мы составим наш небольшой дневник под общим названием «Подвиг матери». А эпиграфом для него вам хотелось бы предложить необыкновенно проникновенные слова М. Горького :«Люди – это всегда дети своих матерей…ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!» Ведение дневника предполагает предельную искренность в проявлении эмоций, в выражении мыслей.
Итак…
«ЗАПИСЬ» ПЕРВАЯ: 28.02.2015г (Последний день зимы, до 70-летия Победы осталось 70 дней)
Образ матери - символ самого дорогого, родного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать. В трудные времена для Родины вставали сыновья, не жалея своих жизней. Мужчины были на войне, поэтому женщинам - матерям было очень трудно. Все это глубоко отражено в знаменитом памятнике-«Родина - мать зовет». Этот памятник-символ скорби и вечной памяти. Посмотрите на слайде.
-Ребята, вы знаете, где находится этот памятник?
-В Волгограде (Россия), в Киеве (Украина)
Чтение обучающимися отрывков из 11 главы «Сказки об Италии» М.Горького (Приложение 1)
Обсуждение прочитанного:
- Согласны ли вы с финалом данной главы? Возможно ли представить развитие событий иначе? (Ответы обучающихся)
«ЗАПИСЬ» ВТОРАЯ: 1 марта 2015 (Первый день весны, до 70-летия Победы осталось 69 дней)
Слово учителя:
Ребята, во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Божья Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, потому что Богородица прежде всего Мать. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна». Написана она в Риме для монастыря св. Сикста.
С 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.
Давайте, послушаем историю создания этого портрета.
Обучающийся рассказывают историю создания
История создания портрета
Существует гипотеза, что картина была написана в1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн. В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля.
Слово учителя:
Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля. На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе.
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства. Образ довершают проницательный взгляд папы Сикста и умилительная святость великомученицы Варвары.
Да, картина Рафаэля непревзойденный шедевр искусства, она достойна уважения и восхищения, но и наша отечественная литература и искусства в целом так же уделяют немало внимание образу матери.
Давайте прослушаем произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся».
«Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с тобою
Благодатная ты в женах,
И благословенен плод чрева твоего
Яко Спаса родила еси душ наших.»
Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матерью. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово “мать”, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.
Чтение стихотворения Э.Асадова «О скверном и святом» (Приложение 2)
Слово учителя:Посмотрите на слайде Владимирская икона Божьей матери Эту икону называют –Древнейшей песнью материнства. Все обращение к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.
Чтение обучающимися отрывка из повести В.Закруткина «Матерь человеческая» (Приложение 3)
- Каждый ли сможет простить то, что простить, казалось бы, невозможно? Откуда взяты Марией силы для такого поступка? (Ответы обучающихся)
«ЗАПИСЬ» ТРЕТЬЯ: 5 марта 2015г. (Опять весна шагает по планете, до 70-летия Победы осталось 65 дней)
Слово учителя: Да, суметь простить и понять, обогреть и приласкать способна только настоящая МАМА. Всем было страшно на войне, а матерям в сотни, тысячи раз, потому что нет ничего страшнее, чем хоронить своих детей!
Чтение обучающимися Баллады о матери (Приложение 4)
Слово учителя:Мы открыли наш небольшой дневник 28 февраля 2015г, в последний день зимы. Только отгремели салюты в честь Дня Защитника Отечества.
- Скажите, случайна ли именно эта дата, накануне весны? Какие у вас ассоциации со словом ВЕСНА?
(По итогам ответов учеников составляется синквейн на тему: «Весна», Приложение )
«ЗАПИСЬ» ЧЕТВЁРТАЯ: 8 марта 2015 года, (Международный Женский день, до 70-летия Победы осталось 62 дня)
Чтение обучающимися стихотворения Т. Лавровой «Девочка, прошедшая войну» (Приложение 6)
Слово учителя: Скажите, вы когда-нибудь задумывались над вопросом: «Каждый ли способен на подвиг?» (Ответы обучающихся)
Заключающая запись нашего дневника будет посвящена вашим мамам. Я предлагаю вам, создавая словесный портрет ваших мам, закончить следующую фразу: «Подвиг моей мамы…»
Слово учителя: В заключение нашей встречи мне хотелось вам вручить то, что на войне было дороже всего – треугольное письмецо, так как именно они дарили людям надежду. Но текст этого письма обращён к вашим мамам:
«Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
«Звездочка моя»!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
О Матерях можно рассказывать бесконечно. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз -они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, - а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага? Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады - город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом. По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались -не идут ли на приступ враги? Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей. Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов - всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них. В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Люди, увидав ее, спрашивали друг друга: - Это она? - Она! И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее: - Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом... Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу. Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей - теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять- что легче, что тяжелей. Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила: - Муж? - Нет. - Брат? - Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот - сегодня. И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала: - Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее! - За что? - спросила первая, а та ответила ей: - Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину. я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!.. Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала: - Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили: - Ты - человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас. - Я - мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал. Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили: - По чести - мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница - твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, - и - вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти! - Да! -сказала она. -Это страшнее. Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, - матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь. Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность. Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры. Подошли и спросили - кто она, куда идет? - Ваш предводитель - мой сын, - сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась - ее сын таков и должен быть! И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, - в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё - так, как должна быть; именно таким она видела его много раз во сне - богатым, знаменитым и любимым. - Мать! - говорил он, целуя ее руки. - Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город! - В котором ты родился, - напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости: - Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя -он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь - завтра - я разрушу гнездо упрямцев! - Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком; - сказала она. - Камни - немы, если человек не заставит их говорить, - пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу! - Но -люди? -спросила она. - О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала: - Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... - Нет! - возразил он. - Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри - мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но - точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город. - Который пережил все имена, - напомнила мать. Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова. Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни. Мать -всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, -ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце. И он не знал, что Мать - зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она. Мать, творит и охраняет. Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать. Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды. Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, - она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти. - Может быть, мы обрушимся на него еще ночью. - говорил ее сын, -если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их - всегда при этом много неверных ударов, - говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему: - Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря: - Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть. - А женщины? - спросила она, наклонясь над ним. - Их - много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз: - И ты не хочешь иметь детей? - Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отметить за них. - Ты красив, но бесплоден, как молния, -сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: - Да, как молния... И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: - Человек -я сделала для родины всё, что могла; Мать -я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна. И тот же нож, еще теплый от крови его - ее крови, - она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть.
М.Горький
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то где-то В кущунственную брань превращено? …
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей!
Э. Асадов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
"Матерь человеческая"
Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…
Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.
Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.
Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.
Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:
- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…
Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…
Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"
Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…
- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание?
в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
-Мама! Ма-а-ма!..
Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…
Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:
- Ты небось пить хочешь?
Немец закивал головой.
- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.
Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…
Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.
- Что мне с тобой делать? - качая головой, спросила Мария. - Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?
Вернер Брахт - так звали немца - молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.
Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:
- Мама! Мама!
И Мария поняла,
Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.
Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…
Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…
Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…
В.Закруткин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Баллада о матери Постарела мать за много лет, А вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она? Много лет, как кончилась война. Много лет, как все пришли назад, Кроме мёртвых, что в земле лежат. Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не пришло.
...Раз в село прислали по весне Фильм документальный о войне, Все пришли в кино - и стар, и мал, Кто познал войну и кто не знал, Перед горькой памятью людской Разливалась ненависть рекой. Трудно было это вспоминать. Вдруг с экрана сын взглянул на мать. Мать узнала сына в тот же миг, И пронёсся материнский крик; - Алексей! Алёшенька! Сынок! - Словно сын её услышать мог. Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой. Всё боялась - вдруг он упадёт, Но сквозь годы мчался сын вперёд. - Алексей! - кричали земляки. - Алексей! - просили, - добеги!.. Кадр сменился. Сын остался жить. Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку он бежит. Жив-здоров, не ранен, не убит. - Алексей! Алёшенька! Сынок! - Словно сын её услышать мог... Дома всё ей чудилось кино... Всё ждала, вот-вот сейчас в окно Посреди тревожной тишины Постучится сын её с войны.
А.Дементьев
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Весна
Прекрасная, изящная
Радует, будит, поёт
Дарит людям счастье
Тайна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Девочка, прошедшая войну
Девушку, совсем ещё девчонку, С мягкою улыбкой после сна, В форме школьной, с бантами и чёлкой Увела безжалостно война.
В медсанбатах фронтовых походных, В городах, пылающих огнём Всех солдат израненных, голодных Возвращала к жизни день за днём.
Маленькими ловкими руками Бинтовала раненых, слепых. Сколько писем написала мамам За безруких пареньков седых.
На шинели ордена, медали, Выправка военная и стать. Только деток руки не держали, Не успела деток нарожать.
Всех, кто дорог был, любим и близок, Забрала разлучница-война. Пожелтевший обгоревший снимок: Два солдата в форме и она.
Предлагали сердце, душу, руку. Жизнь, как в сказке, счастье чередой. Да лежит один в Великих Луках, А под Сталинградом спит другой.
И стоит в печали одинокой Слушая седую тишину, Бабушкою ставшая до срока Девочка, прошедшая войну.