Старший воспитатель учебного курса 5 -х классов ФГКОУ «ТПКУ»
_____________ О.А.Судьин.
«____» _________ 20___ г.
«Т ю м е н с к о е п р е з и д е н т с к о е к а д е т с к о е у ч и л и щ е»
Классный час
На тему: «Дисциплина –залог успеха»
Воспитатель 5 « Г» класса
Вязьмин П.А.
г. Тюмень
Дата проведения:22.10.2016
Время проведения: 15.00-15.45
Место проведения: учебный корпус
Материально-техническое оснащение: Да
Форма проведения: беседа, групповая работа
Цель: выяснить, что представляет собой дисциплина.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с понятием “дисциплина”.
2. Формировать представление о дисциплине как норме поведения.
3. Вместе с кадетами выяснить, что представляет собой дисциплина – послушание или активную работу.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием.
Ход мероприятия:
Вступление.
На интерактивной доске появляется надпись:
Дисциплина – мать победы. Александр Васильевич Суворов
А вот победы какой и над чем, мы сегодня и выясним.
Основная часть.
(Чтение отрывка)
Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.
Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется от своих четок или книги и говорит:
-- Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.
Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.
-- Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.
Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.
-- Авдеенко думает, что он лебедь, -- поясняет Харлампий Диогенович. -- Черный лебедь, -- добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. -- Сахаров, можете продолжать, -- говорит Харлампий Диогенович.
Сахаров садится.
-- И вы тоже,-- обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва
заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. -- ...Если, конечно, не сломаете шею... черный лебедь! -- твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.
Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая
мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.
Ученик, отступающий от школьных правил, -- не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.
Какие ассоциации вам приходят в голову со словом дисциплина?
Что же такое дисциплина? (слайд 2) (ответы)
правила поведения
соблюдение правил
это порядок
- Зачем нужна дисциплина? (слайд 3) (ответы)
Помогает поддерживать порядок
Помогает чувствовать себя в безопасности
Помогает сохранить жизнь и здоровье
- Но вы, наверное, скажите, что у дисциплины есть и оборотная сторона, отрицательные черты? Какие? (слайд 4) (ответы)
Ее соблюдение требует постоянных усилий
Предъявляет строгие требования
Ограничивает свободу
- Итак, (слайд 5) дисциплина – это правила поведения, которые помогают поддерживать порядок и требуют постоянных усилий, силы воли.
- Вы разделились на две группы. Одна группа считает, что дисциплина – это послушание, а вторая: дисциплина – это активная работа.
- Выступления 1 группы (Дисциплина – это послушание)
- Правил много. Как вы думаете, кто нас может заставить, чтобы мы соблюдали все эти правила поведения?
МЫ САМИ!
- Поэтому, дисциплина – это, прежде всего, (если обратиться к теме урока) активная работа над собой, своей силой волей. (слайд 7)
- Выступление 2 группы. (Дисциплина – активная работа)
Перед вами лежат карточки. Подумайте, отметьте, какими качествами должен обладать ДЧ и НЧ.
Зачитывают ответы.
Дисциплинированный человек
Недисциплинированный человек
организованный; выдержанный,
соблюдает правила;
не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня;
доводит начатое дело да конца;
пунктуальный;
аккуратный;
ответственный,
готов подчиняться собственным целям и т.д.
неорганизованный, несобранный,
не соблюдает правила поведения;
не доводит начатое дело до конца;
часто опаздывает на уроки (деловые встречи),
нередко что-то забывает, теряет, держит свои вещи в беспорядке и т.д.,
безответственный;
не способен ставить перед собой цели и подчиняться им и т.д.
Подведем итоги. Что же представляет собой дисциплина. Это послушание или активная работа?
- Пусть следующие афоризмы известных людей послужат вам девизом к последующим действиям и остановят вас при нарушении правил, которые необходимо соблюдать (слайд 8)
Без дисциплины не имеет значения, насколько ты хорош, ты ничто! Когда-нибудь ты встретишь крутого парня, который выдержит самые твои лучшие удары. И будет продолжать наступать, потому что он сильный. Не лишайся силы духа и мужества. Это время, когда дисциплина вступает в игру (Майк Тайсон) (слайд 9)
Сознательная дисциплина — разве это не есть истинная свобода? (Николай Константинович Рерих)
Заключение.
Рефлексия.
На листочках запишите, что значит для вас ДИСЦИПЛИНА. Прикрепите листочки на доску
1 группа. Дисциплина – это послушание.
Подумайте и ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ
- Дисциплина – это послушание?
- Для чего надо соблюдать дисциплину?
- Какой класс можно назвать дисциплинированным?
2 группа. Дисциплина – активная работа.
Подумайте и ответьте на вопросы, аргументируя свой ответ
- Можно ли сказать, что дисциплина – это активная работа?
- Для чего надо соблюдать дисциплину?
- Какой класс можно назвать дисциплинированным?
Надеюсь, что всем понятно, что дисциплинированный кадет добивается больших результатов в короткие сроки, а дисциплинированный класс считается лучшим.
Желаю вам быть дисциплинированными и многого добиться в жизни.