kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Детство,опалённое войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан на основании книги Н.И. Харьковской «Предметная неделя истории в школе». Автор О.В. Хаталах 

 Цель: Сформировать оценочные компетенции учащихся, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать навыки декламировать и выразительно читать, прививать уважение и сострадание к судьбам военного поколения, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма.                                                                                                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Детство,опалённое войной" »

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ». 7 «А» КЛАСС, 2007-2008 учебный год. (Разработан на основании книги Н.И. Харьковской «Предметная неделя истории в школе». Автор О.В. Хаталах) Классный руководитель Матюшко Нина Петровна. Цель: Сформировать оценочные компетенции учащихся, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать навыки декламировать и выразительно читать, прививать уважение и сострадание к судьбам военного поколения, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма. Оборудование: Рисунки детей-узников концентрационного лагеря Терезин, записи песен «Вставай, страна огромная», «Бухенвальдский набат» и мелодия «Грустный вальс» Д.Шостаковича.

УЧИТЕЛЬ: В 1933 году в Германии к власти пришла Немецкая социал - националистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером - нацисты, так они себя называли. Их цели были чудовищно грандиозны: завоевать весь мир и превратить в единую державу- Третий рейх. Схожие цели преследовали сподвижники нацистов в Италии - фашисты, возглавляемые Бенито Муссолини. Поэтому немецких захватчиков называют «немецко-фашистские захватчики». В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет? Лучший друг? Любимая книга?» был и такой вопрос: «Чего ты боишься больше всего?» И мы, дети восьмидесятых, отвечали «Войны». Вы - четвёртое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье вам рассказывают о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. Кроме того, названия городов, улиц и площадей, памятники и музеи- всё это помогает сохранить память о минувшей войне, чтобы не допустить её повторения. Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников - военном поколении детей, о том, как они жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье -22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовался на заводах и фермах Германии.

Звучит мелодия Александрова «Вставай, страна огромная», выходит первая группа учащихся. 1-й чтец: Война не пришла, а ворвалась в наши дома, сразу нарушив привычный ритм жизни. Немцы шли сытые, наглые - город замер в ожидании. Сценка «Собрание». Мальчики сидят за столом, обмениваются последними новостями. 1-й чтец: Сестру в Германию угнали. Спрятать мы её не успели. 2-й чтец: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать начала: «Это наш дом. Понимаете, наш!» и офицер её так толкнул, что она упала и о печку ударилась, сознание потеряла. 3-й чтец: Мать в городе была, там пленных наших за колючей проволокой держат, голодных и измождённых. 4-й чтец: А я слышал, что в городе радио заработало. Партизанское. Передача из Москвы. Немцы врут, что они уже победу одержали, а в Москве- то велосипедный праздник. А ещё говорят, что подпольщики мосты и дороги взрывают. 1-й чтец: Но мы- то, что мы можем сделать? У нас и оружия- то нет. 2-й чтец: Взрывать мосты, дороги! Да разве это сделаешь голыми руками? 3-й чтец: С партизанами бы связаться, да где их найдёшь? В Покровском о них не слыхать. Лесов у нас нет, степь только. 4-й чтец: Я знаю, с чего надо начать. Давайте напишем листовки и расклеим их повсюду. Берёт карандаши, вырывает из тетради листы, делит их пополам. Ребята пишут, читая вслух. 2-й чтец: Мы знаем, что врага можно на фронте убить прицелом только с одной стороны, а в тылу можно отовсюду. 1-й чтец: Так что давайте бороться хоть понемногу, чтобы как можно скорее разбить врага и освободить наших близких, насильно угнанных в Германию. 3-й чтец: Над ними издеваются, их морят голодом. 4-й чтец: Вставайте против врага! Смерть фашистам!.. 2-й чтец: Ребята, давайте расклеим листовки. Это много - в оккупированном городе знать, что страна не сломалась, а воюет, и победа близка. 3-й чтец: Многие мальчишки бежали на фронт, участвовали в боях. Их называли сыновьями полков. 4-й чтец: Ходили в разведку, воевали, геройски погибали. Вот лишь некоторые имена: ЗАБРОДЧЕНКО НИКОЛАЙ, ОСИПОВ НИКОЛАЙ, РАКИТОВ ГРИГОРИЙ, ПОПОВ АЛЕКСЕЙ, БАЛАБУХА АНАТОЛИЙ, КОМАРЬ АНАТОЛИЙ.… Звучит «Грустный вальс» Шостаковича. Первая группа учащихся садится на свои места, выходит вторая группа. 1-й чтец: Покровские подпольщики на своём первом заседании читали письмо сестры товарища. Когда девушку угоняли в Германию, брат сказал: «Правду тебе все - равно не дадут написать, если будет очень тяжело, пиши - «Живу нормально», а если будет невмоготу, пиши - «Живу хорошо».» Через несколько месяцев пришло письмо. Все слова вымараны чёрной краской. Осталась лишь одна строка - «Живу хорошо». 2- чтец: Из далёких веков проступает картина: Дети, стоящие на площади, Как рабы в Риме. Сытая публика ходит, выбирает, Пусть за свиньями убирает, С ними и поест из корыта… «Шнель, шнель…» И дверь закрыта. 3-й чтец: А эти дети пойдут на завод. Они большие - им семнадцатый год. Плата - побои, Краюшка хлеба да миска помоев. Мечты и радости – всё забыто… «Шнель, шнель…» И дверь закрыта. Звучит «Бухенвальдский набат». Выступивших ребят сменяет следующая группа учащихся. 1-й чтец: Нацисты возомнили себя богами, которые имеют право распоряжаться чужими жизнями. В их планы входило уничтожить всех евреев, цыган три четверти славян, а оставшихся превратить в рабов. 2-й чтец: Будущее нации - её дети. И поэтому детей враги тоже отправляли в концентрационные лагеря. Их жгли, травили газом, расстреливали. 3-й чтец: Терезин - маленький чешский городок. Старинная крепость, затерявшаяся среди гор и равнин. Через транзитный лагерь Терезин за годы войны прошло 140 тысяч человек. 15 тысяч детей было отправлено отсюда в Освенцим. Выжило меньше сотни, из детей младше 14 лет не выжил никто. 4-й чтец: И обратилось всё в огромное ничто, Всё, что ты так любила. Было раннее утро, Взвалили свои котомки на спины. Закрыты окна, заперта дверь. Хрустнул ключ - Уходим прочь. Ничего- ничего, ничего больше нет. 5-й чтец: «Дом мой, дом… Дорогой, единственный…»- Пела так Анечка, Умолкла навсегда. Дом мой, дом, Дорогой, единственный… Самый- самый дорогой, Самый- самый дорогой. Нет, это уже не Милена из Граца, Это три цифры да две буквы. 6-й чтец: Но дети всегда дети. Это понимала преподавательница Фридл Диккер - Брандейсова. Она учила детей рисовать. Наверное, больше всего её мучил вопрос: как сделать, чтобы обрывков ткани и бухгалтерских ведомостей хватило всем, кто хотел рисовать. 7-й чтец: А ещё перед ней стояла задача освободить детей. Нет, она не могла вывести их из концлагеря, но хотела заставить ребячью фантазию унестись за пределы кошмарного Терезина. 8-й чтец: Позже искусствоведы отметят, что по определённым признакам можно догадаться, что дети, сделавшие рисунки, находились в неволе. Возможно. Искусствоведам виднее. Но мы увидели в рисунках другое. Фридл за колючей проволокой дарила детям то, что обещала. Она дарила им СВОБОДУ. Вглядитесь… Дети расступаются, и на передний план выдвигаются репродукции, сделанные с рисунков юных учеников Фридл, узников лагеря.



9-й чтец: Они творили. И тогда, пусть на время, исчезали зловещие картины ада, отступал Гитлер со своими миллионными армиями, отступало горячее дыхание тифа и неумолимый лай овчарок. Отступал ужас смерти. Спасибо, Фридл. 10-й чтец: Практически все ученики Фридл погибли, задушенные газом «Циклон Б». У нас остались только тысячи рисунков. Давайте вглядимся в них, чтобы никогда не продолжился этот страшный список: РЕНЕ ГЛЮКЛИНОВА, 13 лет, АННА ГЛЮНВАЛЬДОВА, 14 лет, СУЗИ ДЕГЕНОВА, 10 лет, МИЛЕНА ДЕЙМЛОВА, 12 лет… Учащиеся усаживаются на свои места. Учитель: В 1945 году закончилась самая страшная в истории человечества война. 2007 год- год празднования 62-й годовщины Великой Победы. Как вы считаете, может пора уже обо всём забыть и не тревожить старое? Учащиеся и гости высказывают свои мнения. Учитель: Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее. А сейчас прошу вас взять ручки и написать на листочке своё самое заветное желание. Сверните листок и положите в коробочку. Присутствующие складывают свои листки в коробку. Учитель: Мы живём в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны… (Поджигает листочки в коробке) И все наши надежды превращаются в пепел. (Показывает пепел аудитории) И приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь. Мальчикам, играющим в войну Я в больших ладонях протяну Два десятка взятых наугад Оловянных маленьких солдат. (Протягивает лист картона, на котором на пластилине закреплены оловянные солдатики) Ты смотри внимательнее, дружок, Тот без рук, а этот вот без ног. Третий чёрный, зубы лишь как мел, Видно в танке заживо сгорел. На четвёртом ордена как щит, Он в Берлине в мае был убит. А вот этот на густой заре В сорок третьем утонул в Днепре. У шестого на глазах слеза - Много лет как вышибло глаза…(Собирает солдатиков в руки и протягивает их на раскрытых ладонях к слушателям) Горсть солдат ребятам протяну - Не играйте, мальчики, в войну…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Классный час "Детство,опалённое войной"

Автор: Матюшко Нина Петровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства