Цели:знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "850-летие Х.А. Яссави"»
Классный час на тему: «850-летие Х.А. Яссави»
Цели:
- знакомство учащихся с культурным наследием казахского народа;
- воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру;
- привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.
- расширять знания учащихся об исторических памятниках Казахстана;
- воспитывать гражданские и патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Ход классного часа.
1. Орг. момент
2. Слово учителя.
Туркестан – древний город наших прадедов. Он расположен между реками Каратау и Сырдарья, на великом Шелковом пути. С востока и запада шли в город нескончаемые вереницы караванов. В давние времена город назывался Шабгар, позднее его переименовали в город Яссы.
Слово Туркестан означает место, где остановились тюрки. С сакских времен наши прадеды входят в тюркские племена. Они возводили этот город, открывали учебные заведения – медресе.
Старшим учителем в одном из них в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Себя Ахмет называл «Яссауичкий раб Ходжа». Он родился в городе прадедов – Исфиджабе (Сайрам). Ахмет рос умным, талантливым мальчиком и стал известен на всем Востоке как великий ученый - просветитель.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Когда он дожил до возраста Мухаммеда, он сказал: «Моя душа ничем не лучше его души, поэтому я не хочу видеть этот мир». Близкие вырыли ему пещеру и построили жилье – килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Ушёл Ходжи Ахмет Яссауи в мир иной, будучи в ладу с собой, с миром, с мыслью о жизни в раю.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи. Для построения этого сооружения тысячи людей вставали в один ряд и через тысячи рук передавали жженые кирпичи. Фундамент укрепляли конскими копытами. Одно из самых великих сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Известный в то время мастер Аблилялиз изготовил знаменитый казан в местности Карнак. Казан выполнен из сплава семи металлов, в него помещается мясо семи лошадей. На внешней стороне казана выгравировано на арабском языке имя мастера.
Земля Туркестана с давних времен является символом святости для нашего народа. Ханы, восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, Вы, новое поколение, окунётесь в историю своей земли, отражённую в каждом камне, в каждом кирпичике.
3. Беседа по вопросам:
– Расскажите, что вы узнали о Туркестане?
– Каким вы себе представили этот город? Какую картинку к этому рассказу вы бы нарисовали?
– Как вы думаете, почему люди построили памятник Яссауи? Почему в те времена так высоко ценили дело учителя?
4. Демонстрация видеофильма об Астане.
– Наш путь лежит в столицу нашей Родины, город Астану.
Демонстрация видеофильма об Астане.
– В этом молодом, быстрорастущем городе много замечательных архитектурных построек, которые обязательно станут историческими памятниками нашей Родины. Одним из таких памятников является архитектурный комплекс «Астана-Байтерек». Этот монумент символизирует священное дерево – дерево мудрости и стойкости.
5. А теперь проведем небольшой турнир!
Делимся на команды, на столах перед каждой – девиз, название соответствующее этому девизу придумывают сами дети. Представление команд, приветствие.
– девиз: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна!» – команда «Отан»
– девиз: «Сто наций, сто народов, сто племен, Всем вам рахмет и низкий вам поклон!» – команда «Достық» Конкурс 1. Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова “отечество”, “родина”
– Какие слова у вас получились?
– Как вы думаете, как связаны эти слова между собой?
Конкурс 2.
Вопросы для команды 1.
« Любовью наполнил творение зодчий, На куполе солнце сияет серьгой, И кажется, я прикасаюсь воочию К истории Родины робкой рукой».
Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко- архитектурных памятников. Какому?
а) Кафедральный собор г.Алматы (XX в.) б) Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.) в) Мазар Козы- Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-X вв.)
Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
а) Ыкылас б) Коркут в) Амре
3.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы . Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?
а) I в. – массагеты б) III в. – персы в) IV в. до н.э. – саки
Вопросы для команды 2.
«… В нем мудрость и сила – начало начал,
Сплетались, сроднившись, как корни дерев,
Он знал наизусть Фараби, Яссави,
В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М.Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?
а) Каир хан
б) Кенесары хан
в) Тауке хан
2. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет: «Она велика:
От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша».
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана?
а) Гунны б) Скифы в) Персы
3. В прошлые века наши предки жили в Государстве кыпчаков – «Дешт-и-Кыпчак», но границы его простирались от Иртыша на Востоке до Волги на Западе, от Южной Сибири до Семиречья (Талас). Ярким памятником кыпчакского языка XIII века является «Кодекс куманикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции в церкви Св.Марка. А теперь отгадайте загадку из «Кодекса куманикус»: «Чего не имеешь ни ты, ни я, ни горные цепи, ни травы, ни пламя, ни камень и даже кыпчаки?» Эту вещь часто ищут в сказках.
а) Живая вода
б) Молодильные яблоки
в) Птичье молоко
Конкурс 3.
У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Задание: За 3 минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод. Текст для первой команды:
Қазақстан жері. Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % – өзен, көл,теңіз. Жерінің 50% шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай. Словарь: Көлем – объем Шаршы – квадрат Шөл – пустыня Аймақтар – территории.
Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Қазақстан Республикасы – егеменді ел.Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25 ө сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды№ Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының кұрамына енді. Словарь: Егеменді – суверенный Жарлық – указ Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств Құрамы – состав.
6. Чтение легенды учащимся
Давным-давно, когда только зарождалась жизнь на земле, Бог решил создать земные богатства. Взял он мешок и полетел над землёй. России он отдал густые леса с прозрачными реками, Кавказу – высокие горы и моря, Средней Азии – прекрасные виноградники и хлопок. Устал Бог и прилёг отдохнуть. Пока он отдыхал, прибежала мышка и прогрызла в мешке дырку. Проснулся Бог и полетел дальше. И когда он пролетал над Казахстаном, из мешка выпали высокие горы, чистые озёра, густые леса, необъятные бескрайние степи и засушливые пустыни.
Богата и необъятна наша страна. Широко раскинулось она под ярким солнцем. Здесь есть и бескрайние степи, и высокие горы, и глубокие озера, и бурные реки. В полях колосится пшеница. В садах зреют ароматные яблоки. Поют звонкую песню родники. В городах и аулах Казахстана живут люди разных национальностей. 16 Декабря народ Казахстана отмечает День Независимости. В этот день всюду слышна музыка. Развевается небесно-голубой флаг. Гордо простер на нем золотые крылья свободный беркут. Мы гордимся своей страной. Наша Родина богата золотым хлебом, звонкими песнями, полезными ископаемыми. Она хочет быть добрым соседом и другом для других стран. Республика Казахстан – древняя и молодая земля. Она любима нами с детства и на всю жизнь.