Данный классный час проводится среди учащихся начального звена ( 3-4 класс). Направление данного классного часа: ассоциальные явления. Цель данного внекласного мероприятия: Формирование у учащихся собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов.
- воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье;
- дать учащимся представление о виртуальной и реальной жизни, учить рассуждать по теме, делать выводы о позитивной стороне виртуальной и реальной жизни, пополнять словарный запас;
- корректировать понятие « виртуальная» и «реальная» жизнь
- развивать мышление, доброжелательность, внимание, уважение друг к другу.
Данный классный час был опробирован и получил отличные отзывы, с учащимися 4 класс школы № 177 в рамках проведения конкурса "Лучший учитель 2014года"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье;
- дать учащимся представление о виртуальной и реальной жизни, учить рассуждать по теме, делать выводы о позитивной стороне виртуальной и реальной жизни, пополнять словарный запас;
- корректировать понятие « виртуальная» и «реальная» жизнь
- развивать мышление, доброжелательность, внимание, уважение друг к другу.
Техническое оснащение:интерактивная доска
Программное обеспечение:
Редактор электронных презентаций Microsoft PowerPoint;
Текстовый процессор Microsoft Word; Microsoft Excel
План внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
II. Введение. Объявление темы занятия
III.Работа в группах
IV. Вывод
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: - Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Ребята, ваши анкеты показали, что большинство из вас уже проводят за компьютером большую часть свободного времени (Приложение 1)
- Вы знаете, что в играх и по телевизору часто употребляют такие слова: «жизнь виртуальная, реальная». Как вы понимаете – что такое реальная жизнь?
Предполагаемые ответы детей: реальная жизнь – личная жизнь каждого человека (чтение, музыка, учёба, общение, друзья, каникулы, увлечения, спорт, семья и т.д.)
- Что такое виртуальная жизнь?
Предполагаемые ответы: виртуальность – это фантазия и вымысел.
Учитель: - Виртуальная жизнь – искусственная реальность, созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку. Как вы думаете, какие технические средства создают искусственную реальность?
Предполагаемые ответы: компьютер, телефон.
Учитель: - Так давайте же выясним, какая жизнь лучше реальная или виртуальная?
Каждая группа сейчас получит свое задание и расскажет нам свою позицию по данному вопросу.
1 группа ваша задача найти положительные стороны виртуальной жизни
2 группа ваша задача найти отрицательные стороны виртуальной жизни
3группа ваша задача защитить реальную жизнь
4 группа вам предстоит сформулировать простые правила безопасности от компьютерной зависимости
На столах у ребят лежат заготовки с отрицательными и положительными сторонами виртуальной жизни, предметы из реальной жизни, а также ряд правил от компьютерной зависимости. (Приложение 2)
Ребятам дается время на чтобы решить поставленную задачу.
Учитель: Я вижу, что вы готовы высказать своё мнение. (От каждой группы выходит представитель или каждый ученик зачитывает мнение, выраженное всей группой)
Предполагаемый ответ:
1группа: Мы считаем, что положительными сторонами виртуальной жизни являются: - поиск информации,
- общение с друзьями из другой страны,
- много друзей,
- оплата коммунальных услуг,
- дистанционное обучение детей-инвалидов
- компьютер не выражает недовольства, прекрасный партнер, не предъявляет никаких требований
2 группа: А наше мнение таково
- происходит потеря здоровья, от долгого сидения нарушается осанка и фигура, страдает позвоночник, а с ним и сердце, почки, портится зрение, болит голова.
- мало читает книги, не развивается речь
- могу превратиться в кого захочу, хорошего или плохого
- жестокие правила и наказания в игре
- нет живого общения с учителем, друзьями
- ребенок становится раздражительным, агрессивным, замкнутым,
- снижается успеваемость, нарушается режим,
- конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
3 группа – показывает все стороны реальной жизни. Для этого использует:
книги, фото на даче, мяч, альбом и краски, вязание, вышивание, конфеты, игрушки, цветы, поделки, а также дети показывают общение – обнявшись.
4 группа – выбирают правила безопасности от компьютерной зависимости и выписывают только верные. Затем их зачитывают. Учитель раздает заранее заготовленные правила. (Приложение 4)
Больше уделяй внимание развитию своему творческому потенциала (рисование, занятие музыкой)
Спортом можно заниматься и в компьютере
Приобщайся к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.
Играть в компьютер можно неограниченное время
Соблюдай режим работы за компьютером. Школьники 1-4 классов могут непрерывно работать за компьютером не более 15 минут.
Придумай другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.
Скачивай все подряд компьютерные программы. Играй в те игры, которые хочется. Не слушай взрослых.
Тщательно подходи к отбору компьютерных программ. Они должны соответствовать твоему возрасту, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играешь ты. Отдавай предпочтение развивающим играм
Вывод: Мне очень понравились ваши ответы.Так какая же жизнь интереснее и безопаснее реальная или виртуальная сделайте свой выбор.
-Ребята идут к доске и делают свой выбор (у каждого из них есть специальный символ реальной и виртуальной жизни)
Ученик: Я выбираю… А вы Лариса Львовна, какую жизнь выбираете?
Приложение 1
Опросник интернет-зависимости Кимберли Янг Выберете наиболее подходящий вариант ответа:
1 балл – никогда 2 балл - изредка 3 балл - временами 4 балл - часто 5 балл - постоянно
Вопросы:
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались? 2. Часто ли Вы игнорируете домашние дела, чтобы провести больше времени в сети? 3. Часто ли Вы предпочитаете разговор он-лайн личной встречи? 4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернета? 5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, которое Вы проводите в сети? 6. Часто ли страдает ваша учёба или работа вследствие длительного пребывания в сети? 7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, прежде чем сделать что-либо другое, более необходимое? 8. Часто ли страдает ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом? 9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети? 10. Часто ли Вы отгоняете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни утешительными мыслями об Интернете? 11. Часто ли Вы предвкушаете, что скоро вновь окажетесь в Интернете? 12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? 13. Часто ли Вы злитесь, ругаетесь, раздражаетесь или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети? 14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна или ночью? 15. Часто ли Вы думаете, чем займётесь в Интернете, будучи офф-лайн, или фантазируете о пребывании он-лайн? 16. Часто ли Вы говорите себе: «Ещё минутку, ещё немного», находясь он-лайн? 17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? 18. Часто ли пытаетесь скрыть количество времени, проводимого Вами в Сети? 19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете вместо того, чтобы выбраться куда-нибудь с друзьями? 20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне Сети, и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? Ответы нужно суммировать
до 20 баллов – обычный пользователь Интернета, начальная устойчивость к интернет-пристрастию высокая, самоконтроль достаточный
21-49- вероятна зависимость от компьютера. Недостаточный самоконтроль 50-79 баллов – вероятна определенная интернет-зависимость, рекомендуется обратить на это свое внимание, возможно, есть необходимость консультации психолога. 80-100 баллов – патологическое использование Интернета, интернет-зависимость, необходима безотлагательная помощь психотерапевта. Более 100 баллов – похоже, уже ничего исправить нельзя…
Приложение 2
Положительные и отрицательные стороны виртуальной жизни
- поиск информации
- общение с друзьями из другой страны
- много друзей,
- оплата коммунальных услуг
- дистанционное обучение детей-инвалидов
- компьютер не выражает недовольства, прекрасный партнер, не предъявляет никаких требований
- происходит потеря здоровья, от долгого сидения нарушается осанка и фигура, страдает позвоночник, а с ним и сердце, почки, портится зрение, болит голова.
- мало читает книги, не развивается речь
- могу превратиться в кого захочу, хорошего или плохого
- жестокие правила и наказания в игре
- нет живого общения с учителем, друзьями
- ребенок становится раздражительным, агрессивным, замкнутым
- снижается успеваемость, нарушается режим,
- конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
Приложение 3
Рекомендации классному руководителю по предотвращению компьютерной зависимости
Степень зависимости
Рекомендации
Компьютерная зависимость явно выражена
1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, - "режим дня" для ребенка, где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером (оптимально до 30-60 мин в день).
2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру, совместные прогулки (в магазин, кинотеатр, парк).
3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.
4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять.
Дети, у которых наблюдается компьютерная зависмость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.
5. Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках
Ребенок не страдает компьютерной зависмостью, но расположен к ней
1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером.
2. Главное - не допустить того, чтобы ребенок стал компьютерозависимым
Ребенок не находится в зоне риска компьютерной зависимости
Участвуйте в жизни ребенка, тогда в будущем он будет так же психологически устойчив и к другим зависимостям
Приложение 4
Простые правила безопасности
от компьютера
1.Больше уделяй внимание развитию своему творческому потенциала (рисование, занятие музыкой)
2.Приобщайся к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.
3. Соблюдай режим работы за компьютером. Школьники 1-4 классов могут непрерывно работать за компьютером не более 15 минут.
4. Придумай другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.
5. Тщательно подходи к отбору компьютерных программ. Они должны соответствовать твоему возрасту, как по содержанию, так и по качеству оформления.
6. Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играешь. Отдавай предпочтение развивающим играм.