Содержание классного часа позволит ребятам вспомнить теоретические знания о письменной и устной речи, а также определить для себя правила для слушающих и говорящих, привить навыки этикета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Разговор о разговоре"»
Классный час (беседа) на тему «Разговор о разговоре»
Сегодня мы посвящаем классный час одной из самых древних и необходимых вещей в нашей жизни – языку, речи, общению.
Поэтому тема нашей беседы звучит так: «Язык – важнейшее средство человеческого общения».
Разумеется, что говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее. Да и прежде, чем написать, мы это проговариваем.
Сегодня мы и ведём разговор об устной речи, о речевом этикете, о том, какую роль он занимает в нашем языке и обиходе, определим, для чего он нужен; попробуем оценить себя с точки зрения речевого этикета и на конкретных примерах услышать правильную речь; определим правила говорящих и слушающих.
Способность говорить – не врождённая способность человека. Всем известно, что дети учатся говорить у окружающих их взрослых. При этом есть возраст, в котором мозг ребёнка особенно восприимчив к овладению языком. Это возраст от 2 до 5 лет.
Именно так «От 2 до 5» назвал свою книгу об особенностях детской речи известный русский писатель Корней Иванович Чуковский.
(В виде примера рассказать случай из жизни индийской девочки Камале).
Итак, язык – средство выражения мыслей и желаний людей. Это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей. Это и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от поколения к поколению.
Совокупность достижений человеческого общества в производственной, духовной и общественной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.
Но уметь культурно общаться, разговаривать надо учиться и немало.
Самые первые уроки культурной речи мы получаем дома, слышим от родителей, домочадцев, а затем в школе на уроках.
В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью, которая состоит из говорящего и слушающего, или пишущего и читающего соответственно.
Общение является неотъемлемой частью жизни. Жизнь – это и есть общение.
Антуан де-Сент Экзюпери назвал язык «роскошью человеческого общения». Но в человеке должно быть всё гармонично.
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой.
Джон Локк
Слова знаменитого философа, педагога и будут эпиграфом нашего занятия. Из данного высказывания видно, что мало быть воспитанным человеком, надо уметь в определённой ситуации применить свои хорошие качества.
Так, совокупность правил хорошего тона, принятых в обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определённых ситуациях, называется этикетом (от фр.сл. etiquette).
Вошло в международный обиход в XVII веке во времена правления короля Людовика 14.
Правила общения имеют конкретно-исторический характер, а также обладают национальной спецификой.
Раньше, как и сейчас, созданы были ряд книг, в которых описывались правила этикета. Например, «Домострой» - книга поучений, составленная протопопом Сильвестром в середине XVI века; пособие «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленного в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян.
Послушайте примеры из этих книг. (сделать выборку и зачитать).
Оценить с точки зрения современного этикета правила, рекомендуемые «Эрмитажным уставом», разработанным при Екатерине II.
1. «Нельзя прерывать речь того, с кем ведёшь беседу, независимо от его ранга».
2. «Не следует публично порицать третьих лиц».
3. «Разрешается вести споры, но без злословия, говорить следует умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели».
4. «Ссоры из избы не выносить, а что зайдёт в одно ухо, то бы вышло в другое, прежде, нежели выступите из двери».
То есть следует быть воспитанным во всём.
Если вы вступаете с кем-нибудь в разговор, то начинают функционировать 2 вида речевой деятельности: говорение и слушание.
Иначе говоря, то, что мы высказываем, то, что считаем необходимым сообщить, такой вид деятельности называется говорением. А то, что воспринимается содержание звучащей речи, слушание.
И, чтобы мы не нарушили норм речевого этикета, были составлены правила ведения речи: правила для говорящего и правила для слушающего.
Но прежде, чем мы к ним обратимся, попробуем оценить свои способности как собеседника с помощью вопросов теста.
Тест «Наедине с собой»
Ответьте на вопросы – «да» или «нет».
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли Вы давать советы?
5. Если тема разговора Вам неинтересна, скажете ли Вы это собеседнику?
6. Вы раздражаетесь, когда Вас не слушают?
7. У Вас по любому вопросу есть собственное мнение?
8. Если тема разговора Вам незнакома, станете ли Вы развивать её?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть хотя бы три предмета, по которым Вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Ответы на тест.
За «+» ответы на вопросы: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11 – засчитайте себе по 1 баллу и сложите их.
1 – 3 балла. Трудно сказать, то ли Вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что Вас стараются избегать, но факт остаётся фактом: общаться с Вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело.
4 -8 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но Вы не требуете в такие минуты особого внимания к Вашей персоне от окружающих.
9 – 11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без Вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только вопрос: Вам действительно приятнавсё время Ваша роль илииногда Вам приходится играть, как на сцене?
Послушаем диалог, из которого мы узнаем, что нужно сделать, чтобы стать хорошим собеседником?
Диалог «Красна речь слушанием»
Риторик. Американский писатель Кристофер Морли писал: «Чтобы стать хорошим собеседником, существует одно-единственное правило …» Как ты думаешь, какое?
Ученик. Научиться слушать.
Риторик. Конечно. Но ведь речь бывает разная. Например, ты слушаешь интересную передачу – рассказ о писателе по радио. Ты – слушатель.
Ученик. Да. Тем более я должен уметь слушать.
Риторик. Ты прав. Не случайно древнегреческий историк Плутарх утверждал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
А ведь бывает, что лектор говорит тихо, монотонно, но если внимательно прислушаться, то действительно можно извлечь пользу, потому что в лекции много нового, чего раньше не знал.
Ученик. Жаль, мы не всегда умеем хорошо слушать.
Риторик. К сожалению, ты прав. Специальные исследования показывают, что умением выслушать, вникнуть в сущность того, о чём говорится, обладает не более 10 % людей. И научно уже доказано, что информация, излагаемая устно, воспринимается лишь на 30 %, понимается и запоминается. И изначально ребят учат прежде всего слушать, запоминать.
Беседа по высказываниям.
Много веков назад древнегреческий философ Зенон писал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить».
Сравните высказывания Зенона с другими высказываниями. Сделайте вывод о значении слушания.
* Человек имеет один рот и два уха, чтобы раз сказать и два услышать.
*Красно поле пшеном, а речь слушанием.
*Кто говорит – тот сеет, кто слушает – пожинает.
Итак, слушание – один из важнейших видов речевой деятельности. Иначе говоря, наша речь строится по определённым правилам.
Правила ведения речи, или этикет речи, описывается учёными. Наверное, важнее всего выделить правила для говорящего и слушающего.
Правила для говорящего
1. Уважительность, доброжелательность к адресату.
2. Проявлять уместную, соразмерную вежливость.
3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», проникнуться эмпатией.
4. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данный момент, интересную, понятную партнёру.
5. Говорящий должен следовать логике развёртывания текста.
6. Говорящий должен помнить о длине устного высказывания.
7. Говорящий должен вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста и обстановкой.
8. В устном контактном общении необходимо ограничивать свою жестикуляцию принятыми мерками, не размахивать излишне руками и т.д.
Правила для слушающих
1. Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности.
2. Уважительность и терпение к партнёру во время слушания – важнейшее правило общения.
3. Старайтесь не перебивать, не переводить слушание в собственное говорение.
4. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы.
5. Необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог. Именно в этом случае «слово – серебро, а молчание – золото».
6. Не реагируйте на речь, направленную не к тебе. Но бери на себя ответ, если адресат не реагирует на вопрос, заданный ему.
Как видим, правила для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, и это естественно, т.к. говорящий и слушающий – две неразрывные стороны общения.
Однако наблюдения показывают, что особенно много нарушений культуры общения со стороны именно слушающих.
Слушать мы умеем плохо, не научены этому с малых лет, поэтому в совместных разговорах, беседах, дискуссиях у нас так много неурядиц, недопониманий и просто обид невыслушанных людей.
Попробуйте определить из предложенных мной диалогов, кто нарушает правила для слушающих и говорящих, опираясь на памятки, которые у вас на столах. (Примеры диалогов можно взять из сборника «Русская речь» 6 кл., 2001 год).
Вот, как мудро советует говорящим и слушающим Д.С. Лихачёв: «Для того, чтобы вас услышали, нужна доброта. Давайте постепенно привыкать к другому слову – не только гласность, но и демократия, «выпускание пара». А демократия – норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре …»
Словами Д.С. Лихачёва и завершим нашу беседу.
Заключительное слово
Ребята, о чём бы вы ещё хотели узнать из рубрики «Речевой этикет»?
Напишите темы бесед на обороте листочков, где отвечали на вопросы теста.
Сегодня мы с вами вели разговор об устной речи, я предлагаю послушать стихотворение В. Шефнера «Устная речь».