Классный час "Великому поэту Осетии посвящается" разработан к 155-летнему юбилею народного поэта Осетии Коста Хетагурова, являющегося , по словам писателя Фадеева, "Леонардо до Винчи осетинского народа".Цели-развивать познавательный и читательский интерес к произведениям классика осетинского народа, воспитывать любовь к культуре , литературе, искусству, тка как К.Хетагуров был не только поэтом, но и художником, прозиком, публицистом и видны общественным деятелемБ снискавшим любовь и признание народа еще при жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова.
Задачи:
Отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
Развивать устную монологическую и диалогическую речь; умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям классика осетинского народа.
Воспитывать любовь к своей малой Родине, ее народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
найти и прочитать материал о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова (класс разделить на 2 команды и выдать задания);
сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
организовать заочную экскурсию в музей К.Хетагурова;
подготовить инсценировку, выучить стихотворения;
приготовить любимое блюдо поэта.
Оборудование и оформление:
Выставка книг – произведений К.Л.Хетагурова.
Вставка картин поэта-художника.
Выставка рисунков учащихся.
Макет музея К.Л.Хетагурова (от каждой команды).
Высказывания известных людей о творчестве К. Хетагурова и его крылатые фразы (афоризмы) на крупных карточках.
Костюмы для инсценирования.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
На партах у детей: книги с произведениями К.Л. Хетагурова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разделен на 2 команды. Жюри – учителя (оценивают после каждого конкурса).
II. Сообщение темы и целей урока.
( задушевная музыка)
Ведущий 1
“Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое”.
(Приложение.) (Слайд 1)
– Кто знает, чьи это слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего мероприятия.
– Вы все знаете, что наш народ гордится своим великим поэтом Коста Левановичем Хетагуровым – основоположником осетинской литературы. и мы с вами сегодня отправимся по жизненным дорогам этого великого поэта, окунемся в мир его поэзии, рассмотрим редкие грани его таланта.
Ведущий 2
Итак, вступительное слово каждой команды.
Кто первый из команд начнет свое вступительное слово
5 «Б» или 5 «В» ?
Давайте начнем с 5 «Б» класса (Бекурова Мадина)
Чтец 1:
Я была девчонкой – первоклассницей,
И казалось мне – какая разница,
Чье стихотворенье в этой книжке,
Вот прочту и побегу к мальчишкам:
Мне суровость их мужская нравилась,
Ну и я от слез почти избавилась.
Я читала. Проплывали строки о вдове,
О бедности глубокой,
О котле с похлебкой из камней,
О голодных детях рядом с ней.
Я читала. И душа ребячья
Удержаться не могла от плача.
Мне тогда, ах, как хотелось страстно
Теплым хлебом саклю их украсить…
Помню, вас, мои друзья-мальчишки,
Променяла я тогда на книжки.
Сколько лет прошло! Но неспроста!
Имя мне запомнилось – Коста!
5 «В»-
Чтец 2: Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт – лирик, и художник, и драматург, и публицист, и редактор, и поэт-песенник, и прозаик, и сказочник, и баснописец! (Слайд 2)
(Оценка жюри.)
2. Жизнь и творчество К.Л.Хетагурова.
Ведущий 2
: Константин Леванович Хетагуров – выдающийся поэт и художник, великий сын осетинского народа. Он родился 153 года назад в Осетии, в селении Нар. Когда мальчику не было и двух месяцев, умерла мать. Добрая соседка взяла дитя к себе, стала ему второй матерью. Их каменная хижина – сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну... (Слайд 3)
Ведущий 1 Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумагц, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасных горах, о трудной жизни соседей – бедняков, об их бедах и надеждах. Горцы запоминали их, пересказывали, пели как песни. До сих пор самая высокая похвала на родине поэта – “сказал, как Коста”. Коста Хетагуров очень рано понял, что человек не может быть счастлив, если его угнетают князья и помещики – алдары, притесняют чиновники царя. На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных, хотя царские власти преследовали его, не раз высылали из родной Осетии. Коста Хетагуров написал замечательную книгу стихов, которую назвал “Осетинская лира”. С этой книги началась художественная литература осетинского народа.
(Оценка жюри.)
Ведущий 2 Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть стихотворений К.Хетагурова.
(Слайд 5–11) (На выбор.)
Ведущий 2
Ребята, теперь попробуйте перевести афоризмы Коста! (Слайд
Ведущий 1
Сейчас мы отправимся в путешествие по картинной галерее К.Хетагурова-художника.
– Определить название картин. (Слайд 12, 13)
Скажите, кто такой Леонардо Да Винчи?(писатель,поэт? Что вы о нем слышали?)
А теперь ответе почему Коста называют “Леонардо да Винчи осетинского народа”
(Оценка жюри)
18)
(Слайд 4)
Будь таким,…
(Оценка жюри.)
Ведущий 1 Мы приготовили для вас сюрприз, может быть, вы помните свою работу. («Лагау»)
Ведущий 2.Давайте послушаем как ребята читают «Мать Сирот» Хотим обратить внимание, что читать будут уч-ся 5а,5б
класса.Это очень важно, что дети работают вместе, дружно,сообща.
Ведущий 1 А сейчас перейдем от грустного к веселому.Давайте послушаем как дети подготовили свое домашнее задание, инсценировать выбранную басню Коста Хетагурова …. « Ворона и лиса». Учащиеся 5б класса Гаджиева Раиса,Саракаева Милана,Рамазанова Нурьяна.
Ребята, вы были когда – нибудь в музее в Наре? Ответы детей)
А у нас в городе?(Ответы детей)
Вудущий 2: Посмотрите на экран .Вы видите узей Коста, который находится на ул. Бутырина. Здесь представлен личные вещи Коста Хетагурова, книги предметы мебели.
Также его незаконченная картина «Скобящий ангел».
Ведущий 2 Наше мероприятие подходит к концу и хочется сказать , что каждая встреча с Коста для нас, безусловно праздник. А какой осетинский праздник обходится без традиционных трех осетинских пирогов ? А какие три пирога без традиционного тоста, произнесенного настоящим мужчиной.