Просмотр содержимого документа
«Классный час: Дети войны»
Дети войны.
Вед. Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «Дети войны».
Мы родились и выросли в мирное время.
Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон.
Для нас война – это история.
Звучит музыка.
Входят смеющиеся дети, играют в песочнице)
(на фоне музыки)
Вед. Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Свет выключается, раздаются взрывы. Дети освещаются фонарями.
Дети разбегаются с криками «мама». Включается нижний свет.
Голос Левитана.
Вед. В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война.
Музыка «Вставай страна огромная»
Вед. И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.
1уч. Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
2 уч. Великая Отечественная война – великое испытание для русского народа.
В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от боли, страданий, ведь дети – это будущее страны.
Выживут они – выживет страна: её идеалы, история, будущее.
3 уч. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом.
В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…
Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
4 уч. Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землёй людей, где жизнь обязательно начинается с солнечной, праздничной весны человеческой жизни.
5 уч. По нашему детству
Война прокатила.
Страданья и горе
Мы знали в лицо.
На прочность нас также
Война испытала,
Как наших ушедших
В сраженье отцов.
Вед. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
6 уч. Мой конь ещё в лугах гулял.
Тень к чёрным корневищам жалась,
И первый луч себя еще
В росе не изломал.
Мгла розовая дрогнула
И с голубой смешалась.
Я путы снял с коня под голос грозный.
Шинель затрёпана до дыр, -
Нас, ветхий, вдохновлял на труд колхозный
Неласковый старик – усталый бригадир.
Под звоны кос коня запряг я.
Волокуши
По травам влажный протянулся след.
А где-то шли бои. Людские гибли души.
Я взрослым был уже :
Мне было десять лет.
7уч. Во время ВОв дети стали заложниками страшных событий, на их плечи лёг непосильный труд, они были лишены детства.
8 уч. Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.
9 уч. За годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы – кормильцы воевали, надо было поддержать семью.
Вед. На Пермский мотостроительный завод принимали рабочих с 11 лет. Их было более двух тысяч, и съезжались они к Перми в теплушках со всей страны. « На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать» - улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война.
Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают.
Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».
10 уч. Однажды директор завода приказал собрать в своём кабинете лучших из лучших. Ребята столпились в дверях, не решаясь войти.
«Ну что там, что?» - спрашивали задние у передних, подглядывающих в щелку.
«Варенье…» - ответили те потрясённо, увидев расставленные на столе банки с яркими этикетками.
Варенье съедалось, конечно коллективом. Выдай премию директор
деньгами – где бы они смогли купить в то время такое богатство?
… Все они до единого утверждали, что компот (а в банках оказался именно компот) был очень сладкий.
Но он был почти без сахара и потому скорее кисловатый. Но разве убедишь в этом их, детей военного времени, их, маленьких рабочих Победы?...
11 уч. Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время.
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию –
банку варенья –
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом,
в лесу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним.
Как будто бы не было больше на свете войны.
12 уч. Фронт проходил всюду – на передовой и в тылу.
Воевали все – отцы, матери, дети…
По примеру своего любимого героя тимуровцы помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, писали письма на фронт, выступали с концертами…
13 уч. Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
- «Господи!...
До чего же артисты маленькие.
Мы шагаем палатами длинными,
Мы почти растворяемся в них
с балалайками, с мандолинами
и большими пачками книг…
Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.
14 уч. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.
И ещё не дотянув до совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества и героизма, что удостаивались звания Героя Советского Союза, медалей и орденов.
И уже ни для кого не были они простыми мальчишками и девчонками.
Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская и трудовая доблесть стояла в одном строю с мужеством и героизмом взрослых.
1 уч. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Немало детей сражалось с немецкими фашистами, находясь в рядах Советской Армии и Военно-морского флота.
2 уч. Горнили «к бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага.
В двенадцать лет по – взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
3 уч. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
4 уч. Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать.
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Не ради славы воевали и погибали люди, погибали дети, ради жизни на земле.
5 уч. Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть вы были маленькие очень,
Вы тоже победили в той войне.
6 уч. За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.
По очереди выходят ребята. На фоне музыки они рассказывают о
пионерах – героях. У каждого из них в руках портрет юного героя)
7 уч. Лёня Голиков из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов.
Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.
8 уч. Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.
9 уч. Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.
В феврале 1944 года при освобождении города Изяславля юный партизан пал смертью храбрых.
10 уч. Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссию.
Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам.
Музыка (колокол).
11 уч. На фотографии в газете
нечётко изображены
бойцы, ещё немножко дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг,
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою,-
жизнь начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зелёная трава.
12 уч. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
13 уч. Во время Вов немало детей за подвиги получили ордена и медали.
14 уч. Более 35 тысяч пионеров были награждены медалями «ЗА оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».
1уч. В далёком, тревожном военном году
Под гром батарей, у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрыта тетрадь –
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как смело тогда они приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать…
Музыка «Журавли»
2 уч. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
3 уч. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали с голода.
Ловили кошек, собак, птиц, из столярного клея варили суп…
4 уч. Я жил зимою в Ленинграде…
Да, я не скрою: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но съев похлёбку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал – у станка,
как падает солдат в сраженье.
5 уч. Наряду со взрослыми ужасы блокады испытали на себе и дети.
Вместе они защищали город. Дети тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода.
Вед. На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
-Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: Хлеба нет.
6 уч. Блокада – далеко как это слово
От наших с вами мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
7 уч. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках.
На заводы и фабрики пришли мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки чтобы достать рычаги станков. Голодные, измождённые подростки – рабочие по 12 -14 часов не выходили из промёрзших цехов.
8 уч. В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?...
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта…
На фоне музыки.
9 уч. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
(на доске портрет Тани Савичевой)
Вед. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
10 уч. « Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г.»
11 уч. « Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.»
12 уч. « Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»
13 уч. « Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.»
14 уч. « Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»
1 уч. «Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
(Стук метронома.)
2уч. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
3 уч. У каждого из тех детей, которые находились в блокадном городе, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба.
На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными, измученными, молчаливыми и малоподвижными.
На этом сером, жутком сером фоне помнятся и видятся только ребячьи глаза – полные ужаса, горя, усталости и …надежды.
Их не описать, не забыть.
4 уч. Надо мною – блокадное небо.
Мне одиннадцать стукнуло лет.
Я гадаю над пайкою хлеба –
до конца съесть её или нет?
Дом соседний –
кирпичная груда.
Скоро ночь.
Бомбы вновь запоют.
Не оставить?
Что есть завтра буду?
Не доесть?
Вдруг сегодня убьют?
5 уч. О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от вас, ото всех людей.
6 уч. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности.
О событиях тех лет глазами детей мы узнаём из воспоминаний…
Вед. Поэт Е Евтушенко вспоминает:
« Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Вов, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб, пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, - всё это было суровой начальной школой нашего поколения. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанта на газетах, между строк сообщений Информбюро,
и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.
Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
Война унижала нас голодом, холодом, нищетой.
Мы – это дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над рейхстагом».
7 уч. Евченко Раиса Герасимовна из с Нижнекаменка Ордынского района вспоминает:
(на фоне музыки)
Вед. «В 1942 году я училась в 5 классе. В апреле к нам приехал военком и на школьном собрании сказал: Дети, фронту нужен лес, мы просим вас помочь фронту. И вот 16 человек 12-13 лет пошли работать на заготовку леса. Это очень тяжёлый, изнурительный труд. Увезли нас за 8 км. от дома в лес. Мы там жили в бараках: общие нары из берёзовых жердей, а на них сено. Посередине стояла печка-буржуйка. Мужчины – лесорубы около буржуйки успевали на палках развесить спецовку, обувь, чтобы просушить, а нам некуда было повесить и приходилось утром надевать мокрую одежду. Она была рваная, валенки дырявые, дыры затыкали сеном.
Нам, детям норма была установлена, как взрослым. Если не выполнишь, вместо 600 грамм хлеба получишь 400.
А хлеб был из мёрзлой картошки с шелухой и овёс вместе с мякиной.
Но он казался таким вкусным!
В 1944 году, в марте, разыгрались метели, и засыпало дорогу, по которой лесовозы вывозили лес на берег Оби.
Нас, подростков, послали чистить дорогу длиной 8 км. Пробыли в лесу пять суток. Пайку привозил на лыжах старик.
В ведре растапливали снег и пили с хлебом, вот и вся пища. Утром прочистим дорогу, с 1км. пройдём, а её снова заметает.
После 5 суток, измученные, обессиленные, взявшись за руки, пошли домой.
У многих поднялась температура.
А через три дня нас вызвали в контору. Оказалось, что из района приехал судья. И нас судили за прогул. Кабинет закрыли на замок, и наши матери не могли даже к нам зайти.
И вот огласили приговор: дали нам по году исправительных работ, с вычетом 25% из зарплаты. Из хлебных карточек вырезали талоны за 10 дней. Так мы и жили. На фотографии тех лет я похожа на старушку».
8 уч. Всё больше и больше дней проходит со времён Великой Отечественной войны, всё дальше время отдаляет от нас события тех лет.
9 уч. Но, к счастью, среди нас есть ещё свидетели того времени, которые могут рассказать о своём повседневном героизме – это дети войны.
(слово предоставляется приглашённым ветеранам)
10 уч. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
11 уч. Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
12 уч. Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
13 уч. Я хочу, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.
14 уч. Я надеюсь, что детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.
Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.
Песня «Здравствуй, мир!»
Вед. Спасибо нашим гостям за их рассказы. (Дети дарят подарки)
Желаем им крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья!
Если наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит не напрасно прошло время.
Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!